Время mn,
11 апреля 2002 г.
ДТП — в законе
426 просмотров
Обсуждение этого документа на заседании Совета Федерации проходило довольно живо, мнения разделились. В итоге он все-таки был одобрен верхней палатой, но не без труда ("за" проголосовали 92, а минимально необходимое для одобрения число голосов — 90).
Теперь закон, вызвавший в обществе противоречивые отклики, будет направлен на подпись президенту и, если глава государства поставит под текстом свой автограф, вступит в действие с 1 июля 2003 года. С этого самого дня многомиллионной армии автовладельцев придется ежегодно обращаться в страховые компании, которые будут иметь право работать на этой практически безграничной ниве. Станет ли она к тому же прибыльной — вопрос пока открытый, однако в законе специально оговорено, что страховщик не может относить на прибыль более 5% от своих доходов. Впрочем, для большинства россиян финансовые проблемы страховых компаний — дело десятое. Людей интересуют в первую очередь их собственные права и обязанности, возникающие в связи с введением в действие названного закона. Такой подход вполне оправдан, поскольку пострадавший в результате ДТП получит страховое возмещение ущерба, даже если страховая компания окажется неплатежеспособной. Компенсационные выплаты в таком случае производятся из средств профессионального объединения страховщиков (оно, правда, будет создаваться определенное время, а потому на деньги из соответствующего фонда можно будет рассчитывать лишь с 1 июля 2004 года). Для того чтобы граждане, имеющие "железных коней", не пытались ускользнуть от обязанности застраховать свою гражданскую ответственность, законом предусмотрен специальный механизм: при покупке машины каждый обязан заключить договор страхования в пятидневный срок. Те же, кто приобрел транспортные средства до 1 июля следующего года, будут вынуждены обзавестись страховкой до прохождения очередного техосмотра. Иначе им просто не разрешат эксплуатировать свой автомобиль. Заветный документ, впрочем, не поможет пройти техосмотр, если неисправна сама машина. Зато автовладельцам он гарантирует хоть какой-то шанс избежать полукриминальных "разборок", особенно если в результате ДТП никто серьезно не пострадал: ни люди, ни их имущество. Дело в том, что закон гарантирует пострадавшим лишь 120 тыс. рублей за поврежденное "железо" и 160 тыс. — за вред, нанесенный их жизни и здоровью. Если в аварию попало сразу несколько автомобилей, суммы увеличиваются соответственно до 160 и 240 тысяч. Так что даже в результате самого тяжелого ДТП размер страховой суммы не превысит 400 тысяч. Что означают эти цифры, легко понять на простом примере. Предположим, по вине владельца "Жигулей" разбита дорогая иномарка. Если она подлежит ремонту, который обойдется в сумму, превышающую 4 тыс. долл., пострадавшему явно не хватит тех выплат, которые гарантирует обязательное страхование. И он наверняка будет искать другие способы компенсировать свои затраты. Хорошо, если он просто обратится в суд — тогда виновному в аварии не придется расставаться со своей единственной квартирой, не подлежащей конфискации и продаже с молотка ни при каких обстоятельствах. Но если хозяин иномарки решит действовать в обход закона, скромному труженику, сумевшему накопить денег только на отечественное авто, придется так же несладко, как и в настоящее время, когда у большинства водителей вообще нет никакой страховки. И все-таки закон скорее полезен, чем вреден. В конце концов, большинство аварий заканчивается сейчас полюбовной сделкой, причем во многих случаях водители даже не хотят вызывать на место происшествия сотрудников автоинспекции. Возможности уладить дело таким способом их никто не лишает, но все же лучше пойти другим путем — правовым. Если факт аварии все же зафиксирован инспектором ГИБДД, виновному в столкновении достаточно сообщить пострадавшим номер своего страхового свидетельства и обратиться в течение 5 рабочих дней к страховщику, чтобы тот мог произвести независимую экспертизу и оценить ущерб. Если эти условия соблюдены, страховщик обязан в течение 15 дней рассмотреть требование о выплате и либо возместить ущерб, нанесенный здоровью и имуществу, либо принять обоснованное решение об отказе. Мотивировать отказ можно, например, тем, что виновник аварии находился в состоянии алкогольного опьянения (ясно, что это должно быть доказано). Так что садиться за руль после нескольких рюмок спиртного не рекомендуется даже тем, у кого страховой полис оформлен по всем правилам. Гражданам, наконец, очень интересно, сколько же будет стоить такая страховка. Тарифы установит правительство, причем в разных регионах суммы будут отличаться чуть ли не в разы. Однако кто-то (здесь учитывается стаж, возраст и иные характеристики водителя) получит льготы, а тем, скажем, кому несколько раз в год приходится отвечать за ДТП, придется порой платить в 5 раз больше, чем автолюбителям, имеющим солидный безаварийный стаж.
Мнение эксперта
Сергей Васильев, председатель комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению
Дисциплинирующий фактор
В законе недостаточно полно прописан механизм, позволяющий избежать злоупотреблений и попыток фальсификации страхового случая. Право регрессного требования страховщика должно быть реализуемо во всех случаях умышленного или неумышленного причинения ущерба, если виновным является страхователь. Это будет являться дисциплинирующим фактором для него в целях избежания возникновения страховых случаев по его же вине.
КАТАНЯН К.
Вся пресса за 11 апреля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 октября 2025 г.

