Автостат,
7 ноября 2025 г.
Какие иномарки выгоднее страховать? 10 просмотров
Уход из России многих зарубежных брендов привел к росту стоимости страховки для таких иномарок, а также к увеличению сроков их ремонта из-за проблем с наличием запчастей. Не лишены подобных сложностей и китайские машины, особенно те, что поставляются в нашу страну неофициально. Какой автомобиль – ушедшей марки или китайский – сегодня является менее проблемным для владельцев с точки зрения стоимости страхования и сроков ремонта по страховым случаям? С таким вопросом мы обратились непосредственно к участникам отрасли в преддверии конференции «Автострахование – 2025», которую агентство «АВТОСТАТ» и Общественный Совет по развитию такси проведут 13-14 ноября в Сочи.
Павел Яковлев, заместитель директора департамента розничного страхования в «РЕСО-Гарантия»:
- Поставка запчастей для автомобилей ушедших брендов на рынке в целом налажена, однако полностью исключить сложности или задержки в ремонте невозможно. Доля случаев, когда ремонт невозможен, и происходит выплата по калькуляции, остается низкой – около 3 – 4% для самых популярных брендов, включая премиальные. При этом для некоторых марок, таких как Peugeot или Honda, проблемы с поставками запчастей возникают чаще, и по таким страховым случаям производится денежная выплата. Следует оговориться, что речь идет о ремонте по каско. В случае с ОСАГО действуют законодательные ограничения на сроки и место ремонта пострадавших автомобилей, а также нормы Единой методики расчета. Соответственно, эти факторы влияют на соотношение долей ремонта и денежных выплат.
Основные сложности, с которыми сталкиваются страховые компании и станции техобслуживания, заключаются в длительных сроках поставки редких запчастей, а также в ремонте автомобилей, изначально выпущенных для других рынков. Для таких машин поиск и заказ деталей значительно усложнен, а иногда и невозможен, поскольку по ним отсутствует официальная техническая документация.
Что касается стоимости полисов, на нее значительное влияние оказывает высокая конкуренция на страховом рынке. В борьбе за клиентов компании вынуждены предлагать максимально привлекательные условия и цены. В части сроков ремонта ситуация в целом стабилизировалась. Однако сохраняются отдельные проблемные сегменты, где полностью избежать задержек пока не удается.
Если говорить про автомобили китайских марок, существенной разницы в подходах к возмещению убытков нет. Однако при ремонте китайских машин главная проблема – дефицит запчастей, ведущий к затяжным срокам поставки.
Основная сложность при ремонте автомобилей европейских марок, ушедших с рынка, – это корреляция цены и сроков. Мы часто сталкиваемся с тем, что скорость поставки напрямую и значительно влияет на стоимость детали. Поэтому стараемся находить оптимальные варианты.
Однозначно выделить менее проблемную категорию автомобилей невозможно, т.к. сложности могут возникнуть с любой маркой или моделью. Однако можно отметить некоторые тенденции. Самые популярные китайские бренды в целом не вызывают системных проблем: запчасти для них доступны, хотя и не всегда поставляются быстро. Наибольшие сложности, как правило, связаны с привезенными в Россию автомобилями, изначально ориентированными на другие рынки. Для нас это является значительным риском, и мы даже не готовы страховать некоторые такие машины, поскольку заранее прогнозируем непреодолимые трудности с ремонтом и поиском запчастей.
Как ситуация будет развиваться в дальнейшем? Все упирается в логистику и аппетиты поставщиков запчастей. В ближайшее время ситуация вряд ли существенно изменится.
Роман Тимашов, директор по послепродажному обслуживанию «АВТОДОМ Алтуфьево»:
- Если оценивать ситуацию с ремонтами по страховым случаям, то по количеству принятых нами убытков за 9 месяцев 2025-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля ушедших брендов снизилась на 15 п.п. Если говорить о сумме полученного возмещения, то она выросла на 10 п.п. Основной рост связан с увеличением стоимости запасных частей.
Сложности с ремонтом автомобилей ушедших брендов по страховым случаям, безусловно, возникают, а причины бывают следующие.
Во-первых, некоторые бренды ушли из РФ совсем (например, Volvo). Соответственно, все запасные части ввозятся по каналам параллельного импорта. Отсюда длительные сроки ожидания ремонта, увеличение цен за счет логистики, сложность в подборе запасных частей.
