Авиатранспортное обозрение,
25 октября 2002 г.
Авиационные риски и контроль над ними 1678 просмотров
Авиационное страхование — единственная сфера, тесно связанная с крупномасштабными трагическими последствиями, а, следовательно, и рисками катастрофического свойства. В идеале этот сегмент страхования должен быть наиболее гибким и чутко реагировать на динамику рынка.
К сожалению, существующий на сегодняшний день в России рынок авиационных рисков настолько «отвердел», что отношения между страховщиком и клиентом сводятся к банальной формуле «предложение — торг — покупка». Пока исключением из этого правила является только авиакомпания «Аэрофлот — российские авиалинии», занимающая уникальное положение на рынке авиационных рисков. Как удалось «Аэрофлоту» добиться обособленного позиционирования, рассказывает в интервью АТО директор Департамента управления рисками и страхования авиакомпании Дмитрий Джафаров.
— Дмитрий Олегович, как Вы оцениваете текущее состояние рынка авиационного страхования?
— Знаете, 17 июля проходило заседание Комитета АЭВТ по рынку авиационного страхования. И одним из основных моментов был вопрос оценки этого рынка и его участников. Это очень важное обстоятельство: перед тем как перейти к процедурам, к которым следует прибегать авиакомпаниям, работая на этом рынке, необходимо понять, с чем здесь можно столкнуться. Если принять за точку отсчета печально известное 11 сентября, то можно увидеть, что цены, которые были на международном рынке страхования до трагедии, и тарифы, появившиеся неделю спустя, отличаются весьма существенно. Прошло довольно много времени с тех пор, как это событие произошло, а устойчивая тенденция к повышению ставок по-прежнему сохраняется. Рынок вошел в так называемую жесткую фазу. Понятно почему: страховщики не конкурируют между собой, не ведут диалога с авиакомпаниями, а просто предлагают свою «осознанную» цену. Рынок авиационного страхования в России весьма специфичен. Большинство страховых компаний, за исключением пяти-шести серьезных страховщиков, предлагают полисы, оцененные «на глазок», либо продают условия западного рынка. Так же относятся к управлению рисками и авиационные компании: ожидают, когда страховщики принесут им тарифы и можно будет выбрать наиболее выгодное из десятка предложений, зачастую отличающихся друг от друга на несколько процентов.
— «Аэрофлот» пошел другим путем?
— Именно так. Метод, который мы противопоставили такому стандартному подходу, — это репозиционирование на рынке страхования, и международном в первую очередь. Мы, минуя всех посредников, сами сделали предложение непосредственно рынку. Могу добавить, что подобным образом формулируют свои взаимоотношения со страховщиками все крупные авиакомпании в мире. Это не означает, что мы диктуем цены. Мы представляем рынку нашу оценку рисков компании и, кроме того, всю андеррайтинговую информацию, для того чтобы получить, в свою очередь, его оценку. Это очень важно, особенно на начальном этапе, потому что такой информации у них просто нет.
— Как в авиакомпании родился Департамент управления рисками и страхования?
— Департамент был образован в ноябре 2000 г. До этого в компании были сформулированы основные принципы стратегии управления рисками и появились первые риск-менеджеры. Кстати, в зарубежных компаниях наличие риск-менеджмента является нормой. Основная задача работы Департамента состоит в том, чтобы по-новому позиционировать компанию на международном авиационном рынке страхования и вести внутреннюю работу по оценке, анализу и мониторингу производственных, коммерческих и финансовых рисков авиакомпании. Насколько мне известно, наш Департамент — одно из немногих целевых структурных подразделений среди российских компаний, занимающихся управлением рисками. Так или иначе, а серьезным авиакомпаниям без формирования в составе своего предприятия аналогичного подразделения не обойтись. Хотя бы потому, что сама идея управления рисками должна идти от авиакомпаний, а не от страховщиков. Потому что страхование — это лишь один из методов системы управления рисками. Некоторые задачи можно решать по-другому: не страховать, а ограничивать риск — задействовать банковские учреждения, используя гарантии и другие финансовые инструменты, которые они предоставляют, или прибегнуть к внутренним процедурам, позволяющим этот риск закрыть.
— Какие меры предпринимает Департамент для достижения контроля над рисками?
— Давайте сразу оговоримся: 100%-ной защиты не существует. Ключевым риском любого предприятия является риск прекращения бизнеса как такового, и игнорировать его нельзя. И если не потратить средства на системную безопасность, не нанять и не обучить персонал, вовремя не застраховать то, что невозможно покрыть системным решением, — это может привести компанию к банкротству. Если же говорить об оценке рисков по направлениям, то, кроме вопросов страхования, существуют кредитные, топливные и прочие виды рисков, сопровождающие компанию в ходе ее деятельности. Эти оценки содержатся в материалах внутреннего аудита, в наших собственных расчетах или в заказанных нами отчетах, подготовленных с участием нынешних специалистов. На основании этих документов мы и разрабатываем различные варианты и планы действий по предотвращению возможных происшествий и потерь. В качестве иллюстрации: реализация программы работы с кредитными рисками позволила авиакомпании снизить затраты на это направление в шестикратном размере. Как видите, грамотное управление схемами контроля над рисками не только способно «прикрыть» компанию от возможных потрясений, но и позволяет получать ощутимую выгоду.
Вся пресса за 25 октября 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Авиационное страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
1 ноября 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 1 ноября 2025 г.
Правда ли, что камеры уже начали фиксировать незастрахованные по ОСАГО машины

