РБК (RBC.ru),
28 июля 2025 г.
Страхование для малого и среднего бизнеса: мифы и реальность
92 просмотра
Страхование традиционно воспринимается бизнесом как способ защиты от неожиданных финансовых потрясений. Однако малый и средний бизнес (МСП), несмотря на свою важность для экономики страны, сталкивается с рядом специфических трудностей на пути к эффективному использованию страховых инструментов. Давайте разберемся, почему эта категория предпринимателей остается непростой аудиторией для страховых компаний и как современные технологии помогают преодолеть существующие барьеры.
Причины растущего интереса МСП к страхованию
Мы отмечаем несколько факторов в зависимости от отрасли бизнеса и вида страхования:
Кадровый дефицит
Спрос на ДМС растет под действием двух ключевых факторов: дефицита кадров и борьба за таланты, и высокие ожидания самих сотрудников от бенефитного пакета, причем независимо от размера компании и региона проживания. Особенно это касается ИТ-специальностей, а таких компаний в составе МСП достаточно много.
ДМС давно стал базовым «гигиеническим» минимумом, который работодатель уже не может не предоставить.
Например, наше исследование с участием 10 ведущих страховщиков показало, что в 2024 году количество договоров ДМС с компаниями среднего бизнеса (100-250 человек) выросло у 9 из 10 опрошенных страховых компаний, а 6 из 10 сообщили о росте числа договоров с малыми предприятиями до 100 человек.
Рост числа договоров с МСП в портфеле страховщиков, 2024
- Средний бизнес (100-250 сотрудников) – 90% страховых компаний - Малый бизнес (до 100 сотрудников) – 60%страховых компаний
Исследование Remind «Тренды рынка корпоративного ДМС 2024-2025»
Пресловутая ключевая ставка
Другой важный фактор — ставка рефинансирования, которая удорожает кредитование, т.е. повышает расходы на непредвиденные ситуации, часть которых может компенсировать страхование.
Наиболее зрелые компании предпочитают купить полис и не держать риск на балансе компании, тем самым обеспечив себе надежный источник финансирования непредвиденных убытков и расходов.
Рост числа МСП
Третья причина — рост числа малых и средних предприятий из-за изменения структуры многих отраслей в последние три года. Например, малые и средние предприятия продолжают занимать ниши ушедших иностранных компаний, а также развиваются как локальные провайдеры на волне импортозамещения и т.д.
В чем проблема МСП в страховании
Небольшие клиенты в целом не самый интересный сегмент для страховщиков. Это связано не только с низким объемом премии, но и с низким уровнем риск-менеджмента, уровнем зрелости управления в целом. Если смотреть на медицинское страхование — высокая обращаемость из-за низкой количественной базы (т.е. из 20 сотрудников скорее всего все 20 обратятся к врачу, т.к. это почти их деньги). Как следствие, страховой рынок предлагает только достаточно ограниченные страховые продукты.
Компании предпочитают потратить деньги на прямое вознаграждение сотрудников, а страхование в целом покупают по необходимости из соображений экономии и по причине незрелости управленческих компетенций.
Не все МСП одинаковые
Стоит отметить сильное отличие между малыми и средними компаниями. Указанные проблемы в первую очередь касаются малых и микропредприятий (по классификации 209ФЗ). Средние компании, особенно те, что близки к верхней границе (250 сотрудников, выручка около 2 млрд руб.) — достаточно давно являются вполне частыми клиентами на страховом рынке, и к ним в меньшей степени относятся проблемы незрелости. Среди них немало компаний с иностранным участием, дочерних организаций, входящих в крупные группы и т.д.
Так, уже порядка 20 лет малые компании — самые частые покупатели полисов страхования гражданской ответственности, которые требуются при аренде помещений, в частности, в торговых и бизнес-центрах. Опять же, это страхование, которое они покупают по требованию арендодателя, а не из добровольного желания защититься от рисков. У крупных арендаторов, конечно, действуют более глобальные программы страхования на все их объекты вместе — офисы, склады, магазины и т.д.
Медицинское страхование: граница привлекательности
Если рассматривать медицинское страхование, то тут, по нашим наблюдениям, деление проходит примерно на уровне 40-50 человек штатной численности. Компаниям с меньшим числом сотрудников сложно получить качественный продукт ДМС и добиться какой-то его кастомизации под свои нужды.
Компаниям от 50 сотрудников, а тем более 100 человек и выше, уже доступны почти все возможности страхового рынка, и это достаточно желанные клиенты для страховых компаний.
Чего же хотят владельцы малого бизнеса от страховщиков
Сегмент МСП более чутко реагирует на ценовые сигналы, на удобство работы со страховым продуктом и поэтому готов быстрее переключаться между разными страховыми компаниями. Чтобы завоевать доверие этого сегмента, нужно действительно инвестировать в качество продукта, а сегмент ответит достаточно эластичным спросом.
Армен ГЮЛУМЯН, директор по маркетингу и коммуникациям
Директор по маркетингу страхового брокера Remind. Лектор МГИМО, эксперт по страхованию и риск-менеджменту, киберрискам, член экспертного совета Cyberstage
РБК Компании
Вся пресса за 28 июля 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Добровольное медицинское страхование, На правах рекламы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
21 октября 2025 г.

|
|
ТАСС, 21 октября 2025 г.
В Петербурге задержали 12 человек за мошенничество со страховками каско

|
|
Gazeta.SPb, 21 октября 2025 г.
Эксперт Патраков предложил новую систему страхования от дронов

|
|
МВД Медиа, 21 октября 2025 г.
Ирина Волк: В Санкт-Петербурге и Мурманске полицейскими задержаны участники группы, инсценировавшей ДТП для получения страховых выплат

|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 октября 2025 г.
Качество данных остаётся главным барьером для внедрения ИИ в страховании

|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 октября 2025 г.
Европейские страховщики увеличили прибыль благодаря низким катастрофическим убыткам

|
|
CNews.ru, 21 октября 2025 г.
НСИС вывел новый сервис для пользователей АИС страхования

|
|
Коммерческие вести, Омск, 21 октября 2025 г.
Онлайн-страхование: как туристу быстро получить защиту в поездке

|
|
Медвестник, 21 октября 2025 г.
На съезде Нацмедпалаты обсудят предложения по улучшению системы здравоохранения

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 21 октября 2025 г.
Крупная страховая компания готова почти бесплатно страховать пробег Tesla с FSD

|
|
Российская газета, 21 октября 2025 г.
О двух концах

|
|
ТАСС, 21 октября 2025 г.
Нилов просит Минздрав пресечь навязывание услуг пациентам в платных медцентрах

|
|
РБК, газета, 21 октября 2025 г.
Прикрытые перспективы открытых API

|
|
ТАСС, 21 октября 2025 г.
В ГД внесли законопроект о статусе квалифицированного инвестора при страховании жизни

|
|
Известия, 21 октября 2025 г.
Игра на повышение: порог оформления ДТП без ГАИ может быть увеличен

|
|
Дума ТВ, 21 октября 2025 г.
Аксаков сообщил о внесении законопроекта о новом виде страхования с инвестдоходом

|
20 октября 2025 г.

|
|
Национальное аграрное агентство, 20 октября 2025 г.
Агростраховщики выплатили аграриям свыше 5 миллиардов рублей

|
|
Интерфакс, 20 октября 2025 г.
В Думу внесли поправки о замене ИСЖ новым видом страхования жизни для инвесторов

|
 Остальные материалы за 20 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|