Автопанорама,
29 июля 2025 г.
Прокол цифрового европротокола
88 просмотров
Первого января 2025 года в России вступило в силу требование об обязательном электронном урегулировании убытков — теперь страховщики обязаны принимать заявления на выплаты не только в бумажном виде, но и онлайн. Но статистика за первые пять месяцев года показывает: цифровая трансформация буксует.
По данным РСА, из 837 тысяч заявлений лишь 350 тысяч (41,8%) европротоколов, а из них большинство оформлены «по классике». Вопрос: если онлайн-сервис уже есть, почему люди продолжают заполнять бумажки?
РСА и регулятор настаивают: «электронный европротокол упрощает процесс урегулирования, снижает нагрузку на ГИБДД, ускоряет выплаты». А благодаря мобильным приложениям «все оформляется за 10 минут, без очередей и на месте». В теории все гладко.
Но есть нюанс.
На практике автовладельцы оказались крайне осторожны и недоверчивы. Причины — не технические, а психологические. По данным исследования рабочей группы НФ «Защита прав автомобилистов», более 50% участников либо поверхностно понимают процедуру дистанционного оформления, либо не понимают вовсе. А значит, боятся. Боятся ошибиться, пропустить скрытые повреждения, неправильно сфотографировать машину — и в результате не получить выплату. Это логично. Когда единственный шанс на компенсацию зависит от того, как ты сделал фото на темной обочине с плохим интернетом, вряд ли ты захочешь экспериментировать.
Разберемся по пунктам. Что мешает?
1. Незнание процедуры. Онлайн-европротокол — это не просто «сфоткай и отправь». Там куча условий: панорама места аварии, повреждения авто, следы торможения, обломки на дороге, если есть, госномера обеих машин. Отступишь на шаг — и вся схема рушится.
2. Недоверие к технологиям. Что если приложение зависнет? Что если фото окажется «недостаточно информативным»? Кто решает, достаточно ли информативно? А если данные пропадут «по дороге»? А как же «скрытые» повреждения?
3. Проблемы с интернетом. Как отправить фото в приложение, если ДТП произошло за городом, где связь «еле тянет»? Или мобильный интернет вовсе отключили, что в последнее время случается часто. Офлайн-режима пока не предусмотрено.
4. Возрастной барьер. Среди водителей старше 60 лет почти никто не верит в онлайн-урегулирование — они по старинке вызывают инспектора. Каким-то образом массово обучить пожилых автомобилистов особенностям цифрового урегулирования, скорее всего, не получится.
Парадокс: люди хотят сэкономить время и нервы, но не готовы рисковать выплатой ради удобства. А в ситуации, когда каждый шаг в приложении воспринимается как потенциальная угроза получить отказ, проще заполнить бланк европротокола ручкой.
Что с этим делать?
Ответ очевиден: упростить и ограничить. Роль автомобилиста в цифровом оформлении аварии должна быть сведена к двум вещам:
1. Подтвердить факт ДТП. Сделать фото и видео — как умеет. Главное — чтобы было видно, что это действительно авария конкретных автомобилей, а не мошенничество.
2. Прийти к согласию с другим участником о виновности. И зафиксировать это согласие через «Госуслуги», где обе стороны проходят верификацию. Все — базовый протокол выполнен.
Дальше в дело должны вступать профессионалы. А именно, штатный оценщик страховой, аккредитованная СТО (с электронным направлением) либо (пофантазируем) — ИИ-модель, но уже не на дороге, а в спокойной обстановке. Именно там — при вскрытии обшивки, осмотре ходовой и съемке с подъемника — выявляется то, что обычный человек у бордюра дороги увидеть не может. И не должен.
А пока... доверие к бумаге крепче.
Пётр ШКУМАТОВ, автоэксперт
Вся пресса за 29 июля 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Технологии, Выплаты
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
14 ноября 2025 г.

|
|
Комсомольская правда, 14 ноября 2025 г.
Дорожные камеры могут получить новую функцию: за чем еще предложили следить в РФ

|
|
Подмосковье сегодня, 14 ноября 2025 г.
«Починим с б/у запчастями»: автосраховщики ищут выход из кризиса

|
|
ФедералПресс, 14 ноября 2025 г.
Страховщики настаивают на реформе: как изменят ОСАГО для автовладельцев

|
|
Ведомости, 14 ноября 2025 г.
В России растет спрос на полисы на случай онкозаболеваний

|
|
Коммерсантъ, 14 ноября 2025 г.
Техосмотр проверят в потоке

|
|
Медвестник, 14 ноября 2025 г.
Госдума РФ отклонила законопроект о лишении страховщиков доходов от штрафов

|
|
Финмаркет, 14 ноября 2025 г.
Чистая прибыли Generali за 9 месяцев выросла на 8,5%

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Ремонт по ОСАГО: стоимость нормо-часа необходимо увеличить в 2 – 3 раза

|
13 ноября 2025 г.

|
|
Вечерняя Москва, 13 ноября 2025 г.
Водителей предложили проверять на наличие диагностической карты по камерам

|
|
cbr.ru, 13 ноября 2025 г.
Продлены полномочия финансового омбудсмена Татьяны Савицкой

|
|
Автостат, 13 ноября 2025 г.
Таксопарки призвали усилить наказание для водителей без полисов ОСАГО

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
ЦБ продлил полномочия Савицкой на посту финуполномоченного по правам потребителей финуслуг

|
|
Автостат, 13 ноября 2025 г.
Названы главные проблемы в страховании автомобилей такси

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
ГД приняла в I чтении законопроект о продлении ЦБ спецполномочий на 2026 год

|
|
Финмаркет, 13 ноября 2025 г.
В 1-м чтении принят законопроект о продлении действия ряда временных полномочий ЦБ РФ на финрынке

|
|
Интерфакс, 13 ноября 2025 г.
РСА предложил отслеживать по камерам наличие у водителей в потоке карт о пройденном ТО

|
|
МК в Мурманске, 13 ноября 2025 г.
Суд обязал северянина вернуть деньги страховой за аварию

|
 Остальные материалы за 13 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|