Финансовая газета. Региональный выпуск,
23 июля 2001 г.
Оформление договоров транспортного страхования 376 просмотров
— Налоговая инспекция посчитала неправомерным отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) транспортного предприятия страховых взносов в иностранную страховую организацию. Права ли инспекция и что влияет на налогообложение страховых взносов и выплат при транспортном страховании? — Отнесение расходов на страхование на себестоимость зависит помимо прочего и от правомерности работы иностранной страховой компании на территории Российской Федерации. Это утверждение касается клиентов, коммерческих страховых организаций и тем более обществ взаимного страхования (взносы в которые вообще не освобождаются от налогообложения). Для страхования имущественных интересов российских перевозчиков иностранная страховая организация должна (п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-1 (в ред. от 20.11.99 г.) "Об организации страхового дела в Российской Федерации") зарегистрироваться в качестве российского юридического лица. Кроме того, согласно ст.4 Закона № 4015-1 страховая компания должна иметь лицензию на осуществление страховой деятельности. Отсутствие государственной регистрации, равно как и лицензии, влечет за собой квалификацию всех платежей, осуществляемых в такую компанию и исходящих от нее, как не связанных со страхованием. Таким образом, все платежи в пользу незарегистрированной страховой компании не будут считаться страховой премией, что обусловливает невозможность их отнесения на себестоимость. Поэтому в данном случае действия налоговых органов правомерны. Отнесение затрат на себестоимость возможно только при условии, что страховая компания имеет российскую регистрацию и соответствующую лицензию, поскольку объект страхования в данном случае — это имущественные интересы транспортной организации — резидента Российской Федерации. Если перевозчик, работающий с иностранным страховщиком, производит уплату страховых премий напрямую от своего филиала за границей, ему необходимо разрешение Банка России (а в некоторых случаях — и лицензии) на данный вид операций. В противном случае у контролирующих органов может возникнуть законный вопрос — откуда у перевозчика берется страховой полис (не безвозмездный документ), если на счете нет никаких движений денежных средств в сторону страховой компании. Оформление транспортной организацией оплаты страховой премии от имени своего зарубежного партнера по бизнесу также не решает проблемы, поскольку не дает возможности квалифицировать платеж как оплату страховой премии. Кроме того, все выплаты от страховой компании-нерезидента не будут считаться страховым возмещением со всеми вытекающими отсюда последствиями (обязанностями по уплате налогов с них). Следует отметить, что, например, по страхованию ответственности перевозчика зарубежные страховые компании практикуют выплаты страхового возмещения не выгодоприобретателю (лицу, в пользу которого застрахована ответственность перевозчика, — грузовладельцу и т.п.), а непосредственно транспортной фирме. При такой схеме движения денежных средств перечисленные суммы согласно ст. 931, 932, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) не являются страховым возмещением, поскольку выплачены лицу, чье право не было нарушено. Следовательно, возникает обязанность по уплате НДС и прочих налогов.
— Зарубежный партнер потребовал от российского предприятия страхования рисков в рамках их совместной деятельности в иностранном страховом клубе. Можно ли страховать грузы, транспортные средства и ответственность перевозчиков в страховых компаниях — нерезидентах Российской Федерации, если речь идет о международных грузоперевозках? — Работа с иностранным юридическим лицом, а тем более страховой компанией требует серьезного внимания к юридической стороне вопроса. Пренебрежение нормами отечественного законодательства приводит к тому, что покупка услуг зарубежного партнера может быть расценена налоговыми органами как попытка вывоза капитала за рубеж, уменьшения налогооблагаемой базы и соответственно как уклонение от налогов. В Законе Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что страхование российских имущественных интересов может осуществляться только юридическими лицами, зарегистрированными в соответствии с законами Российской Федерации и имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности. При этом необходимо помнить, что при пересечении границ имущественные интересы не меняют своей принадлежности. Страховые клубы, страхующие на Западе ответственность морских и сухопутных перевозчиков, — это в целом аналог российских обществ взаимного страхования. Однако следует обратить внимание на ряд принципиальных различий. Прежде всего, общая концепция работы клуба основывается на принципе возмещения. Это означает, что клуб возмещает страхователю (члену клуба) расходы только после того, как он произвел расходы по оплате претензии своего клиента (выгодоприобретателя). Другими словами, предполагается, что покупатель услуг клуба должен обладать достаточной суммой для возмещения потерь грузовладельца. Помимо этого все предложения иностранных клубов следует внимательно анализировать с правовой точки зрения, так как они зачастую вступают в противоречие с отечественным законодательством. Согласно п. 2 ст. 968 ГК РФ общества взаимного страхования могут создаваться и действовать в форме некоммерческих организаций. Особенности правового положения обществ взаимного страхования и условия их деятельности определяются в соответствии с ГК РФ и законом о взаимном страховании (в настоящее время указанный закон пока не принят). Некоммерческие организации в свою очередь исходя из п. 3 ст. 50 ГК РФ могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций либо в других формах, предусмотренных законом Российской Федерации. В п. 2 ст. 51 ГК РФ говорится, что "юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации". Таким образом, обществом взаимного страхования может быть признано российское юридическое лицо, имеющее предусмотренную законодательством Российской Федерации организационно-правовую форму для некоммерческих организаций. Иностранный страховой клуб не является обществом взаимного страхования, а представляет собой иностранное юридическое лицо, созданное на базе иностранного законодательства, имеющее соответствующую иностранному законодательству организационно-правовую форму и платящее налоги в бюджет иностранного государства. Следовательно, услуги, оказываемые им, с позиций отечественного законодательства страховыми не считаются и под соответствующий режим правового регулирования и налогообложения не подпадают.
Д. КОРПУСОВ, начальник Управления страхования транспортных рисков САО "Ингосстрах-С.-Петербург"
Вся пресса за 23 июля 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Учет и отчетность, Страхование грузов
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
1 октября 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 1 октября 2025 г.
Жителя Зимбабве осудили за инсценировку смерти вымышленной дочери