|
|
Report.Az, Баку, 1 ноября 2025 г.
В Азербайджане рынок добровольного страхования вырос на 15,2%

|
|
Автостат, 1 ноября 2025 г.
Средняя выплата по ОСАГО в России выросла на 15%

|
|
RB.ru, 1 ноября 2025 г.
«Страховка от выгорания»: 12% назвали её необходимостью XXI века, 33% — хотят «нервный выходной» по полису

|
|
Report.Az, Баку, 1 ноября 2025 г.
Рынок обязательного страхования в Азербайджане вырос почти на 7%

|
|
korins.ru, 1 ноября 2025 г.
В ВСС состоялся семинар о страховании ответственности перевозчиков и экспедиторов

|
|
Report.Az, Баку, 1 ноября 2025 г.
Выплаты по страхованию имущества в Азербайджане выросли на треть

|
|
РИА Воронеж (Воронежское информационное агентство), 1 ноября 2025 г.
«Собачье ОСАГО»: владельцев потенциально опасных пород обяжут оформлять страховку. Что это значит для воронежцев

|
|
Report.Az, Баку, 1 ноября 2025 г.
Рынок non-life страхования в Азербайджане вырос на 8,3%

|
|
МК в Карелии, Петрозаводск, 1 ноября 2025 г.
Власти Швеции отзывают визы, выданные гражданам России

|
|
Report.Az, Баку, 1 ноября 2025 г.
Выплаты по страхованию жизни в Азербайджане выросли на 33,5%

|
|
Интерфакс, 1 ноября 2025 г.
Всероссийский Форум лидеров страхового рынка прошел в Москве

|
|
ПРАЙМ, 1 ноября 2025 г.
Антирейтинг регионов по частоте страховых случаев по ОСАГО возглавила Ингушетия – РСА

|
|
Интерфакс, 1 ноября 2025 г.
Мосгордума приняла бюджет городского фонда ОМС на 2026-2028 гг

|
|
Бизнес Туркменистан, 1 ноября 2025 г.
В Туркменистане введено страхование ответственности туристических операторов

|
|
Областная рязанская газета, 1 ноября 2025 г.
Все о страховании недвижимости от беспилотников

|
|
Life, 1 ноября 2025 г.
Адвокат рассказал, как самому вернуть страховку по кредиту и не нарваться на мошенников

|
 Остальные материалы за 1 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|