Во-вторых, санкционные запасные части. Например, аккумуляторные батареи для электромобилей, электронные блоки, ключи, системы безопасности.
Также возникают сложности с доступом к программируемым элементам, особенно там, где требуется онлайн-режим.
А самая распространенная проблема 2025 года – это контрафакт. Появилось много подделок и не всегда высокого качества. Подделывать пытаются все, даже электронные компоненты.
Ситуация с различными брендами очень отличается, и каждый идет своим путем. Ситуация меняется быстро, важно это понимать и быть готовым к дополнительным временным и финансовым затратам.
Что касается стоимости полиса автострахования, она зависит от ряда условий. В целом мы видим рост выплат по страховым кейсам на 30% к аналогичному периоду прошлого года. Соответственно, стоимость может быть обоснованно выше на аналогичную сумму.
Сроки ремонта не увеличились по сравнению с 2024 годом. В основном это связано с хорошей доступностью высоко оборачиваемых позиций на рынке. Конечно, чем новее и эксклюзивнее модель автомобиля, тем меньше шансов, что запчасть есть в наличии.
Если сравнивать с концом 2022-го – началом 2023 года, то доступность запасных частей в 2025 году лучше. По 40% автомобилей можно произвести ремонт, используя запчасти из наличия, без длительного ожидания деталей.
Официально представленные в России китайские бренды имеют центральные склады на территории РФ, качественную техническую поддержку и рекомендованное ценообразование. Как правило, при этом в наличии 70 – 80% запасных частей, а «длительные» заказы приходят, как и в случае с параллельным импортом, за 2 – 3 месяца. Ряд китайских брендов время от времени испытывают сложности с запасными частями. Особенно это касается моделей и брендов, ввезенных по каналам параллельного импорта. Здесь ситуация похожа на случаи с ушедшими брендами.
Как ситуация будет развиваться в дальнейшем, сказать сложно, но уже сейчас видно следующее.
Во-первых, официальные бренды будут укреплять свои позиции.
Во-вторых, не все игроки останутся на рынке. Есть бренды, которые «уходят», кардинально меняют модельный ряд, делают ребрендинг. Для клиентов это риски, т.к. поддержка в дальнейшем может сойти на нет.
В-третьих, запасные части будут дорожать. Причины – уменьшение грузов «карго», увеличение НДС, налоговая нагрузка на ИП.
Какой автомобиль – ушедшей из РФ марки или китайский – является сегодня менее проблемным для автовладельцев, – крайне субъективная оценка. Например, китайский бренд Haval локализован в РФ. Geely, Changan, GAC, Chery – все эти бренды представлены официально, имеют центральные склады и поддержку. Из ушедших брендов у BMW, Volkswagen, Audi наблюдается высокая заложенная надежность и ликвидность. Toyota, Nissan – популярны у населения, относительно просты в ремонте, на рынке есть большое количество аналогов запчастей.
Артем Мартьянов, директор по продуктовой аналитике каско компании «Росгосстрах»:
- Сейчас ситуация с возмещением убытков и ремонтом автомобилей ушедших из России брендов относительно нормализовалась. Налажены каналы поставок запчастей, цены на них, хоть и по-прежнему сильно зависят от курса валют, стабилизировались, а станции техобслуживания никуда не делись. Те, кто вчера чинил «европейцев», а сегодня официально функционирует под вывеской китайских брендов, не перестал работать с другими марками.
Но проблемы, конечно, сохраняются, и главная из них – время. Напомню, что страховые компании в рамках классических программ каско до сих пор обязуются ставить клиентам только новые оригинальные запчасти, а на их поиск и доставку может уйти много времени. Сроки поставки запчастей для автомобилей ушедших брендов из-за сложной логистики могут составлять от месяца до полугода. А некоторые эксклюзивные запчасти можно искать и дольше. При этом к стоимости запчасти, которая сама по себе зачастую немалая, нужно добавлять стоимость логистики и наценку посредников.
Стоимость и срок ремонта – вот два основных фактора, которые создают проблемы всем участникам процесса: клиенту, страховой компании и станции техобслуживания. Клиент не понимает, почему он должен несколько месяцев быть без машины. Станция надолго занимает свои площади автомобилями которые ждут запчасти, что не позволяет брать в ремонт другие машины. И получает негатив от клиента.
