Ведомости онлайн,
23 апреля 2025 г.
Почему бизнесу пора начать страховать киберриски
22 просмотра
Сегодня предприятия активно инвестируют в меры информационной безопасности. Но никакие технологии не гарантируют полной защиты: ошибки сотрудников, методы социальной инженерии и развитие искусственного интеллекта делают компании уязвимыми. В этом контексте страхование киберрисков перестает быть экзотикой и становится насущной необходимостью. Это не просто дополнительная финансовая подушка, а стратегический инструмент управления рисками, который может уберечь компанию от колоссальных убытков и репутационных потерь. Но пока с этим согласны не все.
По различным прогнозам, к концу десятилетия глобальные потери от киберпреступлений достигнут $90 трлн. И хотя мировые расходы на информационную безопасность превысили $200 млрд, число инцидентов не уменьшается, в том числе в России. Только в конце марта – начале апреля 2025 г. под ударом оказались «Мострансавто», РЖД, Система быстрых платежей и «Лукойл». И если отсутствие автобусов на онлайн-карте, скорее, неудобство, то невозможность купить билет на поезд, перевести деньги, оплатить топливо или покупки, причем в масштабе страны, – серьезная проблема. Если предположить, что действия хакеров привели к дневному простою бизнеса, то потери РЖД в таком случае составят 7,7 млрд руб. (при условии, что выручка за год – 2,8 трлн руб.), а «Лукойла» – 23,6 млрд руб. (годовая выручка – 8,62 трлн руб.). А ведь страдает не только финансовая составляющая, но и репутационная.
И глобальный рынок киберстрахования стремительно растет: в 2022 г. его объем составлял $11 млрд, а к 2031-му может достичь $60 млрд. Но в России компании продолжают надеяться на собственные силы и игнорируют возможность финансовой защиты, забывая, что стоимость устранения последствий кибератаки значительно превышает любые затраты на полис.
Первый киберстраховой продукт в России был запущен еще в начале 2010-х, но рынок так и не стал массовым. По данным исследования Mains, в стране заключено не больше 2000 договоров киберстрахования, причем большинство из них – коробочные решения с ограниченным покрытием. Наблюдается парадокс: чем выше уровень угроз, тем активнее бизнес инвестирует в защиту, избегая при этом инструмента, который мог бы компенсировать ущерб от атак.
В чем причина низкого спроса? Во-первых, компании недооценивают риски и считают, что если у них нет миллионов клиентов или критически важных данных, то они не представляют интереса для хакеров. Практика показывает, что мишенью становятся и обычные россияне, и промышленные гиганты, и госучреждения. Во-вторых, бизнес опасается сложных условий страхования, бюрократических проволочек и возможных отказов в выплатах. В-третьих, киберстрахование – это сложный продукт, который требует от клиентов прозрачности в отношении своих систем защиты, а многие компании пока не готовы раскрывать эту информацию.
В отличие от западной практики в России запрещено страховать штрафы, наложенные государством. Невозможно и компенсировать размер выкупа – такой акт приравнивается к поддержке терроризма. Экспертное и потребительское сообщества любят приводить эти исключения как барьеры для развития рынка. Но штрафы составляют только часть от расходов бизнеса в связи с киберинцидентом, страховая компания же покрывает остальное.
Стандартный полис компенсирует финансовые убытки от приостановки деятельности, упущенную выгоду, расходы на восстановление систем и информации, материальный ущерб оборудованию и имуществу. Также покрываются расходы на купирование инцидента и уменьшение его последствий. Кроме того, в полисе предусмотрено возмещение расходов на судебное разбирательство, а также пиар-поддержка в кризисных ситуациях. Компенсация таких расходов уже покроет стоимость договора страхования, не говоря о компенсации ущерба первому или третьему лицам.
Многие компании пока попросту не понимают, как урегулируются убытки и рассчитывается размер компенсации. А рынок редко раскрывает информацию о киберинцидентах – отсюда низкий интерес к инструменту.
Вероятно, страховщик так и останется для страхователя третьим лицом, которому нельзя раскрывать данные. Тут на выручку могут прийти IT-интеграторы и компании, занимающиеся кибербезопасностью. Они уже находятся в доверенном контуре страхователя. Применяя систему оценки риска, такие посредники могут передавать страховщикам скоринг-балл или проводить полноценный андеррайтинг на своей стороне, консультировать клиента по объему страхового покрытия и последовательности шагов при киберинциденте. Так страхование станет одним из звеньев общей системы защиты предприятия, что снимет многие вопросы о его необходимости.
Страховым компаниям же важно в кооперации с вендорами разработать единые стандарты и применять их на практике. Здесь не обойтись без сознательности компаний-страхователей в части открытости информации. Клиенты, партнеры, государство страдают от незнания сильнее, чем в случае открытого предупреждения об инциденте, когда у них остается время для принятия мер в отношении своей безопасности. Всеобщая прозрачность не только повысит доверие, но и снизит ущерб.
В свое время компании осознали необходимость страхования имущества и ответственности. Точно так же и киберстрахование в ближайшие годы станет стандартной практикой. Компании или должны сделать шаг в этом направлении сейчас, или будут вынуждены заплатить за свое бездействие в будущем. Время играет против тех, кто откладывает решение на потом. Киберугрозы становятся сложнее, атаки – масштабнее, убытки – ощутимее. И вопрос не в том, произойдет ли кибератака, а в том, насколько готовым окажется бизнес к ее последствиям.
Павел ОЗЕРОВ, совладелец страхового брокера Mains
Вся пресса за 23 апреля 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Киберугрозы, киберриски и киберстрахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
28 мая 2025 г.

