Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Барьер-2025. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Барьер-2025. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы
Форум страховых инноваций InnoIns-2025


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  ПРАЙМ, 30 октября 2015 г.

Большинству российских автовладельцев полис ОСАГО обходится дешевле 5 тыс. руб. – РСА

Почти 60% российских автовладельцев полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) обходится дешевле 5 тысяч рублей, сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Адвокатская газета, 17 июля 2025 г.

Государственные суды не должны вмешиваться в прерогативу третейского суда по оценке доказательства
98 просмотров

Верховный Суд пояснил, что при рассмотрении заявлений об оспаривании решения третейского суда, о приведении его в исполнение суд не вправе переоценивать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать его решение по существу

В комментарии «АГ» представитель заявителя отметила, что данное решение Верховного Суда не только восстановило справедливость по конкретному делу, но и укрепило гарантии независимости третейского разбирательства в целом. Эксперты «АГ» положительно оценили выводы Суда, подчеркнув, что практика необоснованного пересмотра решений третейских судов снижает доверие к альтернативным способам разрешения споров и противоречит принципам развития третейского разбирательства в России.

Верховный Суд опубликовал Определение № 305-ЭС25-1488 от 4 июля по делу № А40-148733/2024, в котором установил, что государственные суды вышли за пределы своей компетенции, установленной АПК РФ, пересмотрев решение третейского суда по существу.

Третейский суд взыскал страховое возмещение

16 апреля 2021 г. между ООО «Угольный морской порт Шахтерск» и ООО «АМТ Страхование» на условиях КАСКО был заключен договор страхования в отношении буксира «Шахтерск-1». Район плавания судна – моря Дальневосточного бассейна РФ, Японское и Желтое моря. Страховая сумма составляет 74 млн руб. и определена соглашением сторон на основании заявленной страхователем стоимости.

30 декабря 2021 г., в период действия договора страхования, судно при заходе во внутреннюю гавань порта в условиях резко ухудшившейся погоды село на мель, после чего получило повреждения, которые привели в том числе к поступлению воды внутрь корпуса судна. 9 марта 2022 г. после установления благоприятных погодных и ледовых условий на акватории порта судно было снято с мели и отбуксировано в порт. Как установила комиссия МТУ Ространснадзора по Дальневосточному федеральному округу, причиной аварии стали тяжелые погодные условия, связанные с непрогнозируемым усилением ветра и волнением моря, что привело к сносу судна в сторону береговой отмели при воздействии на его левый борт штормового ветра и волнения.

По заключению специалистов, предварительная стоимость восстановительного ремонта судна была установлена в диапазоне от 167 млн руб. до 191 млн руб., что значительно превышает страховую стоимость и страховую сумму буксира, установленную в договоре страхования, это делало ремонт судна экономически нецелесообразным. Морской порт направил страховой компании заявление об абандоне с приложением об исключении судна из Российского морского регистра судоходства, а также требование о выплате страхового возмещения в сумме 74 млн руб. в связи с полной конструктивной гибелью застрахованного судна.

«АМТ Страхование» не признало событие страховым случаем и отказало в выплате, сославшись на техническую неприспособленность судна и недопустимость его работы в условиях активного ледообразования, сложившихся как до, так и к моменту выхода в рейс. Кроме того, страховая компания сослалась на грубую неосторожность страхователя, отправившего в рейс судно, состояние которого для сложившихся погодных условий было заведомо немореходным. Также на борту отсутствовал один матрос, что, по мнению страховщика, повлияло на возникновение аварии.

Тогда морской порт обратился в Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ, как это предусмотрено Правилами страхования, с заявлением о взыскании со страховой компании 104 млн руб., включающих сумму страхового возмещения, расходов, понесенных с целью уменьшения убытков, расходов на содержание буксира, процентов за пользование чужими денежными средствами, арбитражных расходов, расходов на оплату услуг специалистов, экспертов, юридических представителей.

Решением Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ от 26 июня 2024 г. иск был удовлетворен. Третейский суд признал спорный случай страховым. Он установил, что на момент выхода в рейс судно имело действующий и действительный класс, было мореходно и технически пригодно к эксплуатации по назначению в дату осуществления рейса – 30 декабря 2021 г. Довод страховой компании о проявлении истцом грубой неосторожности был признан неподтвержденным и недоказанным. Арбитражное учреждение пояснило: грубая неосторожность имеет место, в частности, в случае технического несоответствия судна его регистровой документации и в случае выхода из строя оборудования судна ввиду ненадлежащего ухода, однако наличие таких обстоятельств страховой компанией не доказано. Третейский суд также негативно оценил довод страховой компании о неукомплектованности экипажа, указав на отсутствие доказательств наличия причинно-следственной связи между данным обстоятельством и произошедшей аварией.