|
|
Коммерсантъ-Ульяновск, 24 октября 2025 г.
В Ульяновске задержаны члены ОПГ автоинсценировщиков

|
|
Подмосковье сегодня, 24 октября 2025 г.
Новые платежи за лечение могут появиться за пределами ОМС

|
|
Подмосковье сегодня, 24 октября 2025 г.
Азиатские марки автомобилей заимели популярность среди отечественных водителей

|
|
Амител, Барнаул, 24 октября 2025 г.
Как оформить полис ОСАГО без ошибок и лишних трат?

|
|
ТАСС, 24 октября 2025 г.
ВТБ планирует продать «Росгосстрах» с прибылью

|
|
РИА Новости, 24 октября 2025 г.
ВТБ не ставит перед собой задачу продать «Росгосстрах» к определенной дате - Пьянов

|
|
Интерфакс, 24 октября 2025 г.
Продажа «Росгосстраха» идет непросто из-за сложностей у покупателя с поиском финансирования под сделку

|
|
Ветеринария и жизнь, 24 октября 2025 г.
Минсельхоз обновляет перечень болезней рыб для господдержки при страховании

|
|
МК в Оренбурге, 24 октября 2025 г.
Суд взыскал с виновника ДТП более 2,6 млн рублей в пользу страховой компании

|
|
Business FM Кубань, 24 октября 2025 г.
Власти Кубани хотят усовершенствовать выдачу субсидий на агрострахование

|
|
За рулем, 24 октября 2025 г.
Страховой парадокс: каско на китайские авто дороже, чем на европейские

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 24 октября 2025 г.
В Мурманской области участники 20% аварий несут миллионные убытки

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 октября 2025 г.
Рост убытков делает страхование от незаконного присвоения грузов всё более ограниченным и требует новых подходов

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 24 октября 2025 г.
Северянка отсудила у организации более 300 тысяч за поврежденную машину

|
|
NEWS.ru, 24 октября 2025 г.
Миронов призвал реформировать российскую систему здравоохранения

|
|
Аргументы и факты-Ульяновск, 24 октября 2025 г.
Ульяновские полицейские задержали группу автоподставщиков из 7 человек

|
|
Neva.today, Санкт-Петербург, 24 октября 2025 г.
Автобусы, «Лады» и тракторы: «Пассажиравтотранс» застрахует автопарк на 34 млн

|
 Остальные материалы за 24 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|