Российская газета-неделя,
20 ноября 2008 г.
В палату за плату 628 просмотров
Сегодня практически все население республики охвачено обязательным медицинским страхованием, гарантирующим получение бесплатной медицинской помощи.
Тем не менее, якутянам все чаще при лечении приходится выкладывать деньги: то за УЗИ, то за анализы. Об этом и перспективах реформы медицинского страхования мы поговорили с исполнительным директором территориального фонда обязательного медицинского страхования республики Василием Ивановичем Назаровым.
Закон устарел Российская газета: Люди боятся, что со временем платная медицина окончательно вытеснит гарантированную Конституцией бесплатную медицинскую помощь. Вроде бы все работающие граждане перечисляют деньги в фонд обязательного медицинского страхования, однако даже в государственных поликлиниках и больницах за многие услуги приходится платить дополнительно. Василий Назаров: В течение более 15 лет существования системы страховой медицины в стране финансирование медицинского страхования шло с дефицитом. Поэтому в условиях, когда государство не в состоянии оплатить лечение в полном объеме, пациент вынужден, чтобы получить качественную помощь, доплачивать сам. Это неправильно. В своем обращении к Федеральному Собранию Президент Дмитрий Медведев говорил о реформе здравоохранения, в частности, высказал мнение, что система обязательного медицинского страхования в стране не отвечает реалиям и должна быть изменена. Закон об обязательном медицинском страховании, принятый в 1991 году еще Верховным советом СССР, а затем измененный и дополненный в 1993-м, устарел. Сейчас Правительство РФ готовит новый проект. Задача номер один нового закона - наполнить систему медицинского страхования деньгами, чтобы бремя дефицита не ложилось на карман пациентов.
Выздоровел? Распишись! РГ: В 90-х годах прошлого века, когда в стране создавались фонды обязательного медицинского страхования, людям обещали, что застрахованные смогут выбирать лечебные учреждения и врачей. Однако сегодня даже в городских поликлиниках, как правило, пациенты не могут выбирать специалиста по своему желанию. Назаров: В действующем законе сказано, что гражданин имеет право на выбор и страховой компании, и лечащего врача. На деле получается, что контракты со страховщиком заключает работодатель, то есть страховую фирму сам работник выбрать не может. К тому же все пациенты прикреплены территориально к своим поликлиникам, получающим выплаты от государства на предоставление им медицинских услуг. Тем не менее, у нас в республике в крупных городах граждане имеют право, написав заявление на имя главного врача, открепиться и перейти в другую поликлинику. А вот выбор врача может осуществляться только внутри поликлиники или участка. Но даже этот принцип не работает в маленьких районных или наслежных лечебных учреждениях, где у пациентов нет альтернативы. И опять скажу о новом законе, который должны принять депутаты Госдумы. В нем должен быть введен элемент материальной заинтересованности лечебного учреждения и конкретного врача. Врач всегда обязан знать, что только качественно пролечив пациента, он получит за это соответствующее вознаграждение. А если не будет лечить или будет лечить плохо, то пациенты уйдут к другому врачу. В идеале, должны быть разработаны стандарты оказания медицинской помощи. Стандарт четко скажет, что если у пациента такой-то диагноз, то ему должны предоставить такие-то виды лечения обязательно, в случае осложнения - такие-то дополнительные процедуры. Врач обязан знать, при каком заболевании какую помощь и в каком объеме должен оказывать. И больной тоже должен четко знать, какие обследования ему назначат при бронхите, а какие - при колите. И очень хорошо было бы при выписке пациенту расписываться в истории болезни или в амбулаторной карте в том, что он получил лечение по стандарту, удовлетворен или нет качеством обслуживания. По этим критериям и должны получать зарплату и премии медицинские работники.
Пилотные проекты РГ: Пока примут новый закон, якутянам так и придется стоять в очередях в поликлиниках, да еще и доплачивать за некоторые виды обследований? Назаров: В государственных лечебных учреждениях платные услуги должны осуществляться после рабочего времени, но никак не параллельно с основной работой. А на счет очередей: это связано не только с тем, что врачей не хватает, в иных учреждениях плохо налажена организация работы. Многое зависит от руководителя. Кстати, в республике уже действуют пилотные проекты стимулирования работы медперсонала. В Хангаласском, Горном, Мегино-Кангаласском районах, в поселке Чульман Нерюнгринского района, в Якутской городской больнице № 4, в Якутской республиканской офтальмологической больнице и республиканской больнице N3 уровень зарплат медицинских работников уже зависит от качества оказанной помощи.
Медстрах на совесть РГ: Могут ли страховые фирмы или территориальный фонд обязательного медицинского страхования реально защитить права граждан в случае получения некачественной медицинской помощи или врачебной ошибки? Назаров: Сегодня страховые компании, которые берут на себя всю работу с медицинскими учреждениями, это не просто посредники-диспетчеры. Они должны контролировать качество помощи, обеспечивать полное своевременное финансирование, и им выделяются из нашего фонда на это необходимые средства. Если у пациента возникают какие-то проблемы, они должны помочь решить их. Для этих целей созданы отделы защиты прав застрахованных, куда можно обратиться за консультацией. Обратиться можно и непосредственно к нам в территориальный фонд. Во всех отделах защиты прав застрахованных открыты "горячие" телефонные линии. Сегодня представители страховых организаций есть и в самих лечебных учреждениях, то есть пациенты могут получить консультацию непосредственно в момент оказания медицинской помощи. Так, в прошлом году отмечался значительный рост обоснованных жалоб на плохое качество медицинской помощи - 32 жалобы. В связи с этим вопрос о снижении качества медицинской помощи был рассмотрен на коллегии Минздрава республики. В этом году число жалоб снизилось в четыре раза. Но по большому счету на сегодня у нас нет специального закона, который обеспечивал бы реальную защиту прав пациента в случае злоупотребления его интересами, в случае врачебной ошибки, в случае некачественной, недобросовестной лечебной помощи и так далее. Такой закон необходим. Сегодня пациенты для защиты своих прав пользуются законом о защите прав потребителя. Так что, как видим, реформа в здравоохранении действительно предстоит серьезная, системная, многоступенчатая и, думаю, с ее вводом должно измениться, кроме всего остального, и качество бесплатной медицины.
Варвара КУЛИЧКИНА
Вся пресса за 20 ноября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Регионы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
3 октября 2025 г.