Страховая компания вынуждена лавировать между клиентом и станцией, работать с негативом клиента, успокаивать его, искать варианты решения проблемы. Зачастую тратить огромные суммы, чтобы привезти нужную новую оригинальную запчасть. И в то же время преодолевать проблемы с партнерской СТОА, которая может просто отказаться от ремонта, т.к. ей это просто экономически невыгодно.
При этом ситуация, конечно, различается для автомобилей различных брендов и разного года выпуска. По массовым брендам, которые в свое время были очень популярны у российских автомобилистов, до сих пор много запчастей на складах – условно говоря, найти и починить бампер на Kia Rio и сегодня не сильно большая проблема. А вот найти навороченное лобовое стекло с датчиками, проекцией и подогревами на BMW X5 Серии М 2023 года выпуска возможно только через индивидуальный дорогой заказ из Европы со сложной логистической схемой.
Если же брать некую усредненную корзину запчастей, то ее стоимость для китайских брендов и ушедших марок в сопоставимых классах автомобилей в России будет тоже сопоставимой. Запчасти на китайские бренды не дешевы, если мы говорим про распространенные автомобили и распространенные запчасти от ушедших марок, то зачастую цены на них будут одного уровня. Но, конечно, если брать Mercedes-Benz или BMW, то там будет высокий средний чек ремонта и дорогие запчасти, т.к. эти бренды изначально дорогие и, например, у Китая почти нет сопоставимых по уровню аналогов.
Все это определенным образом сказывается и на стоимости программ страховой защиты. То есть, если мы не говорим про какой-то эксклюзив, то цена каско на «европейца» или «японца» будет такой же или даже ниже, чем на «китайца». Но для марок, где сложный дорогой ремонт, мало запчастей, и они дороги, цена полиса каско, конечно, будет выше.
Еще одним важным фактором ценообразования, является частотность убытка (как часто клиентами заявляются страховые случаи), и по ушедшим брендам этот показатель уже ниже, чем по китайским, поскольку произведенных в КНР автомобилей становится больше на российских дорогах, а владельцы машин ушедших марок начинают реже и аккуратнее на них ездить, больше ценить их.
Отличается ли ситуация с возмещением убытков и ремонтом по страховым случаям автомобилей ушедших брендов по сравнению с китайскими машинами? Все зависит от конкретной марки автомобиля. На наш взгляд, по мере развития рынка китайских машин решаются многие проблемы. Например, на массовые бренды с высоким уровнем локализации – такие, как Haval или Chery – большая часть запчастей доступна и доставляется на СТОА дилера в течении нескольких дней с центрального склада. Да, безусловно, если повреждается какой-то специфический редкий узел, сроки его поиска и доставки увеличиваются, поскольку везти приходится из Китая. Но это не самая частая история.
По автомобилям китайских брендов, которые только заходят на российский рынок или поставляются параллельным импортом, ситуация с ремонтом и запчастями обстоит несколько хуже. Я бы даже сказал, что починить Skoda или Volvo иногда гораздо проще, чем какой-нибудь навороченный китайский электрокар.
Основная проблема китайских брендов – отсутствие или плохая адаптация каталогов, по которым станции ищут запчасти, а страховщики проводят оценку вероятной стоимости ремонта и впоследствии разрабатывают тарифы для программ каско. По брендам, которые уже широко и официально представлены на рынке, мы видим огромную работу коллег из представительств, которые адаптируют каталоги запчастей, стараются держать на складах достаточно большой запас и выбор запчастей. Мы, как страховая компания, видим, что в этом аспекте с каждым годом ситуация становится лучше, и в целом не испытываем проблем с ремонтом. С молодыми брендами, которые официально выходят на наш рынок, страховщики и дилеры еще учатся работать, и все понимают, что в первый год могут быть нештатные ситуации.
По автомобилям, которые поставляются по параллельному импорту, ситуация тоже непростая, ведь запчасти на них просто не поставляются сюда заводом-изготовителем. Следовательно, любая запчасть – это персональный заказ через посредника в Китае (с повышенными сроками и стоимостью).
