Финансовый бизнес,
19 июня 2000 г.
О порядке и условиях проведения обязательного противопожарного страхования предприятий 1713 просмотров
Необходимость введения в России обязательного противопожарного страхования предприятий обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики эффективность административных методов управления пожарной безопасностью предприятий снижается.
Для поддержания их противопожарного состояния на приемлемом для общества уровне необходимо активное внедрение экономических методов управления противопожарным состоянием предприятий посредством использования экономических стимулов и штрафных санкций противопожарного страхования (надбавок и скидок со страхового тарифа). Кроме того, в условиях отсутствия устойчивой национальной традиции по добровольному противопожарному страхованию собственниками своего имущества и гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам, продолжающийся рост числа пожаров и потерь от них на предприятиях существенно отражается на социальном и экономическом состоянии общества. В результате пожаров экономика, кроме прямых, несет дополнительные потери от снижения платежеспособности населения в результате потери работы, снижения жизненного уровня, сокращения рабочих мест, ущерба для поставщиков сырья и обслуживающих фирм, потерь налогов на уничтоженное пожаром имущество. Эти потери вносят лепту в косвенный ущерб и увеличивают размер общих убытков от пожаров. Только за 1999 г. в России произошло 259,4 тыс. пожаров, на которых погибло 14901 человек и получили травмы 14525 человек, прямой материальный ущерб от пожаров составил 1,77 млрд руб., а полные материальные потери от пожаров составили 30,7 млрд рублей. Около 40% от общего числа пожаров произошло на предприятиях, имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью. На этих пожарах погибло 4308 человек. Основными причинами пожаров являлись неосторожное обращение с огнем — 45 2 %, нарушение правил эксплуатации электроприборов — 23 6%, неисправность печного отопления — 11,6 %. В условиях рыночной экономики 43% предприятий не могут возобновить свою деятельность непосредственно после пожара, 28% предприятий восстанавливают свое хозяйство в течение трех последующих лет и только 2% предприятий функционируют нормально после пожара. После крупных пожаров 43% фирм исчезают сразу, а еще 23% — по истечении трех лет. По данным другого исследования, из 10000 мелких и средних предприятий, в разной степени пострадавших от пожаров в течение года, с рынка исчезла продукция 2563, что может означать либо их банкротство, либо поглощение другими фирмами. Поэтому для облегчения нагрузки на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по восстановлению пострадавших от пожаров предприятий представляется целесообразным введение, в полном соответствии с положениями ст. 935 ГК РФ, обязательного противопожарного страхования предприятий, имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью. Статьей 28 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено проведение противопожарного страхования, как в добровольной, так и в обязательной форме. В соответствии с требованиями ст. 936 ГК РФ ст. 3 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской федерации” обязательное страхование осуществляется в силу Федерального закона, определяющего условия и порядок его проведения. Статья 28 Федерального закона "О пожарной безопасности" на практике не может применяться в связи с отсутствием механизма ее реализации в части, связанной с порядком и условиями проведения данного вида страхования. Поэтому во исполнение ст. 28 Федерального закона "О пожарной безопасности" был разработан проект федерального закона "О порядке и условиях проведения обязательного противопожарного страхования предприятий в Российской Федерации". В законопроекте под противопожарным страхованием понимается страхование имущества и (или) гражданской ответственности юридических и физических лиц, предусматривающее обязанность страховщика за обусловленную в договоре противопожарного страхования плату (страховую премию) возместить страхователю или выгодоприобретателю причиненный в результате воздействия опасных факторов пожара, возникшего по любой из приведенных в приложении 1 причин, а также действий по его тушению, ущерб (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Законопроект определяет цель проведения обязательного противопожарного страхования — защита имущественных интересов граждан и юридических лиц на случай причинения вреда в результате пожара. Он устанавливает перечень объектов, субъектов страхования, страховые случаи, порядок заключения и расторжения договора страхования, порядок взаимоотношений сторон при наступлении страхового случая, систему льгот и штрафных санкций для страхователей и страховщиков. В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О пожарной безопасности" законопроектом установлено, что перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с концепцией законопроекта в указанный перечень планируется включить только наиболее важные и пожаровзрывоопасные предприятия (с балансовой стоимостью имущества более 700 млн руб.), которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации (ст. 28 Федерального закона "О пожарной безопасности") и имеют в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью (ст. 935 ГК РФ). Предприятия, включенные в перечень, должны застраховать свое имущество, а также гражданскую ответственность за вред, который может быть причинен пожаром на этом предприятии имуществу, жизни и здоровью третьих лиц. Указанный перечень предполагает не поименное перечисление предприятий, а установление критериев, по которым устанавливается обязанность предприятий осуществлять противопожарное страхование. Страховые суммы и страховые взносы по обязательному страхованию имущества страхователя и гражданской ответственности страхователя за вред, который может быть причинен имуществу, жизни и здоровью третьих лиц, в проекте закона предлагается устанавливать раздельно. С целью определения объема ответственности страховщика приложением к проекту закона предлагается утвердить перечень причин пожаров, надбавки и скидки с основной части нетто-ставки страхового тарифа за каждый вид нарушений противопожарных требований или за внедрение дополнительных противопожарных мероприятий. При этом для обоснования размера надбавок и скидок со страхового тарифа использован международный опыт огневого страхования, а также результаты научных исследований процесса формирования ущерба от пожара в зависимости от наличия и вида средств противопожарной защиты. Тарифные ставки предлагается определять по методике, разработанной ГПС МВД России и согласованной с федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью. В качестве исходных данных при расчете тарифов использованы статистические данные государственной статистической отчетности о пожарах и последствиях от них. Тарифы дифференцированы по основным отраслям экономики и трем однородным типам зданий. Размер страховых тарифов по обязательному противопожарному страхованию имущества страхователя и гражданской ответственности страхователя за вред, причиненный имуществу третьих лиц в результате пожара, предлагается рассчитывать страховщикам самостоятельно по территории каждого субъекта Российской Федерации отдельно, согласовывать с Государственной противопожарной службой МВД России и утверждать в Федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Страховые тарифы предлагается пересматривать не реже одного раза в три года. В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 марта 1996 г. проект Федерального закона был направлен на экспертизу в комитеты, комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, другие заинтересованные организации. На проект федерального закона "О порядке и условиях проведения обязательного противопожарного страхования предприятий в Российской Федерации" получены заключения правового управления Аппарата Государственной Думы, Комитета по обороне ГД, Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам ГД, Российской Государственной страховой компании, Промышленно страховой компании. Основная часть полученных замечаний обусловлена тем, что данный законопроект разрабатывался до принятия Гражданского кодекса Российской Федерации и поэтому по некоторым положениям ему не соответствовал. В процессе обобщения полученных замечаний подготовлен новый вариант проекта Федерального закона "О порядке и условиях проведения обязательного противопожарного страхования предприятий в Российской Федерации", в котором учтено более 60 из 80 высказанных предложений. Таким образом, подготовлен важный и нужный законопроект, который позволит ввести обязательное противопожарное страхование предприятий на территории Российской Федерации, которое станет реальным механизмом обеспечения гарантий защиты имущественных интересов российских граждан и юридических лиц, связанных с нанесением вреда их жизни, здоровью и имуществу в результате пожара, и приведет к сокращению расходов государственных средств на предотвращение пожаров и ликвидацию их последствий.
Вячеслав МУЛИШКИН, первый заместитель начальника Главного управления противопожарной службы МВД РФ
Вся пресса за 19 июня 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Страховое право, Огневое страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
17 октября 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 17 октября 2025 г.
Суд удовлетворил иск «АльфаСтрахования» к четырем компаниям

