Вечерний Томск,
2 февраля 2011 г.
Детальный расчет 1461 просмотр
Новые правила оценки ущерба и расчёта расходов на ремонт автомобиля, попавшего в ДТП, не особо помогут автовладельцам увеличить сумму страховой выплаты по ОСАГО.
Обновленными правилами расчета повреждения машин по ОСАГО вот уже несколько месяцев обязаны руководствоваться страховые компании при определении суммы выплаты пострадавшему в аварии. Данный документ устанавливает новые правила расчета расходов на запчасти. А также износа автомобиля. Помогают ли они реально томским автомобилистам – в этом разбирался корреспондент «ВТ».
Каков расчёт износа автомобиля и его деталей
Главное, что устанавливает документ, - это более детальный расчет износа автомобиля и его деталей. Напомним, что в закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев недавно были внесены поправки. Согласно им размер расходов, которые страховщики возмещают владельцам пострадавших в аварии машин, рассчитывается в порядке, установленном Правительством РФ. При этом износ деталей, учитываемый в этих расчетах, не может превышать 80 процентов, Это означает, что владелец даже очень старого автомобиля (даже «Жигулей» и «Москича» 30-летней давности) хоть какую-то компенсацию за детали, но получит. В новых правилах прописано, на что он может рассчитывать. В них предусмотрены даже некоторые исключения. Так, например, не будет учитываться износ для некоторых деталей, узлов и агрегатов, при неисправности которых запрещается движение транспортных средств, Правда, перечень этих деталей будет определен позднее. Однозначно износ не будет распространяться, а, следовательно, рассчитываться для подушек и ремней безопасности.
На пластиковые детали - меньше, на металлические - больше
По-разному износ будут считать на детали из различных материалов. Так, например, на пластиковые детали - меньше, на металлические - больше. Отдельно прописано, как считать износ шин или аккумуляторов. Примечательно, что для расчета износа будет иметь значение и гарантия производителя от сквозной коррозии кузова. Один из интересных моментов этого документа: износ будет определяться в зависимости от страны, в которой произведен автомобиль. Медленнее всего будут терять в цене машины, выпущенные в Японии. На втором месте - европейские авто. Причем к ним относятся даже машины, произведенные в Турции. Последнее место, как не сложно догадаться, занимают отечественные легковушки. Причем это относится и к иномаркам, произведенным у нас. Дело в том, что нет четкого определения термина «страна происхождения». Такой страной считается та, в которой машина произведена или подвергалась «достаточной переработке», Что считать «достаточной переработкой» - тоже неясно. Сборку из комплектующих? Полный цикл производства? Комплектование отечественными запчастями и в каких пропорциях?
Храните все чеки на запчасти и на работы по их установке
Эти правила также определяют, как оценивать деталь, если она уже менялась. Ее износ будет считаться именно исходя из того, сколько времени и километров пробега она проработала в автомобиле, Но применение этого правила потребует от автовладельца хранить все чеки как на сами запчасти, так и на работы по их установке, Также в этих правилах указывается, что должна быть учтена необходимость замены не только поврежденной детали, но и запчастей, полностью устраняющих повреждение, Например, при сильно помятом пороге, понадобится заменить не только сам порог, но и его усилитель.
Пять методик расчёта стоимости ремонта. Какая правильная?
Однако, несмотря на все эти новации, основной причины споров между страховщиками и автовладельцами этот документ не устраняет, Напомним, что до сих пор страховщики, а точнее - эксперты-оценщики, рассчитывали стоимость восстановительного ремонта, т.е. той суммы, которую страховая компания должна выплатить пострадавшему, на основе специальной методики. Проблема в том, что таких методик у нас в стране аж пять, А результаты по ним могут отличаться, Эти методики тоже нельзя назвать нормативными. Ни одна из них не была зарегистрирована в порядке, который требует закон. В документе не определено, кто является его правоприменителем: страховщики или эксперты, К тому же ни те, ни другие не привлекались к разработке этого документа. Между тем еще при введении ОСАГО в 2003 году правительство поручило Минтрансу разработать единую методику. Однако ее до сих пор нет. Поэтому данные правила - это, пожалуй, первый после правил страхования, обязательный документ, который определяет расчет убытков. Правда, только лишь в части расчета износа. Поэтому, чтобы применять эти правила потребуется разработать огромное количество технической документации, Если учесть время, за которое были разработаны правила, то на это потребуется еще года три. А из них следует, что у 10-летнего автомобиля износ составляет 50 процентов. В то же время программа утилизации распространяется как раз на машины старше 10 лет,
Комментарий специалиста
«При оценке ущерба обязательно учитывается степень износа автомобиля»
За комментарием к новым правилам корреспондент «ВТ» обратился в томское бюро «Гарант». Это независимый оценщик, который занимается экспертизой и оценкой ущерба, нанесенного автомобилю в ДТП. Услугами бюро пользуются томские страховые компании, в том числе один из ведущих страховщиков Томска и области - страховая компания «Коместра». Вот что рассказал эксперт-оценщик бюро «Гарант» Иван Тукиш. - С 2005 года экспертному сообществу обещают предоставить единую методику, на основе которой рассчитывается стоимость восстановительного ремонта, т.е. той суммы, которую страховая компания должна компенсировать пострадавшему в ДТП автомобилисту. Однако воз и ныне там. Сегодня существуют пять разных методик, в том числе Северо-Западного университета, МАДИ, методика, утвержденная Минюстом и т.д. Все они основываются на 3 ключевых факторах: - возраст авто, режим эксплуатации (пробег), - страна-производитель авто. Погрешность каждой методик относительно друг друга составляет примерно 15%. Давайте подсчитаем. Максимальная сумма выплаты автомобилисту по ОСАГО - 120 тысяч рублей. Однако средний ущерб, причиняемый автомобилю в ДТП, в Томске составляет 20-25 тысяч рублей (15% от них - это 3-4 тысячи рублей, т.е. таков реальный разброс оценок стоимости восстановительного ремонта). В чем заключается главная проблема? На сегодняшний день существует противоречие между тем, в какую сумму оценивают ущерб и стоимость восстановительного ремонта организация-оценщик, и той суммой, которую запрашивает за ремонт поврежденной в ДТП машины автомастерская. Расценки автомастерских, как правило, выше. Поэтому автовладелец зачастую не удовлетворен суммой денежной компенсации, которая выплачивается ему страховой компанией по полису ОСАГО. За эти деньги он не может отремонтировать свою машину полностью. Для этого автомобилисту приходится, как правило, доплачивать деньги автомастерской из своего кармана. При этом нужно помнить, что при оценке ущерба обязательно учитывается степень износа автомобиля. Естественно, этот фактор значительно влияет на сумму денежной компенсации - в сторону ее уменьшения. Износ машин в Томске в среднем составляет 50 процентов (средний возраст авто в городе - 10 лет). Если автовладелец не доволен суммой выплаты он может обратиться в суд, который будет руководствоваться методикой Минюста. В целом, данные правила не слишком значительно повлияют на ситуацию с оценкой ущерба, а следовательно, и со стоимостью восстановительного ремонта авто. Автомобили как оценивали с учетом износа, так и будут продолжать так оценивать, и никуда от этого не деться. Ситуацию может улучшить введение универсальной компьютерной методики оценки ущерба, которая станет единой для всех оценщиков. Однако на федеральном уровне ее до сих пор разрабатывают.
Владимир ДУДКО
Вся пресса за 2 февраля 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
26 ноября 2025 г.