|
|
Gorod.lv, 28 мая 2025 г.
Больше всего случаев участия незастрахованных автомобилей в ДТП фиксируется в Латгалии

|
|
Авторамблер, 28 мая 2025 г.
ОСАГО может подорожать на 50% в регионах с большим количеством ДТП

|
|
Тюменская линия, 28 мая 2025 г.
Пострадавшие в паводок ишимцы могут обратиться в страховую компанию за выплатами

|
|
Forbes Казахстан, 28 мая 2025 г.
Как изменились правила обязательного автострахования в Казахстане

|
|
ОрёлТаймс, 28 мая 2025 г.
Орловцы жалуются на работу банков и страховых компаний

|
|
korins.ru, 28 мая 2025 г.
ВСС: региональные рабочие группы страховщиков как инструмент противодействия страховому мошенничеству

|
|
gazeta-n1.ru, Улан-Удэ, 28 мая 2025 г.
Замена страховки молодому улан-удэнцу обошлась в 577 тысяч рублей

|
|
ГТРК Башкортостан, 28 мая 2025 г.
В Уфе водитель Hyundai Solaris насмерть сбил лося

|
|
РИА Новости, 28 мая 2025 г.
Председатель ФОМС обсудил с послом Судана сотрудничество в медстраховании

|
|
Autonews.ru, 28 мая 2025 г.
Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО скажутся на стоимости полисов. Причины

|
|
РИАМО, 28 мая 2025 г.
РНПК: 3 тенденции наблюдаются на российском рынке перестрахования

|
|
Frank Media, 28 мая 2025 г.
Атаки дронов и рост убытков изменили рынок перестрахования в России

|
|
Конкурент, Владивосток, 28 мая 2025 г.
Новый поворот в ситуации с ОСАГО. Водителей без полиса ждут камеры

|
|
Агроэксперт, 28 мая 2025 г.
Страховые выплаты по договорам с господдержкой за 4 месяца превысили 4,2 млрд рублей

|
|
Новости транспорта, 28 мая 2025 г.
Центробанк озаботился снижением стоимости ОСАГО для аккуратных водителей

|
|
Известия онлайн, 28 мая 2025 г.
Более половины россиян всегда используют страховку для путешествий

|
|
Forbes, 28 мая 2025 г.
Страховщики оценили убытки из-за атак дронов

|
 Остальные материалы за 28 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|