Ежедневные новости Владивостока (NVL),
6 июня 2008 г.
Экспертиза своя... "независимая"
1437 просмотров
Немало сказано хорошего и плохого в адрес ОСАГО. Хорошего даже больше. Идея отличная, и используют ее во всех цивилизованных странах мира, вот только в России страховые компании (СК) пытаются переделать закон в свою пользу.
Оцениваем по заказу? Пункт 2 статьи 12 этого закона гласит: "При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и организации независимой экспертизы...". Вот тут все и начинается. Потерпевший не связан никакими договорными обязательствами со СК виновника (страхователя), и поэтому он не обязан использовать услуги страховой компании по "организации независимой технической экспертизы". Страховая фирма может лишь порекомендовать ту или иную экспертную компанию (ЭК), но зачастую она предлагает обратиться только в одну - в ту, с которой у нее заключен договор о сотрудничестве. Практически все СК Владивостока заключили договоры о совместной работе с конкретными экспертными компаниями. Очень немногие из них могут позволить себе (читай - разрешить потерпевшему) обратиться в любую другую организацию для проведения независимой технической экспертизы. Возникает вопрос: почему клиента отправляют именно в данную экспертную компанию? Постараемся выяснить. Все сотрудничество страховых и экспертных фирм заключается в следующем: одним (СК) выгодно снижение убытков и/или получение вознаграждения, другим (ЭК) - постоянный поток клиентов. Первые просто просят (это еще мягко сказано) занизить стоимость восстановительного ремонта, тем самым снизить сумму убытков своей страховой компании, а в конечном итоге получить премии в конце месяца. Вторые непосредственно получают деньги "в клювике". Одна из страховых компаний (кстати, уважаемая в Москве и известная на весь Дальний Восток) пошла еще дальше и создала свою "независимую" экспертную организацию, юридически зарегистрированную на посторонних лиц. Но, как мы полагаем, полностью ей подконтрольную. Так вот, эта СК просто обязывает пострадавшего произвести расчет стоимости восстановительного ремонта только у их "независимого" эксперта. Понятно, что сумма восстановительного ремонта всегда будет та, которая устроит в первую очередь саму СК. Еще есть совместные проекты, которые балансируют на грани законности. Представитель одной ЭК подрабатывает экспертом в известной СК и получает там вознаграждение за свою работу. Работа его заключается в следующем: как эксперт страховой компании он осматривает машины пострадавших, а результаты осмотра автоматически передает в свою экспертную организацию, тем самым обеспечивает постоянный приток клиентов для своей ЭК и хорошую двойную заработную плату для себя лично. В то же время Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. №238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" (пункт 8)" запрещает проведение экспертизы, если эксперт-техник "имеет прямую или косвенную заинтересованность в результатах экспертизы". Требования страховых компаний в обязательном порядке производить экспертизу только в тех компаниях, которые они "рекомендуют" (зачастую просто заставляют), - незаконны! Основной закон в Российской Федерации - это Конституция, в которой сказано, что каждый имеет право выбора, а это значит, что никакой другой закон, который вторичен по отношению к Конституции, не может заставить вас отказаться от этого права. Поэтому у адвокатов и юристов сегодня вызывают недоумение утверждения некоторых руководителей Российского союза автостраховщиков о том, что из правил изъята возможность потерпевшего самостоятельно организовывать независимую экспертизу.
Эксперт-техник или оценщик? Юридический ликбез Теперь, когда с правом выбора пострадавшего все стало ясно, поподробнее остановимся на вопросе выбора организации, которая имеет право производить независимую техническую экспертизу транспортного средства. Федеральный закон от 25.04.2002г. №40-ФЗ и Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. №238) говорят о том, что "для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация" (пункт 5). "Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников...". По закону же, "экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных документах указанной организации". В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", оценщик - это физическое лицо, входящее в соответствующую организацию. Он может работать как самостоятельно, так и на основании трудового договора с юридическим лицом. Но среди перечисленных законом объектов оценки ничего не сказано о расчете стоимости восстановительного ремонта автомобиля, недвижимости и т.д. Для наглядности возьмем пример совершенно из другой области: для оценки стоимости квартиры при ее продаже частное лицо или риелтор обратится к оценщику, который произведет осмотр и составит отчет о стоимости имущества. А вот для расчета стоимости капитального или восстановительного ремонта в квартире потребуется специалист, который имеет профессиональное образование в области строительства. Почему-то в этом случае оценщик понимает, что, не зная специфики строительного дела, он не сможет грамотно составить смету ремонта. А когда дело касается автотранспорта, некоторые оценочные компании ошибочно полагают, что для сметы восстановительного ремонта транспортного средства никакого специального образования не требуется! Законы четко прописывают должностные обязанности каждого специалиста. Они имеют разное образование и внесены в два совершенно разных реестра. Так есть ли разница, кто будет считать стоимость восстановительного ремонта автомобиля?
Валерия ШИЛЯЕВА
Вся пресса за 6 июня 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Выплаты, Автострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
13 ноября 2025 г.

|
|
Вечерняя Москва, 13 ноября 2025 г.
Водителей предложили проверять на наличие диагностической карты по камерам

|
|
cbr.ru, 13 ноября 2025 г.
Продлены полномочия финансового омбудсмена Татьяны Савицкой

|
|
Автостат, 13 ноября 2025 г.
Таксопарки призвали усилить наказание для водителей без полисов ОСАГО

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
ЦБ продлил полномочия Савицкой на посту финуполномоченного по правам потребителей финуслуг

|
|
Автостат, 13 ноября 2025 г.
Названы главные проблемы в страховании автомобилей такси

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
ГД приняла в I чтении законопроект о продлении ЦБ спецполномочий на 2026 год

|
|
Финмаркет, 13 ноября 2025 г.
В 1-м чтении принят законопроект о продлении действия ряда временных полномочий ЦБ РФ на финрынке

|
|
Интерфакс, 13 ноября 2025 г.
РСА предложил отслеживать по камерам наличие у водителей в потоке карт о пройденном ТО

|
|
МК в Мурманске, 13 ноября 2025 г.
Суд обязал северянина вернуть деньги страховой за аварию

|
|
Российская газета онлайн, 13 ноября 2025 г.
Эксперты: Рейтинг автошкол - идея здравая, но как он будет формироваться

|
|
Медвестник, 13 ноября 2025 г.
ВС РФ подтвердил запрет на использование медоборудования в лизинге по ОМС для платных услуг

|
|
Известия онлайн, 13 ноября 2025 г.
Госдума приняла законопроект о рейтинге автошкол

|
|
Агентство городских новостей Москва, 13 ноября 2025 г.
Страховщики предлагают вместе с ОСАГО проверять карту техосмотра по камерам

|
|
Коммерсантъ онлайн, 13 ноября 2025 г.
КС обязал усовершенствовать систему взносов на деятельность финансового омбудсмена

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
КС постановил усовершенствовать закон о финансовом омбудсмене

|
|
Интерфакс, 13 ноября 2025 г.
Мэрия Анапы увеличила требования к владельцам танкеров из-за разлива мазута до 670 млн руб.

|
|
МК в Поволжье, Самара, 13 ноября 2025 г.
В РФ идет активное обсуждение реформы ОСАГО: водителям авто грозят изменения

|
 Остальные материалы за 13 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|