|
|
РИА Новости, 26 ноября 2025 г.
Британская компания будет страховать граждан ЮАР от нападений бегемотов и слонов

|
|
РИА Новости, 26 ноября 2025 г.
Allianz сократит до 1,8 тыс рабочих мест, заменив их искусственным интеллектом - Рейтер

|
|
РИА Новости, 26 ноября 2025 г.
Суд привлек страховщиков к спору «Транснефти» с владельцем НПЗ в Тюмени

|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 26 ноября 2025 г.
Агростраховщики взяли на контроль ЧС в Орловской области из-за переувлажнения почвы

|
|
РИА Дагестан, 26 ноября 2025 г.
Выйти из «красной зоны». Автострахование в Дагестане показывает позитивную динамику

|
|
Autonews.ru, 26 ноября 2025 г.
Эти машины чаще других попадали в ДТП в 2025 году. Антирейтинг

|
|
ТАСС, 26 ноября 2025 г.
Совфед ужесточил условия получения мигрантами полиса ОМС

|
|
Брянская губерния, 26 ноября 2025 г.
Виновник ДТП выплатил страховой компании 650 тысяч рублей после ДТП

|
|
РИА Новости, 26 ноября 2025 г.
Совфед одобрил усложнение получения полиса ОМС для трудовых мигрантов

|
|
Авторамблер, 26 ноября 2025 г.
Стоимость ОСАГО снижается, выплаты растут: в России подешевело автострахование

|
|
Парламентская газета, 26 ноября 2025 г.
Территориальные фонды ОМС смогут брать на себя функции страховых организаций

|
|
ГТРК Брянск, 26 ноября 2025 г.
Арест автомобиля вынудил виновника ДТП погасить долг в 650 тысяч рублей

|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 26 ноября 2025 г.
Цыганов заявил, что в России срок ремонта автомобиля по ОСАГО важнее качества

|
|
Финмаркет, 26 ноября 2025 г.
За 10 месяцев средняя премия по годовым полисам ОСАГО снизилась на 4,9%, средняя выплата выросла на 16%

|
|
Sputnik Молдова, 26 ноября 2025 г.
В Молдове значительно выросли тарифы автострахования, подорожала и «Зеленая карта»

|
|
Агентство городских новостей Москва, 26 ноября 2025 г.
Более 10 тыс. такси Подмосковья с января не работает из-за отсутствия страховки

|
|
РИА Калмыкия, 26 ноября 2025 г.
Число жалоб жителей Калмыкии в Банк России выросло на 60%: Что стоит за ростом недовольства?

|
 Остальные материалы за 26 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|