Турбизнес,
26 ноября 1999 г.
Ждать ли потрясений на страховом рынке? 632 просмотра
Вопрос состояния российского страхового рынка особенно актуален в настоящее время потому, что можно подвести определенные итоги его развития за последние 10 лет. При этом очевидны не только определенные успехи, но и целый ряд недостатков и накопившегося негатива. Прогноз развития отрасли на ближайшую перспективу комментирует для “ТБ” председатель Совета директоров Страховой группы “НАСТА” Николай ГАЛАГУЗА.
Сегодня инфраструктура российского страхового рынка представлена немалым количеством отечественных компаний — около 1,5 тыс. из них, по имеющимся данным, сдают финансовые отчеты в Департамент страхового надзора. В то же время еще недавно, год назад, считалось, что на рынке присутствуют порядка 3 тыс. компаний. В то же время в сегменте страхования путешествующих наиболее активны не более 20 компаний. О том, много это или мало, можно дискутировать, поскольку в США численность страховых компаний намного выше, но уменьшение количества компаний — еще не показатель сворачивания рынка. В наших условиях этот процесс говорит скорее о его укреплении и профессиональном становлении.
Страховой рынок для страхователя является устойчивым тогда, когда страховая компания имеет историю развития. Если оценивать российский рынок страхования в целом, то у него сложилась своя история. Это бурный рост числа страховщиков в начале 90-х, возникновение контролирующих органов (Департамент страхового надзора), появление первых законодательных документов (Закон о страховании. Положения о лицензировании, о размещении резервов и т.д.), которые упорядочивали деятельность страховщиков в начальный период работы, расширение программ страхования, выход в сферу международного сотрудничества, в первую очередь, по страхованию путешествующих. Но этот период продолжался недолго, о чем можно только сожалеть.
Сегодня деятельность отечественного страхования с большой натяжкой можно назвать рыночной. Причин тому несколько — от экономической нестабильности в государстве до несовершенства законодательной базы. Низкая платежеспособность российских страхователей, как физических, так и юридических лиц, приводит к тому, что сегодня застрахованы не более 7-10% потенциальных рисков, то есть потребность в страховании остается нереализованной.
Большинство российских страховщиков отличают невысокие уставные капиталы, их маломощность не позволяет принимать большие риски на свою ответственность.
Страховщики в силу общей неблагоприятной для их деятельности обстановки постоянно вынуждены искать какие-то лазейки, поскольку страховая отрасль изначально оказалась на обочине российской экономики. По этой причине стали рождаться разнообразные псевдосхемы псевдострахований, отрабатываться способы ухода от налогов и т.д. и т.п.
Законодательная база любой развитой страны направлена на стимулирование развития страхования как инструмента защиты граждан этого государства, их жизни, здоровья, имущества и т.д. Долгосрочное страхование жизни, в частности, повсеместно стимулируется налоговыми льготами — эти средства исключаются из совокупного дохода застрахованного. Любой предприниматель, включая владельца апартаментов или частной гостиницы, турагентства, сувенирного магазина или кафе, не получит лицензию на свою прямую деятельность при отсутствии договора страхования ответственности.
Специалисты прогнозируют, что в ближайшее время на российском рынке останутся порядка 500-600 страховых компаний из работающих полутора тысяч. Сколько из них станут заниматься страхованием туристов, трудно сказать. Это связано с решением о повышении размера уставного капитала.
Вопрос, имеющий отношение к надежности компаний, поставлен правильно, хотя не теряет своей актуальности и другой, не менее злободневный — о качестве работы страховщиков. В настоящее время многие из них работают “с колес”, то есть получают премии у одного страхователя — выплачивают возмещение другому. До сих пор на страховом рынке обходилось без крупных потрясений и громких скандалов, но эта тишина может оказаться тревожной.
После кризиса страховщики попытались сгруппироваться, активизировались в развитии видов страхования, что видно на примере страхования туристов, взялись за расширение региональной деятельности, резко сократили внутренние расходы, в результате основной состав участников рынка преодолел сложный этап, что не исключает возможности локальных потрясений уже в ближайшее время. В первую очередь потому, что инфляционные процессы, которые по-прежнему идут, не только обесценивают резервы страховщиков, но и лишают их инструмента ликвидного вложения денег.
Источником жизни самого страховщика является прибыль от инвестиций, это последовательный взаимосвязанный экономический процесс, особенно наглядный на примере туристического бизнеса. Когда страховщикам некуда вкладывать деньги, чтобы их нарастить и усилить страховую защиту, это не только да и не сколько их проблема. Это проблема государственной экономики. За последний год страховой рынок по сути отброшен к первоначальным позициям, на десяток лет назад. Не страховщики виноваты в том, что за отпущенное на формирование страхового рынка время так и не был сформирован прочный фундамент отрасли, при котором была бы реальна конкуренция с иностранными страховщиками если не на равных, то хотя бы в интересах российской экономики, в интересах государства.
В настоящее время у зарубежных страховщиков есть определенные инструменты, которые позволяют им работать на нашем рынке — здесь действуют порядка 60 компаний с участием иностранного капитала. Они много привнесли в общую цивилизацию отечественного рынка и остаются незаменимы в качестве деловых партнеров. Что однако не отменяет необходимости защиты интересов национального рынка, это также не противоречит общемировой практике. Причем абсолютное большинство зарубежных страховщиков действуют на пространстве московского региона, где насчитывается около 600 компаний и сосредоточены главные страховые силы, на региональные рынки их влияние пока не распространяется, а именно там и лежит непаханая “целина”, привлекательная для развитого страхового бизнеса. Между тем сегодня на этих рынках нет единого делового пространства, отмечается конфронтация между столичными и региональными компаниями. Отчасти она напоминает расстановку сил во взаимоотношениях российских страховщиков и “варягов”. Вероятнее всего избежать банкротств страховых компаний в России все-таки не удастся. Это закономерный процесс для любой рыночной экономики. Однако наиболее защищенными от такого рода “рисков” окажутся страховщики, предпочитающие псевдосхемам цивилизованные технологии работы, и разборчивые в выборе партнеров в разных сферах бизнеса.
Вся пресса за 26 ноября 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 октября 2025 г.