|
|
АвтоВзгляд, 3 октября 2025 г.
Двое мужчин устраивали подставные ДТП, чтобы обманывать страховые компании

|
|
ТАСС, 3 октября 2025 г.
Генконсульство РФ сообщило о гибели россиянина у острова Пхукет

|
|
Медвестник, 3 октября 2025 г.
Минфин заявил о конфликте интересов при замене медицинских страховщиков на терфонды

|
|
Финмаркет, 3 октября 2025 г.
В январе-июне сборы страховщиков РФ по договорам НС снизились на 5,8%, выплаты выросли на 3,5%

|
|
РИА Дагестан, 3 октября 2025 г.
Три модели «АвтоВАЗа» стали самыми популярными в Дагестане при оформлении автостраховок

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2025 г.
Swiss Re и Bondaval запускают инновационные полисы кредитного страхования на основе данных

|
|
NEWS.ru, 3 октября 2025 г.
Аналитики подсчитали, какие авто чаще не подлежат восстановлению после ДТП

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2025 г.
Кадровый голод на страховом рынке: новые подходы к подбору персонала

|
|
Sputnik Таджикистан, 3 октября 2025 г.
В Таджикистане внедрят электронную систему страхования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2025 г.
Казахстан внедрит международные практики страхования катастрофических рисков

|
|
Новые Известия, 3 октября 2025 г.
Споры вокруг реформы ОМС: какова позиция Минздрава России

|
|
Forbes, 3 октября 2025 г.
Страховщики выступили против передачи их полномочий территориальным фондам ОМС

|
|
Эксперт Online, 3 октября 2025 г.
Страховые компании выступили против законопроекта о реформе системы ОМС

|
|
Медвестник, 3 октября 2025 г.
«В механизме экспертной работы мало что изменится»: мнения об отказе от страховых компаний в системе ОМС

|
|
Клопс.ru, Калининград, 3 октября 2025 г.
В России разгорелся скандал вокруг законопроекта, который может лишить страховщиков ОМС полномочий

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 3 октября 2025 г.
Гатчинская администрация потратит 15,8 млн на ДМС сотрудников

|
|
Газета.Ru, 3 октября 2025 г.
Мухлюют с расчетами: страховщики занизили цены на запчасти для выплат по ОСАГО

|
 Остальные материалы за 3 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|