Государственный суд отменил решение третейского суда

В связи с неисполнением страховой компанией решения третейского суда морской порт обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. В свою очередь «АМТ Страхование», ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявления, поскольку решение третейского суда противоречит публичному порядку РФ, также обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене данного решения. Эти дела были объединены в одно производство.

Определением АС г. Москвы от 11 октября 2024 г. заявление морского порта о выдаче исполнительного листа оставлено без удовлетворения, а заявление страховой компании удовлетворено – решение третейского суда было отменено. Суд указал на техническую неприспособленность и недопустимость работы судна в условиях активного ледообразования, сложившихся к моменту направления судна в рейс; сослался на грубую неосторожность страхователя, отправившего в рейс судно, состояние которого для сложившихся погодных условий было заведомо немореходным. Он также отметил, что судно являлось средством водного транспорта «тропического предназначения», не могло и не должно эксплуатироваться при заведомо известном страхователю наличии льда в любой его форме. По мнению первой инстанции, третейским судом не даны мотивированные обоснования неподтверждения факта грубой неосторожности страхователя, а также не дана надлежащая оценка доводам страховой компании. Апелляция поддержала такое решение.

ВС установил, что арбитражные суды переоценили доказательства, исследованные третейским судом

Морской порт обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой. Рассмотрев дело, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что ч. 4 ст. 233 АПК установлены основания, по которым арбитражный суд отменяет решение третейского суда, если установит, что: спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства; решение третейского суда противоречит публичному порядку РФ.

Как заметил ВС, страховая компания ссылалась на противоречие решения третейского суда публичному порядку РФ; по ее мнению, это нарушение выразилось в ненадлежащей оценке доказательств, представленных ею, исследовании и оценке третейским судом только части представленных доказательств, злоупотреблении правом оценки по внутреннему убеждению, неравном отношении к сторонам, выразившемся в немотивированном отклонении доводов страховой компании.

Со ссылкой на п. 51 Постановления Пленума ВС РФ от 10 декабря 2019 г. № 53 «О выполнении судами РФ функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража» ВС разъяснил, что под публичным порядком понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы РФ. Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы РФ, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.

При этом ВС обратил внимание, что при рассмотрении заявлений об оспаривании решения третейского суда, о приведении его в исполнение суд не вправе переоценивать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу и ограничивается установлением факта наличия или отсутствия оснований для отмены решения третейского суда. Судебная коллегия указала, что, отменяя решение третейского суда, суды фактически переоценили доказательства, исследованные и оцененные третейским судом, пересмотрев решение третейского суда по существу, в то время как в ст. 233 АПК установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых суд может вынести определение об отмене решения третейского суда.

В данном деле суды не указали, какие фундаментальные правовые начала, обладающие высшей императивностью, были нарушены третейским судом, что повлекло бы последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затронуло бы интересы больших социальных групп либо нарушило права и свободы физических и юридических лиц. Суды также не учли, что в силу п. 2 ст. 19 Закона о международном коммерческим арбитраже и параграфа 26 Регламента Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ разрешение вопросов о принятии или непринятии представленных сторонами доказательств, включая полномочия определять относимость, допустимость, существенность и значимость любого доказательства, предоставлено третейскому суду. Оценка доказательств осуществляется третейским судом по своему внутреннему убеждению, уточнила Экономколлегия.

ВС пояснил, что решение третейского суда не может быть отменено по основаниям, не предусмотренным АПК, поскольку проверка законности и обоснованности решения третейского суда не входит в перечень оснований, предусмотренных Кодексом. Таким образом, суды вышли за пределы своей компетенции, установленной АПК, пересмотрев решение третейского суда по существу, правовые основания для отмены решения третейского суда отсутствовали.

В результате Верховный Суд отменил обжалуемые судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, отказал в удовлетворении заявления страховой компании об отмене решения третейского суда и удовлетворил заявление страхователя о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения, поручив АС г. Москвы выдать соответствующий исполнительный лист.

Комментарий представителя

В комментарии «АГ» представитель общества «Угольный морской порт Шахтерск», партнер, руководитель практики «Страхование» АБ «КИАП» Мария Краснова отметила, что проблема, которую затронул ВС в этом деле, является актуальной и значимой для всей арбитражной практики. «Речь идет о границах допустимого контроля со стороны государственных судов за решениями третейских (арбитражных) судов. Несмотря на то что третейское разбирательство является альтернативной формой разрешения споров, его решения подлежат принудительному исполнению через систему государственных судов. Однако закон прямо ограничивает суды в праве пересматривать такие решения по существу – они вправе лишь проверить наличие формальных оснований для отмены, установленных АПК. В нашем деле эта граница была нарушена», – прокомментировала юрист.