|
|
Интерфакс, 7 октября 2025 г.
Получающие лечение по ОМС пациенты ежегодно тратят около 1,5 трлн рублей на допуслуги

|
|
Известия, 7 октября 2025 г.
Схватились за износ: за самостоятельный ремонт по ОСАГО сулят доплату

|
|
Коммерсантъ, 7 октября 2025 г.
Автогражданку делают чуть натуральней

|
6 октября 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 6 октября 2025 г.
Владельцам авто могут начать возмещать ущерб по ОСАГО без учета износа. Почему идея вызывает споры: разбираемся в нюансах

|
|
Ведомости онлайн, 6 октября 2025 г.
В ЦБ спрогнозировали рост стоимости ОСАГО на 40% при отмене учета износа

|
|
Парламентская газета, 6 октября 2025 г.
Стоимость ремонта по ОСАГО предложили выплачивать без учета износа деталей

|
|
Парламентская газета, 6 октября 2025 г.
За самостоятельный ремонт машин по ОСАГО могут начать платить больше

|
|
Деловой Петербург, 6 октября 2025 г.
Петербург может стать пилотным регионом для контроля полисов ОСАГО по камерам

|
|
ТАСС, 6 октября 2025 г.
ЦБ: стоимость ОСАГО при отмене учета износа может вырасти на 40%

|
|
Адвокатская газета, 6 октября 2025 г.
Когда потерпевший в ДТП может принять решение о доплате за восстановительный ремонт его ТС?

|
|
Лента.Ру, 6 октября 2025 г.
В Госдуме прокомментировали идею сделать ОМС платным для некоторых граждан

|
|
BFM.Ru, 6 октября 2025 г.
Минфин предложил выплачивать стоимость ремонта по ОСАГО без учета износа деталей

|
|
E1.ru, Екатеринбург, 6 октября 2025 г.
Замминистра финансов РФ предложил изменения в ОСАГО

|
|
ПРАЙМ, 6 октября 2025 г.
В РСА объяснили высокую стоимость ремонта автомобилей

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 6 октября 2025 г.
«РСХБ-Страхование» добилось взыскания более 462 млн рублей с европейского партнера

|
|
Уральский меридиан, Екатеринбург, 6 октября 2025 г.
Суд взыскал с «Ренессанс Страхования» более 1,2 млн рублей в пользу инвалида

|
|
Моё!, Воронеж, 6 октября 2025 г.
200 тысяч воронежцев будут обязаны самостоятельно оплачивать медицинское страхование?

|
 Остальные материалы за 6 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|