|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 1 октября 2025 г.
Роспотребнадзор помог жителю ХМАО избавиться от навязанных страховок

|
|
Волга Ньюс, Самара, 1 октября 2025 г.
Торговля, агробизнес и строительство чаще всего побуждают владельцев страховать риски

|
|
Интерфакс, 1 октября 2025 г.
В ВСС ждут дискриминации лицензий медстраховщиков в случае изменения закона об ОМС

|
|
Ведомости, 1 октября 2025 г.
Минтранс определился с ответственностью за ДТП с беспилотниками

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 октября 2025 г.
Актуальность как стратегический фактор в страховании

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 октября 2025 г.
Параметрическое страхование как ответ на дефицит климатической защиты

|
|
Газета.Ru, 1 октября 2025 г.
В России хотят ужесточить правила выдачи полиса ОМС мигрантам

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 октября 2025 г.
Aon запустил Specialist Claims Solutions для повышения эффективности урегулирования убытков

|
|
Актуальные комментарии, 1 октября 2025 г.
Renault Logan лидирует в антирейтинге по самым дорогим ремонтам после ДТП на рынке РФ

|
|
Sputnik Армения, 1 октября 2025 г.
Глава Минздрава Армении: с 2026 года будет внедряться обязательное медицинское страхование

|
|
78.ru, Санкт-Петербург, 1 октября 2025 г.
В Петербурге осудили троих мошенников в сфере страхования, похитивших более 7,5 млн рублей

|
|
Медвестник, 1 октября 2025 г.
Глава ВСС призвал не отказываться от страховой медицины в системе ОМС

|
|
Деловой Петербург (on-line), 1 октября 2025 г.
ДМС в Петербурге подорожало на 10–15% с начала года

|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 1 октября 2025 г.
Частных страховщиков лучше исключить из финансирования ОМС - Приказнов

|
|
Российская газета-неделя, 1 октября 2025 г.
Подарки с подвохом

|
|
Парламентская газета, 1 октября 2025 г.
Правила выдачи полиса ОМС трудовым мигрантам хотят ужесточить

|
 Остальные материалы за 1 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|