Финмаркет,
10 сентября 2025 г.
Инвестиции российских страховщиков в ИИ в 2024 году могли составить от 2,9 млрд до 8,5 млрд руб. 108 просмотров
Инвестиции российских страховщиков в создание новых страховых продуктов могли составить от 18 млрд до 37 млрд рублей за 2024 год, а инвестиции в искусственный интеллект (ИИ) - от 2,9 млрд до 8,5 млрд рублей. Такие оценки приводятся в совместном обзоре рейтингового агентства «Эксперт РА» и мультисервисной технологической компании «Рексофт» под названием «Инновации в страховании: скорость, технологии, искусственный интеллект».
В ходе исследования «Эксперт РА» провело детальное анкетирование ключевых российских страховых компаний по тематике запуска новых страховых продуктов и применения ИИ в страховании: в нем приняли участие российские страховые компании и группы с суммарной долей рынка около 62%.
Как говорится в отчете, большинство компаний выделяют на создание новых продуктов 0,5-1% страховой премии, а расходы на ИИ в основном составляют 1-5% от IT-бюджета. Более 80% участников опроса уже используют ИИ при запуске продуктов. В числе наиболее перспективных областей для использования ИИ страховщики называют поддержку продаж и взаимодействие с клиентами, а также персонализацию тарифов.
Медианный уровень инвестиций игроков рынка приходится на коридор 0,5-1%, а превышение 1% остается скорее исключением, чем правилом. Такой профиль расходования может означать преобладание точечных улучшений (апдейты существующих линеек, модификации тарифов, улучшение условий обслуживания) над прорывными инициативами, требующими более высоких бюджетов. В то же время исследование выявило наличие группы, инвестирующей в новые продукты 1-3% IT-бюджета. Четверть опрошенных сообщила о расходах от 5% до 10% IT-бюджета на ИИ - для этого сегмента искусственный интеллект уже стал важным инструментом конкурентного преимущества.
«Примечательно, что более половины респондентов из этой группы составляют топ-20 российского рынка, так что говорить об эффекте низкой базы не приходится. Это показывает, что на рынке сформировался слой крупных игроков с амбициозной продуктовой повесткой», - отмечается в обзоре.
По словам управляющего директора по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексея Янина, ограничение инвестиций в разработку новых продуктов в долгосрочной перспективе может приводить к отставанию компании от других участников рынка, к потере конкурентных позиций и даже к технологической отсталости. «В связи с этим, данное направление инвестиций - очень важно и должно занимать значимое место в стратегии развития страховой компании, если она ориентирована на долгосрочное развитие и укрепление конкурентных позиций», - отмечает он.
«По нашему мнению, доля инвестиций в создание новых продуктов значительно выше в non-life страховании, где требуется выпуск новых рисковых продуктов для стимулирования спроса. При этом в 2025 году основной движущей силой роста рынка является страхование жизни. По итогам 2025 года затраты российских страховщиков на запуск новых продуктов можно ожидать на уровне 22-42 млрд рублей, что составит рост 15-20% относительно 2024 года при сохранении доли 0,5-1% от совокупных премий. Основной прирост инвестиций придется на life-сегмент, где активное развитие краткосрочных НСЖ-продуктов и долевого страхования жизни (ДСЖ) требуют существенных затрат в адаптацию IT-систем, в то время как в сегменте «иного страхования» затраты останутся практически на уровне 2024 года из-за стагнации премий (-0,7% за первое полугодие) и ограниченного спроса на продуктовые инновации в условиях высоких процентных ставок», - приводит оценки директор департамента «Страхование» компании «Рексофт» Никита Евсеенко.
Компании регулярно запускают новые продукты, но скорость их вывода на рынок остается ограниченной, обращают внимание эксперты в своем исследовании. Более 90% респондентов отмечают, что запускают принципиально новые продукты хотя бы раз в год, а крупнейшие игроки делают это раз в полгода или чаще. При этом значительная часть участников выражает неудовлетворенность текущими темпами: большинство оценивают скорость как среднюю или ниже.
Несовершенство IT-инфраструктуры и технические барьеры являются главными факторами, сдерживающими инновации. Две трети компаний указали на технические проблемы как на ключевую причину задержек, еще около 40% - на интеграционные сложности и дефицит специалистов. Таким образом, технологическая база остается одним из главных узких мест, препятствующих ускорению инновационного цикла.
Наиболее значимым направлением для будущих страховых продуктов оказалось киберстрахование и защита цифровых активов - эту область упомянули более 40% участников. Компании отмечают необходимость разработки продуктов, которые будут защищать клиентов от угроз кибермошенничества, утечек данных и других рисков, связанных с ростом онлайн-активности. Сюда же можно отнести интерес к страхованию ЦФА, цифровых сервисов, а также к защите носимых устройств и «умных» экосистем в быту.
Вторым по значимости направлением стали технологические риски будущего (более 20% респондентов) - то есть массовое внедрение новых технологий будет сопровождаться появлением новых рисков, и соответственно, страховых продуктов. В качестве примеров компании приводили беспилотный транспорт и роботизацию. Также около 20% респондентов выделили ситуативное страхование - продукты с гибкой настройкой «включения-выключения» или краткосрочные форматы. Такой интерес указывает на растущий запрос на индивидуализацию и соответствие страховых решений образу жизни клиентов. Помимо этого, респонденты упоминали маркетплейсы и экосистемы, где возможна интеграция страховых сервисов в наборы продуктов, а также страхование климатических и экологических рисков, включая «зеленое» страхование и защиту от последствий климатических изменений.
Значительно реже встречались упоминания о традиционных продуктах - ДМС и страховании жизни. Это говорит о том, что компании скорее связывают перспективы развития рынка с новыми сферами, чем с традиционными решениями, отмечается в обзоре.
Результаты исследования показывают, что компании по-разному оценивают долю новых продуктов, которые не достигают плановых показателей. Наиболее распространенный ответ - более 20%. Такую оценку выбрали почти 40% респондентов. Это говорит о том, что для значительной части участников рынка высокая доля неуспешных запусков является нормой, ведь разработка инновационных продуктов в страховании сопряжена с существенными рисками: часть инициатив оказывается невостребованной у клиентов, часть не окупает затраты на продвижение или сталкивается с технологическими и регуляторными ограничениями.
Опубликовано ИА «Финмаркет»
Вся пресса за 10 сентября 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Исследования, Хайтек и инновации
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
12 ноября 2025 г.

