РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации),
12 августа 2025 г.
ВС не позволил банкам манипулировать и пользоваться слабым зрением клиента 92 просмотра
Кредитные организации не могут подменять условия договора, умалчивать о его реальной сути и игнорировать физические ограничения клиента — введение в заблуждение через неочевидные формулировки и давление на слабовидящего человека является грубым нарушением закона, подчеркивает Верховный суд (ВС) в изученном РАПСИ определении.
Высшая инстанция указала, что подобные манипуляции с предложением и злоупотребление доверием потребителя недопустимы — особенно когда сотрудники кредитной или страховой организации пользуются неосведомлённостью или ограниченными возможностями клиента для навязывания невыгодных услуг.
В суд высшей инстанции обратилась с жалобой жительница Улан-Удэ, которая стала жертвой финансовой подмены. Женщина пришла в банк, чтобы открыть выгодный вклад, но вместо этого сотрудник оформил ей договор страхования жизни в аффилированной страховой компании — причём документы заполнял сам банковский работник, ссылаясь на её проблемы со зрением. Также консультант самостоятельно использовал мобильный телефон клиента. Когда она попыталась расторгнуть договор, выяснилось, что вернуть она сможет лишь треть внесённой суммы: 696 тысяч вместо 2 миллионов рублей.
Страховая компания, выступавшая ответчиком по делу, настаивала, что женщина добровольно подписала все документы, а значит — должна нести ответственность за условия. Однако суд первой инстанции встал на сторону истицы, признав, что её ввели в заблуждение относительно сути сделки. Апелляция же неожиданно отменила это решение, сославшись на формальное соблюдение процедуры — якобы клиентка имела возможность прочитать договор, даже несмотря на плохое зрение. Кассация согласилась с этим решением.
Верховный суд, изучив жалобу, не согласился с таким подходом нижестоящих судов. В определении подчёркивается: если сотрудник банка, представляя интересы страховщика, намеренно скрыл реальные условия или воспользовался физическими ограничениями клиента — это недобросовестность. Высшая инстанция обратила внимание на тот факт, что при расторжении договора женщина теряла более миллиона рублей, хотя обратилась за отменой договора всего через два месяца после его оформления.
Позиция ВС
Верховный суд жёстко обозначил позицию: финансовые организации не могут использовать своё профессиональное превосходство для давления на клиентов. «Предприниматель, профессионально занимающийся продажами, регулярно, на постоянной основе взаимодействует с разными контрагентами (включая потребителей) и потому потенциально обладает навыками ведения переговоров, оказания влияния на покупателя с целью реализации товара на наиболее выгодных для себя условиях.
Он также не лишён возможности создать видимость обеспечения покупателя нужным объёмом информации, а даже действительно обеспечив его таковой — манипулировать ею так, чтобы покупатель обошёл вниманием проблемные элементы в её содержании. В связи с этим, предлагая условия договора, предприниматель не может не осознавать своё превосходство (экономическую силу) над потребителем», — указал ВС РФ в определении.
При этом, если клиент не получил полную информацию при оформлении услуги, он вправе расторгнуть договор и вернуть деньги. «Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причинённых необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключён, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков», — напоминает Верховный суд.
Суд указал, что в соответствии с законом, бремя доказывания обстоятельств, которые освобождают от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, возлагается на изготовителя (исполнителя, продавца). При этом сотрудники финансовых организаций и суды не могут игнорировать состояние потребителя.
«Суду, разрешая настоящий спор, надлежало также дать оценку доводам истца о том, что при заключении договора страхования от имени страховой компании выступал сотрудник банка, оценить полномочия данного сотрудника и степень влияния данного обстоятельства на волеизъявление заявителя при заключении договора страхования», — подчеркивает ВС РФ.
Высшая инстанция отмечает, что при этом при рассмотрении таких дел судам недостаточно просто проверить подписи в документах — нужно анализировать реальные обстоятельства сделки. «Сделка может быть признана недействительной как в случае нарушения требований закона (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), так и по специальным основаниям в случае порока воли при её совершении, в частности при совершении сделки под влиянием существенного заблуждения или обмана (ст. 178, п. 2 ст. 179 ГК РФ)», — отмечается в определении.
Верховный суд отменил решение апелляционной и кассационной инстанции, отправив дело на новое апелляционное рассмотрение.
(№ 73-КГ25-1-К8)
Вся пресса за 12 августа 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Суды и расследования, Банкострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
8 сентября 2025 г.

|
|
Кубань Информ, 8 сентября 2025 г.
Свыше 1 млн га застраховали аграрии Кубани под урожай 2025 года

|
|
Лента.Ру, 8 сентября 2025 г.
Россиянам заплатили сотни миллионов за упавшие на их машины предметы

|
|
korins.ru, 8 сентября 2025 г.
Чаще всего компании страхуют грузы в Московской области, Краснодарском и Приморском крае

|
|
ПРАЙМ, 8 сентября 2025 г.
Объем продаж краткосрочных ОСАГО приблизился к миллиарду рублей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 8 сентября 2025 г.
В Казахстане ограничены агентские комиссии по кредитному страхованию до 10%

|
|
Казахстанский портал о страховании, 8 сентября 2025 г.
Страховой рынок Казахстана: активы достигли 3,6 трлн тенге, премии выросли на 17% в январе–июле 2025 года

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 8 сентября 2025 г.
Аграрии юга застраховали более 4,3 млн гектаров посевов под урожай 2025 года

|
|
Финмаркет, 8 сентября 2025 г.
В январе-июне сборы российских страховщиков по автокаско выросли на 1,6%, выплаты - на 42,7%

|
|
Интерфакс, 8 сентября 2025 г.
Готовящиеся корректировки тарифных решений в ОСАГО не приведут к росту средней стоимости полисов. Обзор

|
|
СенатИнформ, 8 сентября 2025 г.
Только половина россиян изучают условия страховых договоров

|
|
ТАСС, 8 сентября 2025 г.
Россияне в I полугодии получили от страховых компаний Сбера 450 млрд рублей

|
|
Финмаркет, 8 сентября 2025 г.
ВГЛЯД: «Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхования» с целью 150 руб.

|
|
Лента.Ру, 8 сентября 2025 г.
Сбер выплатил россиянам 450 млрд рублей по страховкам за полгода

|
|
Ведомости-Ростов-на-Дону, 8 сентября 2025 г.
Южные регионы застраховали более 4,3 млн гектаров посевов под урожай 2025 года

|
|
Амител, Барнаул, 8 сентября 2025 г.
Бийский студент оказался в цепких лапах мошенников и взял в кредит 45 тысяч рублей

|
|
Газета.Ru, 8 сентября 2025 г.
Стало известно, обладатели каких мотоциклов чаще всего становятся виновниками ДТП

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 8 сентября 2025 г.
Кубань стала одним из лидеров по числу ДТП с мотоциклами

|
 Остальные материалы за 8 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|