Впрочем, даже по таким брендам мы видим, как буквально с каждым месяцем ситуация становится лучше. Например, один из самых популярных брендов – Lixiang – еще два года назад никто не умел чинить, а страховщики боялись брать эти машины под защиту, понимая, что практически в любом случае вместо ремонта придется возмещать деньгами, причем рассчитать размер выплаты было так же сложно, как и сделать ремонт – из-за отсутствия данных о стоимости запчастей и экспертизы. Сегодня по всей стране появляются СТОА для ремонта автомобилей Lixiang. Они закупают нужное оборудование для диагностики, отправляют сотрудников обучаться в Китай, а некоторые даже создают свои склады с оптовыми закупками запчастей.
Уверен, что по мере увеличения парка китайских автомобилей в России ситуация с ремонтом будет улучшаться, запчасти и восстановительные работы будут доступнее и качественнее. В зоне риска остаются редкие бренды автомобилей, по которым просто экономически нецелесообразно разворачивать сложную и дорогостоящую инфраструктуру.
Если говорить, какой автомобиль – ушедшей марки или китайский – сегодня является менее проблемным для владельцев с точки зрения стоимости страхования и сроков ремонта по страховым случаям, то стоимость определяется не только автомобилем, но и клиентом (его возрастом, стажем, историей).
Однозначно ответить на вопрос о том, какой автомобиль сегодня не доставляет проблем своему владельцу, непросто. Конечно, менее проблемными являются автомобили, которые широко распространены на рынке. И наоборот, чем реже встречается автомобиль, чем он дороже и эксклюзивнее, тем выше вероятность проблем с ним. Но на наш рынок сегодня действуют и внешние факторы, а значит, даже с ремонтами LADA могут быть проблемы.
Юлия Трушкова, директор по сервису компании «РОЛЬФ»:
- Относительно ремонта автомобилей тех брендов, которые покинули российский рынок, могу сказать, что наблюдаются определенные сложности в процедурах поиска запасных частей. В связи с их отсутствием на центральных складах у большинства ушедших брендов мы реализуем закупки у сторонних поставщиков, по схеме параллельного импорта. В связи с этим увеличились и сроки поставки, т.к. логистика поменялась. Теперь иногда требуются дополнительные сроки в процессе согласования со страховыми компаниями. Отмечу, что с нашими основными партнерами в данном направлении мы находим компромиссы и решения, чтобы удовлетворить запросы клиентов.
Большинство страховых компаний согласовывают увеличение стоимости данных запасных частей. Конечно, сроки ремонта увеличились в связи с поиском, согласованиями и доставкой запасных частей на наши склады, но клиенты знают сложившуюся ситуацию на рынке и относятся с пониманием.
Стоимость полиса каско на автомобили ушедших брендов изменилась из-за подорожания машин в цене, в то же время тариф страховых компаний остался примерно таким же, как и ранее.
Ситуация с возмещением убытков и ремонтом по страховым случаям автомобилей китайских брендов принципиально не отличается. В текущее время сроки ремонта дольше, что связано со сроками поставки запасных частей. Несмотря на локализацию производства некоторых брендов, поставки деталей для автомобилей китайских марок иногда задерживаются в связи с растущим спросом. Ликвидные позиции часто приходится ждать достаточно длительное время. В ближайшей перспективе, по нашему мнению, ситуация со сроками поставки не изменится.
Факторы, которые могут повлиять на дальнейшую ситуацию, – это, геополитическая обстановка, развитие логистических цепочек, внесение регламентирующих таможенных законопроектов для поставщиков запчастей, локализация производства в России, развитие параллельного импорта. Все перечисленное может увеличить доступность и снизить стоимость товаров, но, скорее всего, не устранит риски задержек как фактор, увеличивающий срок ремонта по страховому случаю.
Стоимость полиса зависит от многих параметров (стаж, стоимость автомобиля, мощность и т.д.), а если сравнивать тарифы в процентах, то они примерно одинаковые. На популярные бренды из КНР тарифы более низкие, чем они были по новым автомобилям европейских марок.
Все машины имеют свои особенности в ремонте, доступности запасных частей и т.д. Называть какой-либо бренд «тяжелым» или «проблематичным» сложно, но точно можно сказать, что марки, имеющие официальное представительство в нашей стране, точно проще ремонтировать и эксплуатировать (сюда можно отнести и страхование).
Александр ЧУПРОВ
Источник: АВТОСТАТ
Вся пресса за 7 ноября 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Автострахование, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
21 ноября 2025 г.

