Гудок,
29 сентября 2010 г.
Вне зоны риска
1186 просмотров
В России не более 30–35% всего грузооборота покрывается страховой защитой. Для сравнения: европейский рынок страхования грузов охвачен на 85–90%. Российские перевозчики и владельцы грузов в отличие от своих зарубежных коллег в полной мере не осознают выгоду от использования страхования. О перспективах и проблемах развития этого сегмента страхования рассказал заместитель генерального директора САО «ГЕФЕСТ» Константин Барковский.
– Константин Олегович, почему грузовладельцы и перевозчики не спешат страховать грузы?
– Прежде всего это связано с довольно низкой культурой страхования в отрасли. У грузовладельцев и перевозчиков существует привычка строить отношения на личных контактах. Хотя очень часто такие «личные отношения» доводят до конфликтов и суда. Есть и объективные причины снижения спроса на эту услугу. Страхование грузов напрямую связано с объёмом грузооборота. В прошлом году в этом сегменте произошло серьёзное снижение, соответственно прореагировал и рынок страхования грузов.
– Какие грузы в основном страхуются и каковы стандартные условия страхования?
– В основном страхуются экспортно-импортные грузы, так как международные стандарты «Инкотермс» не позволяют транспортировку без страхового договора. Среди этих направлений страхованием грузов охвачено более 70% грузооборота. Но практически не покрыты страхованием транзитные грузы ж/д, а также сборные грузы, автомобильные перевозки в страны ближнего зарубежья. Если говорить о внутрироссийских перевозках, то здесь не более 30–35% грузов страхуется. Стандартные условия, практикуемые на российском страховом рынке, в целом соответствуют зарубежным программам страхования. Существует три базовых варианта: в первый включены все риски, второй с ответственностью за частную аварию и третий без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. При желании в страховое покрытие может быть включена ответственность за риски хранения грузов, за поломку или простой рефрижераторного или термосного оборудования.
– Каковы в среднем по рынку тарифы на страхование грузов, могут ли такой полис позволить себе небольшие транспортные компании?
– Тарифы рассчитываются на основе базовых, при этом учитывается множество факторов, таких как: вид груза, маршрут перевозки, тип перевозочного средства, наличие охранно-поисковых систем и другие. Средняя стоимость страхования грузов по рынку на период транспортировки и хранения составляет 0,10–0,15% от стоимости партии груза. В целом страхование составляет лишь десятые доли процента от стоимости перевозимого груза, поэтому является доступной услугой и для небольших транспортных организаций и грузовладельцев.
– Кто, на ваш взгляд, должен страховать груз: владелец груза, перевозчик или это может сделать компания-экспедитор, которая использует в работе только наёмный транспорт?
– В первую очередь в сохранности грузов заинтересован сам владелец, поэтому, я считаю, именно он должен самостоятельно страховать своё имущество, не перекладывая это на перевозчика. Конечно, законодательство не воспрещает страховать перевозимый груз перевозчику и экспедитору. На сегодняшний день многие транспортные компании предлагают полный спектр логистических услуг, в том числе и страхование грузов. Всё это делается для удобства грузовладельцев. Поскольку у перевозчиков и экспедиторов достаточно большие объёмы перевозок, они могут рассчитывать на довольно низкие тарифные ставки со стороны страховщика при заключении генерального договора страхования. С другой стороны, грузовладельцы, выиграв за счёт небольшого снижения стоимости полиса, могут столкнуться с тем, что им труднее контролировать процесс изменения условий договора страхования, поскольку они заключают его не напрямую со страховщиком. Это может повлечь нежелательные последствия. Например, в дальнейшем перевозчик, чтобы обеспечить себе ещё более низкие страховые тарифы, может включить в генеральный договор страхования дополнительные франшизы и оговорки, снизить лимиты, исключить из покрытия некоторые риски. Как показывает практика, перевозчики не всегда извещают грузовладельца об этих изменениях, снижающих качество страховой защиты. Поэтому грузовладельцу всё-таки надёжнее самостоятельно заключить генеральный договор страхования грузов и выбрать наиболее удобные для себя условия страхования, исходя из собственной статистики грузоперевозок.
– За что чаще всего приходится выплачивать страховки владельцам грузов?
– По статистике в последнее время наибольшее количество выплат страховых возмещений происходит по причине полной или частичной пропажи груза, несколько меньшее – по причине повреждения груза в пути или на месте временного хранения. Буквально в течение последних месяцев «ГЕФЕСТом» было выплачено несколько страховых возмещений по договорам страхования грузов: 2,4 млн руб., 1,3 млн руб. и 0,8 млн руб. – в этих случаях произошла кража различных грузов – от косметической продукции до детской обуви.
– Каковы ближайшие перспективы развития этого бизнеса?
– Существенного роста в 2010 году не предвидится, возможно, он сумеет вырасти максимум на 5%. С другой стороны, у «ГЕФЕСТа» и в прошлом году, когда на рынке страхования грузоперевозок произошёл значительный спад, рост страховых премий по этому виду составил 50%. Так что мы надеемся на лучшее. Мы продолжаем активно развивать специализированные комплексные программы страхования для транспортных организаций, в которые входят страхование грузоперевозок, подвижного состава, контейнеров, ну и, конечно, классические виды страхования: грузовых и легковых автомашин, имущества, персонала.
Беседовал Иван ГОРБУНОВ.
Вся пресса за 29 сентября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Страхование грузов, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
4 июня 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июня 2025 г.
Страховщики торговых кредитов Великобритании сохраняют устойчивость перед лицом растущего риска