Мария Краснова подчеркнула, что суды первой и кассационной инстанций отменили решение Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ, сославшись на нарушение третейским судом принципа законности и вытекающее из этого несоответствие решения публичному порядку РФ. Однако, как заметила юрист, из скупой мотивировки определения следовало, что государственный суд не нашел ошибок в применении арбитрами норм материального права, а, по сути, не согласился с правовой оценкой представленных в третейском суде доказательств, придя к противоположному выводу. Столь явное нарушение государственными судами запрета на пересмотр решения третейского суда по существу послужило основанием для обращения в Верховный Суд.

Она обратила внимание, что, несмотря на возражения страховщика, судьи Экономколлегии подтвердили, что нижестоящие суды фактически переоценили доказательства, исследованные и оцененные третейским судом, незаконно пересмотрев его решение по существу. ВС указал на недопустимость произвольно широкого толкования публичного порядка и вмешательства в дискреционные полномочия арбитров, которые вправе оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, отметила юрист. «Мы полностью поддерживаем позицию ВС. Он не стал направлять дело на новое рассмотрение, а вынес новый судебный акт об удовлетворении заявления на выдачу исполнительного листа и об отказе в отмене решения Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ. Это важный прецедент, подтверждающий обязательность арбитражных решений и недопустимость их произвольной ревизии. Решение Верховного Суда не только восстановило справедливость по конкретному делу, но и укрепило гарантии независимости третейского разбирательства в целом», – считает Мария Краснова.

Эксперты «АГ» поприветствовали выводы Верховного Суда

Управляющий партнер АБ «Юг» Юрий Пустовит полагает, что ВС вынес законное и обоснованное определение. Он отметил, что в нем решена важная проблема, которая часто встречается в деятельности третейских судов, а именно отмена их решения государственными арбитражными судами по причине их незаконности или необоснованности. «При этом суды забывают, что они по этим критериям решения третейских судов оценивать не вправе. Они могут лишь проверить компетенцию третейского суда и соблюдение им публичного порядка. Если вопрос компетенции трудностей не вызывает, то с пониманием публичного порядка у судов есть сложности. Это очень размытый критерий, установить его точные границы бывает нелегко. Именно это и произошло в рассматриваемом деле», – поделился мнением эксперт.

Руководитель практики частного права Юридической компании «Митра» Константин Сердюков подчеркнул, что проблема выхода государственных судов за очерченные процессуальным законом рамки проверки решений третейского суда действительно существует, о чем свидетельствует внимание ВС к этому вопросу. Он отметил, что в Постановлении Пленума № 53 Верховный Суд специально обращал внимание нижестоящих судов на недопустимость переоценивать обстоятельства, установленные третейским судом.

«Поскольку недавнее кратное увеличение размеров государственных пошлин в определенной степени повышает привлекательность арбитража как альтернативы государственным судам, можно предположить, что актуальность этой проблемы будет повышаться по мере роста количества споров об оспаривании решений третейских судов и о приведении таких решений в исполнение. При этом очевидно, что недопустимость пересмотра государственным судом решения третейского суда по существу составляет один из ключевых принципов арбитража (третейского разбирательства). Исключение или нарушение этого принципа выхолащивает саму идею арбитража как альтернативного способа разрешения споров», – считает Константин Сердюков.

Как полагает эксперт, позиция, которую занял ВС в споре морского порта и страховой компании, является взвешенной и обоснованной. Эксперт отметил, что, поскольку ненадлежащая оценка третейским судом доказательств и неравное отношение к сторонам спора, на которые ссылалась страховая компания, не свидетельствуют о противоречии решения третейского суда публичному порядку, ВС обоснованно указал на отсутствие у судов оснований для отмены решения третейского суда.

Управляющий партнер АБ «Гребельский и Партнеры» Александр Гребельский отметил, что проблема, рассмотренная в определении ВС, касается фундаментального принципа взаимоотношений государственных и третейских судов – недопустимости пересмотра решений третейских судов по существу при их оспаривании или выдаче исполнительных листов.

Эксперт подчеркнул, что, согласно статистике, в 2023 г. арбитражными судами было рассмотрено 1155 дел об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов, что свидетельствует о значительном объеме споров в данной сфере. Однако судебная практика показывает устойчивую тенденцию государственных судов к выходу за пределы своей компетенции при рассмотрении заявлений об оспаривании решений третейских судов. «Последняя статистика показывает, что процент отмены и отказа в исполнении решений внутренних третейских судов составляет 20%, отказа в признании иностранных – 40%. Эти цифры значительно превышают мировые показатели (даже в странах глобального юга, например в БРИКС). Российская практика неоправданного вмешательства в деятельность третейских судов расходится с международными стандартами арбитража, где решения третейских судов пользуются высокой степенью защиты от пересмотра», – считает Александр Гребельский.