|
|
Медвестник, 21 ноября 2025 г.
Минздрав РФ допустил выплату компенсации морального вреда пациенту из средств ОМС

|
|
ГТРК Брянск, 21 ноября 2025 г.
В Брянской области раскрыли серию страховых мошенничеств

|
|
korins.ru, 21 ноября 2025 г.
Страховые выплаты аграриям Кубани на 1 ноября 2025 г. уже превысили 2,6 млрд рублей

|
|
Обозрение, 21 ноября 2025 г.
«Объединенная страховая компания» с глубоким прискорбием сообщает о безвременной скоропостижной кончине Президента Андрея Вадимовича Раздьяконова

|
|
Курган и курганцы, 21 ноября 2025 г.
Росгосстрах поделился опытом борьбы с мошенничеством на конференции Барьер-2025

|
|
ПензаИнформ, 21 ноября 2025 г.
История Пензы: Страховщики отказались от «опасного» дома в центре города

|
|
Бизнес-журнал, 21 ноября 2025 г.
ЦБ предложил снизить страховые тарифы для большинства видов перевозок

|
|
ГТРК Новосибирск, 21 ноября 2025 г.
Четверо новосибирцев инсценировали ДТП ради страховых выплат

|
|
Турпром.ru, 21 ноября 2025 г.
Тур без сюрпризов: эксперты назвали страны с самыми высокими рисками для туристов. И лидер - не Египет

|
|
ГТРК Владивосток, 21 ноября 2025 г.
Жительница Приморья оспорила в суде сумму страховой выплаты за испорченный автомобиль

|
|
zakon.kz, 21 ноября 2025 г.
Какую информацию о клиентах будут представлять в органы госдоходов страховые организации

|
|
Аргументы и факты на Оби, Новосибирск, 21 ноября 2025 г.
Мошенники с инсценировкой ДТП пойманы в Новосибирске

|
|
РБК.Приморье, 21 ноября 2025 г.
Во Владивостоке будут судить группу из 25 автоподставщиков

|
|
Vladnews, Владивосток, 21 ноября 2025 г.
25 «автоподставщиков» отправятся в суд во Владивостоке

|
|
Медвестник, 21 ноября 2025 г.
Госдума РФ отказалась от ликвидации частных страховщиков в системе ОМС в последний момент

|
|
Известия онлайн, 21 ноября 2025 г.
В ГД приняли закон об ужесточении в РФ выдачи трудовым мигрантам полиса ОМС

|
|
РИА Новости, 21 ноября 2025 г.
Организованную группу из 25 «автоподставщиков» будут судить во Владивостоке

|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|