|
|
Парламентская газета, 12 ноября 2025 г.
Тарифы на услуги оператора автоматизированной системы страхования вырастут

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 12 ноября 2025 г.
Попавший в аварию северянин ещё и остался должен страховой

|
|
Российская газета онлайн, 12 ноября 2025 г.
Сенаторы поддержали увеличение тарифа на услуги оператора АИС страхования

|
|
ТАСС, 12 ноября 2025 г.
Совфед одобрил увеличение тарифа на услуги оператора АИС страхования

|
|
Ведомости, 12 ноября 2025 г.
Выплаты по страхованию жизни продолжили расти быстрее сборов

|
|
Newsler.ru, Киров, 12 ноября 2025 г.
Кировский студент потерял 540 тысяч, «обновляя» медполис по инструкциям мошенников

|
|
Нефть и капитал, 12 ноября 2025 г.
Британия запретила страховать газовозы с российским СПГ

|
|
Колеса.kz, Алматы, 12 ноября 2025 г.
Стоимость полисов страхования в РК должна быть гораздо выше

|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2025 г.
Глобальный энергетический переход меняет ландшафт рисков для инвесторов и страховщиков

|
|
korins.ru, 12 ноября 2025 г.
В 22 регионах РФ аграрии в среднем получили страховых выплат в 10-60 раз больше своих затрат на страхование

|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2025 г.
Злоупотребления правовой системой привели к десятилетнему росту убытков по страхованию ответственности

|
|
ТАСС, 12 ноября 2025 г.
Комитет ГД одобрил во II чтении передачу функций частных страховых в ОМС

|
|
Коммерсантъ, 12 ноября 2025 г.
Граждане вложились в инвестиции

|
|
ПРАЙМ, 12 ноября 2025 г.
Эксперт рассказал о возможном увеличении сборов страховых премий по ДСЖ

|
|
Российская газета онлайн, 12 ноября 2025 г.
Обрушение «Снежкома»: Как владельцы пострадавших машин могут получить выплаты

|
11 ноября 2025 г.

|
|
Финмаркет, 11 ноября 2025 г.
Сборы страховщиков по долевому страхованию жизни в 2026 году могут составить 20-40 млрд руб.

|
|
Российская газета онлайн, 11 ноября 2025 г.
Как оповещение граждан об изменениях в их полисах ОСАГО поможет отследить мошенников

|
 Остальные материалы за 11 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|