|
|
НовостиВолгограда.ру, 17 октября 2025 г.
В ФОМС прокомментировали итоги проверки со стороны Счетной палаты

|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 17 октября 2025 г.
Суд отказал ГСК «Югория» в споре с «Комиавиатрансом» из-за уничтоженного лайнера «ЮТэйр»

|
|
Улпресса, Ульяновск, 17 октября 2025 г.
Страховые выплаты по ОСАГО в Ульяновской области превысили сборы

|
|
Псковская лента новостей, 17 октября 2025 г.
Каждый дееспособный гражданин РФ должен платить в ФОМС – Виктор Антонов

|
|
РЕН-ТВ, 17 октября 2025 г.
Эксперт Колесников: регионы с низкой аварийностью должны меньше платить за ОСАГО

|
|
ТАСС, 17 октября 2025 г.
Средняя выплата по страховке сдаваемых в аренду квартир составила 35 тыс. рублей

|
|
СенатИнформ, 17 октября 2025 г.
Генетический скрининг перед ЭКО планируют делать по ОМС

|
|
Business FM Кубань, 17 октября 2025 г.
Счетная палата нашла избыточную штатную численность в фонде ОМС Кубани

|
|
УралБизнесКонсалтинг, Екатеринбург, 17 октября 2025 г.
Счетная палата РФ выявила «мертвые души» в системе ФОМС

|
|
Авторадио, 17 октября 2025 г.
В России расширят перечень бесплатных медицинских услуг

|
|
Inbusiness.kz, 17 октября 2025 г.
Сколько миллионов выплатили казахстанцам за врачебные ошибки

|
|
Ведомости, 17 октября 2025 г.
Регионы начнут проводить генетический скрининг перед ЭКО по ОМС

|
|
Ведомости, 17 октября 2025 г.
Ученые из Университета транспорта предложили по-новому считать ДТП и аварийность

|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 17 октября 2025 г.
Здравоохранение Свердловской области теряет миллионы на махинациях в ОМС. Страховщики забирают финансирование у клиник

|
|
Конкурент, Владивосток, 17 октября 2025 г.
ОСАГО подорожает вдвое. У кого будут большие проблемы

|
|
korins.ru, 17 октября 2025 г.
Президиум НССО единогласно рекомендовал переизбрать Евгения Уфимцева президентом союза на второй срок

|
 Остальные материалы за 17 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|