Адвокат обратил внимание, что суды часто неверно интерпретируют основание отмены решения третейского суда в виде «противоречия публичному порядку Российской Федерации». Он отметил, что, как разъяснил ВС в Постановлении Пленума № 53, под публичным порядком понимаются фундаментальные правовые начала, обладающие высшей императивностью, нарушение которых способно причинить ущерб суверенитету или безопасности государства. Однако позже, отметил Александр Гребельский, КС РФ к публичному порядку отнес принцип законности.

«Практика необоснованного пересмотра решений третейских судов снижает доверие к альтернативным способам разрешения споров и противоречит принципам развития третейского разбирательства в России. Это особенно важно в условиях, когда третейские суды призваны разгрузить государственную судебную систему и обеспечить более эффективное разрешение коммерческих споров. Третейские суды обладают исключительной компетенцией по оценке доказательств и применению норм материального права в рамках переданного им спора. Государственные суды должны ограничиваться процессуальным контролем за соблюдением установленных законом требований, но не вмешиваться в прерогативу третейского суда оценивать доказательства. Необоснованный пересмотр решений третейских судов по мотивам переоценки доказательств нарушает права сторон, которые добровольно согласились на разрешение спора в третейском порядке и рассчитывали на то, что их соглашение будет устойчивым», – поделился мнением эксперт.

Александр Гребельский также обратил внимание на специфику страхового спора, рассмотренного Морской арбитражной комиссией при ТПП РФ. Он отметил, что данная комиссия является специализированным арбитражным учреждением с богатой историей рассмотрения морских споров, включая страховые дела, и большим пулом специалистов в области торгового мореплавания и судоходства. Государственный же суд такой специализацией обладать не может, подчеркнул эксперт.

Управляющий партнер ЮК «Варшавский и партнеры» Владислав Варшавский считает очевидным, что нарушение процессуальных аспектов, на чем настаивала страховая компания, не является нарушением публичного порядка. «Даже удивительно, почему кассационным судом не были исправлены очевидные ошибки первой инстанции. Выводы Верховного Суда по делу полностью соотносятся как с нормой процессуального закона, так и с Постановлением Пленума ВС № 53. Совершенно справедливо и обоснованно с учетом наличия решения третейского суда порту выдан исполнительный лист для принудительного исполнения решения», – считает эксперт.

Анжела АРСТАНОВА


  Вся пресса за 17 июля 2025 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Выплаты, Морское страхование, Суды и расследования
В материале упоминаются:
Компании, организации:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Текущая пресса

30 октября 2025 г.

РБК, газета, 30 октября 2025 г.
Защита зашивается в полисы

korins.ru, 30 октября 2025 г.
ВСС отмечает высокую активность в Ярославской области недобросовестных автоюристов

Газета.Ru, 30 октября 2025 г.
В России будут введены стандарты страхования общего имущества в многоквартирных домах

ТАСС, 30 октября 2025 г.
В России введут стандарты страхования общего имущества в многоэтажках


29 октября 2025 г.

Казахстанский портал о страховании, 29 октября 2025 г.
ИИ и технологии нового поколения определяют будущее MGA на страховом рынке

Тренд, Баку, 29 октября 2025 г.
Азербайджан и Турция подписали Меморандум о взаимопонимании в сфере страхования

Казахстанский портал о страховании, 29 октября 2025 г.
Риск-менеджеры требуют новой стратегии страхования перерывов в бизнесе

Казахстанский портал о страховании, 29 октября 2025 г.
Рынок страхования авиаперевозок под давлением рекордных убытков 2025 года

Рамблер (Rambler News Service, RNS), ИА, 29 октября 2025 г.
Кто такой финансовый омбудсмен и чем он может вам помочь

СенатИнформ, 29 октября 2025 г.
Набиуллина: для успеха в борьбе с мошенничеством в ОСАГО нужно участие регионов

cbr.ru, 29 октября 2025 г.
Участникам рынка следует придерживаться единого подхода к информированию клиентов

CNews.ru, 29 октября 2025 г.
Red Security SOC обеспечит заказчикам компенсацию ущерба в случае успешных кибератак

Оренбуржье, 29 октября 2025 г.
Проверка репродуктивного здоровья по ОМС

Время Н, Нижний Новгород, 29 октября 2025 г.
Нижегородские студенты смогут поучаствовать в конкурсе «Знатоки страхования 2025»

Финмаркет, 29 октября 2025 г.
Количество проблемных регионов в части недобросовестниых практик в ОСАГО снизилось в 6 раз за 3 года

Интерфакс, 29 октября 2025 г.
Глава ЦБ считает участие регионов в борьбе с мошенничеством в ОСАГО необходимым для успеха

Авторамблер, 29 октября 2025 г.
Стало известно, заработает или нет система выявления автомобилей без ОСАГО с 1 ноября


  Остальные материалы за 29 октября 2025 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт