SmartMoney,
20 октября 2008 г.
На крупную рыбу
673 просмотра
Гендиректор банка «КИТ Финанс» Александр Винокуров полтора года назад с экрана телевизора призывал всех желающих спеть про ипотеку. Лучшим поэтам-песенникам обещали 500 000 руб. для оплаты первоначального взноса по ипотеке в его банке. С помощью конкурса «КИТ Финанс» рассчитывал довести объем выдачи ипотечных кредитов до 10 000 в год и быть одним из ведущих игроков в этом сегменте. Но вместо этого восходящая звезда банковского бизнеса стала первым потенциальным банкротом, пострадавшим от финансового кризиса.
За последний месяц в «КИТ Финанс» выстроилась очередь из кредиторов, державших деньги на депозитах в банке. В арбитражных судах Москвы и Петербурга — пачки исков от страховых компаний. Сам Винокуров на прошлой неделе ушел в отставку, его фамилия вот-вот исчезнет из реестра акционеров. А вместо него появится довольно странный на первый взгляд консорциум — «Российские железные дороги» и ИГ АЛРОСА, которые решили купить 90% акций «КИТ Финанса» за 100 руб. Партнеры уже прислали в КИТ своего представителя для разбора завалов — Юрия Новожилова, занимавшегося в РЖД финансами. «Юрий понимает банковский бизнес, он раньше работал в “КИТ Финансе” около двух лет на разных позициях», — оптимистичен гендиректор «КИТ Фортис Инвестментс» Владимир Кириллов. В московских офисах банка тоже тишина и спокойствие — хорошо проинструктированные сотрудники в отделениях заученно говорят одно и то же: государство выделило деньги, все проблемы решены, а новые акционеры выкупают акции не для того, чтобы распустить банк. Вкладчики верят — очередей у банка уже нет. РЖД тем временем спешно готовит планы санации терпящего бедствие банка и несет репутационные издержки: рейтинговое агентство Standard & Poor's поставило на пересмотр кредитный рейтинг РЖД. Зачем железнодорожникам это нужно?
Сонм спасателей Еще две недели назад будущее «КИТ Финанса» было почти прозрачным. Первый потенциальный банкрот получил моральную поддержку министра финансов Алексея Кудрина, который не хотел допустить потерь среди системообразующих банков. А материальную — от Газпромбанка и ВТБ, первый из которых даже сообщил о выделении кредитной линии. Финансовая общественность уже видела в акционерах управляющую компанию «Лидер», о переговорах с которой пресс-служба «КИТ Финанса» официально отрапортовала 17 сентября. Но «технические вопросы» так и не были решены. 8 октября «КИТ Финанс» сообщил о новых покупателях — 90% акций банка предложено «Российским железным дорогам» и ИГ АЛРОСА. Зачем нужно было вмешиваться в почти завершенную сделку, когда владельцы КИТа и УК «Лидер» уже готовы были ударить по рукам, стороны, разумеется, не поясняют. КИТ сообщил через своих представителей, что в ходе переговоров с «Лидером» стороны пришли к выводу о предпочтительности выбора госкомпаний в качестве акционеров. А старший вице-президент РЖД Федор Андреев лишь сообщил, что компания заинтересована в развитии «КИТ Финанса». По словам президента РЖД Владимира Якунина, решение о покупке «КИТ Финанса» он принял буквально за четыре дня. Говорят, что его об этом хорошо попросили представители российского правительства. «Это логично вписывается в политику правительства ЦБ по использованию государственных и окологосударственных структур для спасения проблемных банков», — отмечает замдиректора парижского офиса Standard & Poor's Екатерина Трофимова. Но не только в этом дело. У РЖД и «КИТ Финанса» тесные связи, налаженные за несколько лет. АЛРОСА тоже давно входила в число клиентов банка. Другое дело, что клиенты, даже такие непростые, нечасто приходят на помощь обслуживающему банку.
Старые связи Винокуров давно знаком со старшим вице-президентом РЖД Федором Андреевым. Познакомились они в 1993 г. во время работы в Тверьуниверсалбанке, вместе оказались в Балтонэксимбанке, а потом создавали Вэб-инвест Банк, ставший впоследствии основой группы КИТ. Но Винокуров уверял, что одновременно с переходом на работу в РЖД Андреев продал свои акции «Вэб-инвеста» — не исключено, что тому же Винокурову. После чего партнеры остались лишь друзьями. Впрочем, любая дружба может помочь и в бизнесе. И судя по всему, правило сработало и в этом случае. АК АЛРОСА стала клиентом КИТа во время работы там Андреева в 2002-2003 гг. А когда он перешел на работу в РЖД, «КИТ Финанс» получил возможность зарабатывать на различных проектах «Российских железных дорог». Так, начиная с 2003 г. лизинговая компания «Магистраль Финанс», подконтрольная КИТу, выиграла несколько тендеров на поставку РЖД подвижного состава. К началу 2007 г. портфель «Магистраль Финанс» достиг уже $864 млн — крупнейший показатель среди компаний, работающих в железнодорожном секторе, и третий на тот момент среди всех лизинговых компаний. Лизинговые операции по договору с РЖД в 2006 г. достигли объема, соответствовавшего трети всех активов группы КИТ. Лизинговый бизнес сулил неплохие барыши и в дальнейшем. По оценкам самой РЖД, до 2030 г. на покупку высокоскоростных составов, а также обычных локомотивов и вагонов планируется потратить 3,1 трлн руб. Есть где развернуться. Фигурировал КИТ и среди управляющих железнодорожными ПИФами. Входящая в группу УК «КИТ Финанс» в начале 2007 г. создавала и регистрировала закрытый ПИФ смешанных инвестиций «Магистраль». Кириллов поясняет, что это было лишь администрирование ПИФа — до тех пор пока «РВМ Капитал», подконтрольная РЖД, не получила соответствующую лицензию. Не сидел без дела и сам инвестбанк. Еще до того, как РЖД удалось получить из Росимущества 75% акций своего опорного коммерческого Транскредитбанка, «КИТ Финанс» скупил на рынке 21,3% его акций. Как считают на рынке — по поручению железнодорожников. Впрочем, на одних лизинговых контрактах и небольших заказах от монополии КИТ жить не собирался, начав расширять базу крупных клиентов. В 2006 г. банк начал скупку акций оператора связи «Ростелеком». Согласно финансовой отчетности КИТа по МСФО за 2006 г., банку принадлежало 24,7% обыкновенных акций «Ростелекома», из которых 7,7% — напрямую КИТу, а остальные — в качестве обеспечения по кредитам. Еще около 15%, как считалось на рынке, контролировали УК «Лидер» и связанный с ней «Газфонд». На этот же год пришлась смена стратегии развития «КИТ Финанса».
Роман с ипотекой «Банк всегда отличался сильным инвестблоком: у него большая книга облигационных выпусков, он был крупным игроком рынка ценных бумаг», — вспоминает гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. Но с 2006 г. КИТ начал совершать стремительные марш-броски в розницу — традиционно ипотека, потребительские и карточные кредиты считаются прибыльным и солидным сегментом банковского бизнеса. Управляющий директор блока «Розничный бизнес» Банка Москвы Алла Цытович, впрочем, оговаривается, что на ипотеке можно хорошо зарабатывать только при больших объемах выдачи. Вот КИТ и наращивал эти объемы как мог: на конец 2007 г. размер его ипотечного портфеля вырос с 10,8 млрд руб. до 47 млрд руб. В ноябре 2007 г. Винокуров делился с «Ведомостями» мнением о том, как обстоят дела банка в этом сегменте: «Ужас! До $40 млн в неделю». Бешеный темп раздачи ипотечных кредитов нужно поддерживать — КИТ стал избавляться от части активов. В середине 2007 г. «Магистраль Финанс», составлявшая одну из основ бизнеса КИТа, продала весь лизинговый портфель компании «ВТБ-Лизинг» за $607 млн. «“КИТ Финанс” создал хороший финансовый инструмент и в подходящий момент продал его. Я думаю, они вышли из сделки с прибылью, — отмечает гендиректор лизинговой компании Brunswick Rail Leasing Владимир Лелеков. — Дело в том, что работа с РЖД по лизингу отличается низкой маржей. Ситуация ухудшилась, когда компания получила высокий кредитный рейтинг». По его оценкам, годовая доходность от лизинговых сделок с РЖД составляет в лучшем случае 30-50 базисных пунктов (0,3-0,5% годовых). Другое дело ипотека — при адекватном соотношении цены фондирования и стоимости ипотечного кредита доходность в среднем по рынку составляет 2%. Но несмотря на довольно большой портфель ипотечных кредитов — теперь именно он составлял треть активов КИТа, — с его доходностью все равно были проблемы. Источник на рынке говорит, что до 2008 г. под выдачу ипотеки «КИТ Финанс» привлекал короткие кредиты на фондовом рынке, которые ему обходились чуть ли не дороже, чем выдаваемая «физикам» ипотека. Неудивительно, что аналитики «Ренессанс Капитала» в своей оценке отчетности банка по МСФО за 2007 г. специально отметили факт снижения процентной маржи по итогам года с 4,2 до 0,8% из-за участия банка в сегменте ипотечного кредитования. В 2008 г. КИТ продолжал активные операции на фондовом рынке, на чем и поскользнулся. Сначала банк потерял, по оценкам участников рынка, около $400 млн на исполнении обязательств перед «Тройкой Диалог» и «Ренессанс Капиталом» по опционам на фьючерс на индекс РТС. А когда началось массовое обесценение акций российских компаний, стало очевидно, что из ямы не выбраться: на рынке сделок РЕПО КИТ был крупнейшим игроком, занимая под акции «Ростелекома». Чтобы избежать margin call, банку нужно было поддерживать котировки оператора связи, а это — дополнительные расходы. В результате КИТ оказался неспособным выполнить обязательства перед контрагентами и стал первым претендентом на банкротство.
Наследство банка На прошлой неделе, после того как было объявлено о новых претендентах на «КИТ Финанс», ситуация существенно разрядилась. Газпромбанк открыл КИТу кредитную линию с лимитом до 30 млрд руб. под залог ипотечного портфеля. Часть денег, по словам менеджера банка, выделил и ВТБ, но неизвестно, под какое обеспечение. Как следует из 101-й формы отчетности банка, активы «КИТ Финанса» за сентябрь похудели на 5,9 млрд руб., примерно на эту же сумму уменьшился объем выпущенных долговых бумаг. Зато средства банков выросли на 17,62 млрд руб., а средства остальных клиентов снизились на ту же сумму. Очевидно, что деньги пошли не только на погашение долгов по сделкам РЕПО, но и на выплаты вкладчикам. Деньги действительно пошли, подтвердили в страховых компаниях. В КИТе говорят, что достигнуты договоренности об урегулировании претензий не только с РЕСО, «Ингосстрахом» и «Транснефтепродуктом», чьи иски лежат в арбитражных судах, но и со многими другими компаниями, не подававшими исков. Это были требования по досрочному изъятию депозитов корпоративными клиентами. Другие обстоятельства переговоров станут известны на этой неделе. Только вот ипотечный портфель КИТу, скорее всего, уже не вернется. Сразу несколько источников сообщили, что залог в конце концов останется у Газпромбанка — крупнейшего кредитора КИТа. Это предусматривает план финансового оздоровления, который готовится в РЖД. Еще один пункт плана — договориться с кредиторами, на которых не хватит денег Газпромбанка, о реструктуризации долгов и отсрочке платежей. Но что остается у КИТа за вычетом ипотеки? По данным , вопрос о необходимости сохранения бренда еще не решен. Не исключено, что инвестиционный блок, которым он прославился на рынке, сольется в том или ином виде с инвестгруппами, подконтрольными РЖД и Транскредитбанку. В конце концов, у железнодорожников обширная инвестпрограмма-13,76 трлн руб. до 2030 г. Но самое главное, что останется у «КИТ Финанса» после расчетов с контрагентами по сделкам РЕПО, — крупный пакет акций «Ростелекома». В РЖД уже говорят о недопустимости его распыления по кредиторам. Источник, близкий к РЖД, утверждает, что именно акции стали основным мотивом вхождения в сделку монополиста. Несмотря на снижение рыночной стоимости «Ростелекома» из-за обвала на фондовом рынке, эта компания, как выразился однажды сам Винокуров, — «кэшизбыточная». А по Якунину, наличие именно таких активов и может быть поводом для спасения «слабонервных финансистов». Если РЖД предложит внятный план слияния телекоммуникационных активов, которые государство контролирует, пакет в «Ростелекоме» станет отличным дополнением к принадлежащему РЖД «Транстелекому» и даст право проводить консолидацию от имени государства. Окончательное решение должно принять правительство. Уже на этой неделе — во вторник или среду — у вице-премьера Александра Жукова состоится заседание совета директоров РЖД. Один из пунктов повестки — обсуждение ситуации вокруг «КИТ Финанса».
Ирина МОКРОУСОВА, Светлана ПЕТРОВА, Наталия БИЯНОВА
Вся пресса за 20 октября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Компании и капиталы, Сделки, Ипотечное страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
31 июля 2025 г.

