Проблемы реализации суброгационных прав в российском страховании.
Экономика и жизнь,
25 марта 2000 г.
Закон на стороне... виновника? 912 просмотров
Достаточно часто при страховом случае виновник нанесения ущерба становится известен. Согласно ГК РФ ответственный за причинение вреда обязан возместить пострадавшей стороне убытки, но поскольку по договору выплату производит страховая компания, то у нее появляется право требования к виновной стороне. Такой переход права требования в соответствии со ст. 965 ГК РФ называется суброгацией. При этом происходит перемена лиц в обязательстве на основании закона.
Другими словами, страховщик вступает в уже возникшее между страхователем и лицом, причинившим ему убытки, правоотношение. Например, вашему застрахованному автомобилю действиями другого водителя нанесен ущерб. После получения страховой выплаты ваши законные требования к виновнику аварии передаются страховщику. Таким образом, меняется «персональный» состав, но не правовая сущность этих отношений. В том числе это относится и к исковой давности. На это прямо указывает ст. 201 ГК РФ: перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления. В развитие данного правила п. 2 ст. 965 ГК РФ установлено, что перешедшее к страховщику в порядке суброгации право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки. Можно сделать вывод, что течение срока исковой давности по требованиям, переходящим в порядке суброгации, начинается еще до их перехода к страховщику и подчиняется общим и специальным правилам об исковой давности. Срок этот может быть различным и определяется характером обязательства, в рамках которого страхователь имеет право требовать возмещения ущерба. Так, по общему правилу (ст. 196 ГК РФ) срок исковой давности составляет три года. Однако в ряде случаев применяются специальные нормы. В любом случае виновнику ущерба суброгация выгодна: ведь чем раньше начат отсчет срока исковой давности, тем больше вероятность, что страховщик его пропустит. В общем, законодатель помог. Особенности института суброгации, а также его относительная новизна для российского законодательства часто порождают ошибки при его практическом применении, в том числе и в исчислении сроков исковой давности. В частности, ошибочно отождествляются понятия «суброгация» и «регресс». Причина в том, что суброгация пришла на смену праву страховщика требовать от виновника ущерба сумму выплаченного возмещения в порядке регресса. Однако такое право в отличие от суброгации является «новым», то есть возникает с момента исполнения основного обязательства (п. 3 ст. 200 ГК РФ). В этом плане показательно постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 4063/97 от 25 ноября 1997 года. Страховой компании было отказано в иске из-за истечения срока исковой давности, исчисляемого с момента повреждения автомобиля, а не выплаты страхового возмещения, как полагал истец. Кроме того, получило распространение мнение о том, что срок для подачи страховщиком в порядке суброгации иска к лицу, ответственному за убытки, возмещенные страховщиком, составляет два года. При этом ссылаются на ст. 966 ГК РФ. На самом деле это неправильно. Двухгодичный срок, установленный этой статьей, является специальным и распространяется на отношения, возникающие при заключении договора страхования. Данный срок применяется только к требованиям непосредственных участников этих отношений друг к другу (страхователя, выгодоприобретателя, страховщика).
Н. КРИСТИН
Вся пресса за 25 марта 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
4 июня 2025 г.

|
|
Агроэксперт, 4 июня 2025 г.
НСА: страховые компании начали рассматривать обращения из регионов с ЧС

|
|
Тренд, Баку, 4 июня 2025 г.
В Азербайджане началось страхование табачных плантаций

|
|
Fishnews.ru, Владивосток, 4 июня 2025 г.
Минсельхоз хочет дополнить перечень для страхования с господдержкой в аквакультуре

|
|
Gazeta.SPb, 4 июня 2025 г.
АО «Петербургские аптеки» защитят имущество на 612 млн рублей

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 4 июня 2025 г.
Взносы страховых организаций Беларуси за январь-апрель выросли на 12%

|
|
Коммерсантъ-Новосибирск, 4 июня 2025 г.
На Алтае осудили автоподставщиков, похитивших у страховых компаний 7 млн рублей

|
|
Российская газета-неделя, 4 июня 2025 г.
Не остались в пролете

|
|
Комсомольская правда, 4 июня 2025 г.
В Центробанке завели жалобную книгу

|
|
Дейта, Владивосток, 4 июня 2025 г.
Россияне бросились скупать «короткие» полисы ОСАГО

|
|
Ставропольская правда, 4 июня 2025 г.
134 агрария Ставрополья получили субсидии на сельхозстрахование

|
3 июня 2025 г.

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 3 июня 2025 г.
«Петербургские аптеки» застрахуют помещения на 612 млн рублей

|
|
Дума ТВ, 3 июня 2025 г.
Аксаков: Банк России запустил онлайн-сервис оперативного информирования о нарушении прав потребителей

|
|
Российская газета, 3 июня 2025 г.
Страховая история

|
|
ТАСС, 3 июня 2025 г.
НСИС: более 1,6 млн краткосрочных договоров ОСАГО заключили с начала года

|
|
Life, 3 июня 2025 г.
Юрист объяснил, как получить компенсацию за попадание БПЛА в квартиру

|
|
Панорама Саратова, 3 июня 2025 г.
Переоформление полиса ОМС по телефону обернулось для саратовца денежной потерей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 июня 2025 г.
Искусственный интеллект в страховании Азии: технологическая революция с китайским лицом

|
 Остальные материалы за 3 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|