|
В прошлом году пермский рынок страхования показал отрицательную динамику — сборы упали на 28%. Наибольшее падение пришлось на имущественное и личное страхование. Пока участники рынка не заметили кардинального улучшения ситуации, и кризис по-прежнему серьезно влияет на их бизнес. Однако страховщики фиксируют и парадоксальные тенденции: общая нестабильность приводит к тому, что их клиенты чаще задумываются о том, чтобы застраховать себя от несчастных случаев, хотя раньше от этого отказывались в первую очередь.
Остались без премии
Страховой рынок Пермского края по итогам 2009 года не стал исключением и так же, как и в других регионах России, показал падение. Без учета премий по полисам обязательного медицинского страхования (ОМС) объем рынка уменьшился с 8,738 млрд руб. в 2008 году до 6,363 млрд руб. в 2009 году, снижение составило 28%. Этот показатель хуже общероссийского — по всей стране сборы упали на 8,1%. При этом падение показали все сегменты рынка, за исключением ОСАГО, где был зафиксирован рост в 20%.
По данным центра стратегических исследований (ЦСИ) «Росгосстраха», в 2009 году в целом по России основное падение рынка по числу договоров приходится на полисы личного страхования. Такая ситуация наблюдалась и в Пермском крае. В абсолютных цифрах большее проседание пришлось на страхование жизни — 58%, имущественное страхование — 40% (снижение собранных премий более чем на 2 млрд руб.), личное страхование — 18% (премии снизились почти на 300 млн руб.).
Эксперты и участники рынка отмечают несколько причин уменьшения расходов граждан на страховку. В «Росгосстрахе» прежде всего указывают на сокращение платежеспособного спроса населения во время кризиса: люди стали больше копить, экономить, откладывать сбережения, соответственно резко упало количество крупных покупок, нуждающихся в страховании, — новых машин, квартир, мебели, поездок за границу. А одну из причин падения рынка личного страхования аналитики видят в снижении числа застрахованных пассажиров и туристов: это связано как с сокращением пассажиропотоков во время кризиса, так и с деятельностью антимонопольных органов по пресечению «добровольно-принудительного» страхования пассажиров.
Замгендиректора страховой фирмы «Адонис» Светлана Леонтьева считает, что причин отказа от страхования жизни несколько. «В силу российского менталитета это одна из последних статей расходов семейного бюджета, от которой в период кризиса отказываются в первую очередь», — считает госпожа Леонтьева. По ее мнению, уверенность населения в надежности накопительного страхования жизни подрывает и серия банкротств страховых компаний. Кроме того, локомотивом развития страхования от несчастных случаев в докризисное время являлось страхование жизни заемщиков, в основном при выдаче ипотечных и автокредитов. «Здесь очевидна прямо пропорциональная зависимость сбора премий страховщиков от объемов банковского кредитования. Финансовый кризис „отрезвил“ и банки, и заемщиков. Такого „бесшабашного“ кредитования, когда одни раздавали направо и налево, а другие брали, не задумываясь о последствиях, в ближайшие годы точно не случится. Во-вторых, законодательно отменена „обязательность“ страхования жизни заемщика, и теперь при ипотечном кредитовании можно страховать только предмет залога», — отмечает госпожа Леонтьева.
В сегменте личного страхования также сильно пострадало добровольное медицинское страхование (ДМС). Этот вид страхования реализовывался в основном за счет корпоративных договоров. «Первым, от чего отказались большинство работодателей в период экономического кризиса, стали социальные пакеты для работников, включающие, как правило, и медицинскую страховку», — говорит Светлана Леонтьева. Снижение сборов по еще одному сегменту — страхованию ответственности заместитель директора Пермского филиала «Ингосстраха» Юрий Рябов связал с «падением деловой активности»: «Например, грузоперевозок стало меньше, вот это страхование и упало».
Что касается ОСАГО, то сбор премий по краю увеличился почти на 250 млн руб. Участники рынка признают, что в целом этот рост произошел «благодаря» повышению тарифных коэффициентов, которое состоялось в марте 2009 года. Так, для Перми территориальный коэффициент вырос с 1,3 до 1,6.
Страхование со страху
Официальных данных о первых итогах этого года нет, но ситуация вряд ли сильно улучшилась, уверены участники рынка. «В начале этого года рынок еще больше проседает, — убежден Юрий Рябов. — Пока страхование во многом завязано на банковскую деятельность, и мы пока не почувствовали особого улучшения. Возможно, по ипотеке стало больше движения. А вот по автомобилям никакого улучшения нет, продажи падают, кредитование стоит на месте».
Как бы то ни было, страховщики даже в кризисе видят определенную пользу для своего бизнеса. «В период нестабильности, девальвации люди стали больше задумываться о том, как сохранить свое имущество и избежать растущих и непредвиденных затрат. А страхование является наиболее эффективным инструментом для этого как для частных, так и корпоративных клиентов», — уверен директор Пермского филиала группы «Ренессанс страхование» Денис Леонтьев. Он считает, что частным клиентам наличие полиса «добавляет уверенности»: «Поэтому даже те, кто не страховал квартиры, загородные дома и машины прежде, обратили внимание на возможности страхования». А для бизнеса вне зависимости от экономической конъюнктуры «это инструмент риск-менеджемента, и в условиях нестабильности его актуальность только возрастает, поскольку рассчитывать на заемные средства уже не приходится».
Замгендиректора «Адониса» Сергей Киселев говорит, что пальму первенства по-прежнему удерживает автострахование. «Несмотря на то, что при покупке автомобиля в кредит страхование носит „принудительный“ характер, даже рассчитавшись с банком, многие продолжают заключать договоры КАСКО. Понимая, что полис ОСАГО не сможет покрыть ущерб, причиненный третьим лицам в результате крупной аварии, все чаще клиенты интересуются расширением страхового покрытия своей ответственности и заключают договор добровольного страхования автогражданской ответственности», — рассказывает господин Киселев.
Интересно, что сейчас участники рынка фиксируют возрастающий интерес к наиболее просевшему сегменту — к страхованию жизни и страхованию от несчастных случаев. Здесь также свою роль сыграл кризис. Например, Денис Леонтьев, говоря об этой тенденции, ссылается на «неопределенную экономическую ситуацию», которая «делает глав семейств более предусмотрительными и осторожными»: «Страхование от несчастного случая гарантирует получение существенной компенсации (до двух-трех годовых заработков) в случае потери трудоспособности по состоянию здоровья». А Сергей Киселев из «Адониса» связывает этот тренд с трагедией в «Хромой лошади». «После пожара увеличилось количество обращений от желающих застраховать свою жизнь. Эта трагедия многих заставила задуматься о том, что все может случиться даже с молодыми и здоровыми людьми. Так ли уж бесполезна требуемая банками при оформлении кредитов страховка жизни и здоровья заемщика?» — задается вопросом господин Киселев.
Перспективы восстановления рынка ДМС страховщики напрямую связывают с состоянием экономики в целом. «Поскольку это корпоративный вид страхования, для того чтобы выделять средства, нужно, чтобы как минимум они у предприятия были, — говорит Светлана Леонтьева. — В конечном итоге тот работодатель, который не позаботится сегодня о своих сотрудниках, рискует впоследствии столкнуться со всплеском заболеваемости, увеличением числа дней нетрудоспособности, снижением эффективности труда и, как следствие, с ростом косвенных издержек предприятия».
Еще одной подвижкой к росту рынка может стать повсеместное создание саморегулируемых организаций (СРО) в различных отраслях. Например, с этого года строительную деятельность могут вести только члены СРО. Юрий Рябов напоминает, что некоторые СРО в качестве обязательного условия вступления предусматривают страхование гражданской ответственности, поэтому на этом сегменте возможен рост.
Впрочем, страховщики, как и всегда, не надеются на одни лишь конъюнктурные явления и внешние тенденции, а сами изобретают немало спецпредложений, которые должны способствовать привлечению клиентов. Например, в «Урал-АИЛ» говорят, что с недавнего времени компания запустила единственный в стране терминал по продаже полисов ОСАГО, где быстро и самостоятельно можно их оформить. В группе «Ренессанс страхование» взяли на вооружение возможность применения различных типов франшиз, например, добавив «персональную» франшизу на водителя. Считается, что эту услугу будут выбирать те, кто хочет вписать в полис неопытного водителя, не сильно переплачивая при этом. Компания готова предложить и существенную экономию на КАСКО, когда страхуется только угон и полная гибель автомобиля. Предполагается, что это заинтересует прежде всего «опытных водителей, уверенных в своем мастерстве», а общая экономия должна составить 70% от стоимости полиса по риску «Ущерб».
Виталий ВОДОПЬЯНОВ, Ъ- Приложение (Пермь)
Вся пресса за 31 марта 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка, Кризис и страхование
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 октября 2025 г.