|
|
ТАСС, 31 июля 2025 г.
Mains: в РФ ремонт китайских машин по ОСАГО за полгода подешевел на 6%

|
|
Реальное время, Казань, 31 июля 2025 г.
В Татарстане клиентов страховщиков склоняют к заключению договоров цессии

|
|
ТАСС, 31 июля 2025 г.
Кабмин установил требования к банкам, где могут размещать средства фонда ОМС

|
|
Ведомости, 31 июля 2025 г.
Эксперты оценили возможную долю оборота цифрового рубля в 2026 году

|
|
ПРАЙМ, 31 июля 2025 г.
Эксперт назвал самый перспективный страховой продукт в России

|
30 июля 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 30 июля 2025 г.
Страховщики урегулируют убытки пострадавших на Камчатке в упрощенном порядке

|
|
Клерк.Ру, 30 июля 2025 г.
Властям пришлось второй год подряд повысить страховые выплаты аграриям

|
|
ТАСС, 30 июля 2025 г.
Страховщики упростят получение выплат пострадавшим при землетрясении на Камчатке

|
|
Банки сегодня, 30 июля 2025 г.
Пошаговый порядок получения страховой выплаты за сорванный рейс

|
|
РБК (RBC.ru), 30 июля 2025 г.
Эксперты Mains поделятся своим опытом со слушателями «ВСК Университета»

|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 30 июля 2025 г.
Почти на четверть больше прошлогоднего заключили страховщики договоров в Казахстане

|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 30 июля 2025 г.
В Екатеринбурге будут судить четверых молодых людей за незаконное изготовление полисов ОСАГО

|
|
РИА Новости, 30 июля 2025 г.
Стало известно количество россиян с зарплатой от миллиона рублей в месяц

|
|
Газета.uz, Ташкент, 30 июля 2025 г.
Долгожданные реформы в страховой системе: как совершенствуется защита интересов

|
|
Новочеркасские ведомости, 30 июля 2025 г.
Аграрии получают необходимую поддержку

|
|
AK&M, 30 июля 2025 г.
СК «Двадцать первый век» получила кредитный рейтинг на уровне ВВВ.ru

|
|
Комсомольская правда, 30 июля 2025 г.
Подержанный автомобиль - не роскошь: цены на бэушные машины упали на 3,6%

|
 Остальные материалы за 30 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|