|
|
Турбизнес, 4 июня 2025 г.
Туроператоры и страховщики: «Эпидемии коксаки» в Турции нет

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 4 июня 2025 г.
«Метрострой Северной Столицы» застрахует недвижимость от пожаров и беспилотников

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июня 2025 г.
В Индии назревает кризис здравоохранения для рабочей силы страны

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июня 2025 г.
Интернет-страхование в Китае опирается на демографию и продуктовые тренды

|
|
Коммерсантъ онлайн, 4 июня 2025 г.
«Аэрофлоту» осталось завершить страховое урегулирование 36 самолетов

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июня 2025 г.
Немецкие актуарии советуют с осторожностью относиться к введению обязательного страхования от природных катастроф

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июня 2025 г.
Итальянским страховщикам придется дополнить перестрахование SACE

|
|
Интерфакс, 4 июня 2025 г.
Туроператоры не отмечают массовых случаев заражения вирусом коксаки в Турции

|
|
Воронежские новости, 4 июня 2025 г.
Пострадавшие в ДТП с автобусом воронежцы получат денежные выплаты

|
|
Ведомости Юг, 4 июня 2025 г.
Каждый восьмой виновник ДТП на Кубани не имеет ОСАГО

|
|
Хабр, 4 июня 2025 г.
Lemonade: бизнес-модель страховой из США. Страховка полностью онлайн

|
|
Новости Армении-NEWS.am, 4 июня 2025 г.
Для счастья необходимо здоровье: Пашинян коснулся темы медицинского страхования в Армении

|
|
Сибирское агентство новостей, Красноярск, 4 июня 2025 г.
Пациентам Красноярского края рассказали, как поменять поликлинику и врача по ОМС

|
|
Портал Северного Кавказа, Ставрополь, 4 июня 2025 г.
Полис ОМС в отпуске: какие права имеет ставропольчанин в другом регионе

|
|
ChitaMedia, 4 июня 2025 г.
Как страховщики обдирают водителей, рассказал автоюрист

|
|
Право.Ru, 4 июня 2025 г.
ВС разъяснил пределы исключений из страхового покрытия при пожаре

|
 Остальные материалы за 4 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|