|
|
Коммерсантъ-Ульяновск, 24 октября 2025 г.
В Ульяновске задержаны члены ОПГ автоинсценировщиков

|
|
Подмосковье сегодня, 24 октября 2025 г.
Новые платежи за лечение могут появиться за пределами ОМС

|
|
Подмосковье сегодня, 24 октября 2025 г.
Азиатские марки автомобилей заимели популярность среди отечественных водителей

|
|
Амител, Барнаул, 24 октября 2025 г.
Как оформить полис ОСАГО без ошибок и лишних трат?

|
|
ТАСС, 24 октября 2025 г.
ВТБ планирует продать «Росгосстрах» с прибылью

|
|
РИА Новости, 24 октября 2025 г.
ВТБ не ставит перед собой задачу продать «Росгосстрах» к определенной дате - Пьянов

|
|
Интерфакс, 24 октября 2025 г.
Продажа «Росгосстраха» идет непросто из-за сложностей у покупателя с поиском финансирования под сделку

|
|
Ветеринария и жизнь, 24 октября 2025 г.
Минсельхоз обновляет перечень болезней рыб для господдержки при страховании

|
|
МК в Оренбурге, 24 октября 2025 г.
Суд взыскал с виновника ДТП более 2,6 млн рублей в пользу страховой компании

|
|
Business FM Кубань, 24 октября 2025 г.
Власти Кубани хотят усовершенствовать выдачу субсидий на агрострахование

|
|
За рулем, 24 октября 2025 г.
Страховой парадокс: каско на китайские авто дороже, чем на европейские

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 24 октября 2025 г.
В Мурманской области участники 20% аварий несут миллионные убытки

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 октября 2025 г.
Рост убытков делает страхование от незаконного присвоения грузов всё более ограниченным и требует новых подходов

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 24 октября 2025 г.
Северянка отсудила у организации более 300 тысяч за поврежденную машину

|
|
NEWS.ru, 24 октября 2025 г.
Миронов призвал реформировать российскую систему здравоохранения

|
|
Аргументы и факты-Ульяновск, 24 октября 2025 г.
Ульяновские полицейские задержали группу автоподставщиков из 7 человек

|
|
Neva.today, Санкт-Петербург, 24 октября 2025 г.
Автобусы, «Лады» и тракторы: «Пассажиравтотранс» застрахует автопарк на 34 млн

|
 Остальные материалы за 24 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|