Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Аргументы и факты, 27 апреля 2014 г.

Страхователи против страховщиков. Варианты развития закона об ОСАГО

К 1 июня должны быть внесены поправки в закон об ОСАГО. Грозят ли они повышением тарифов для всех или ограничатся увеличением коэффициентов для некоторых регионов? Закон об ОСАГО лежит в Госдуме уже второй год в [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Финансовая газета. Региональный выпуск, 5 мая 2011 г.

Цена контракта и риски роста затрат
2213 просмотров

Согласно ст. 526 ГК РФ по контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. К отношениям по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд применяются нормы о договоре поставки (ст. 506-522 ГК РФ).

По общим правилам цена не относится к существенным условиям этого договора, достаточно согласовать условие о товаре и сроках его поставки (ст. 506 ГК РФ). Однако исходя из смысла Федерального закона от 21.07.05 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 3.11.10 г., далее - Закон № 94-ФЗ) цена является существенным условием государственного и муниципального контракта. В силу п. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения в большую сторону. Уменьшить цену контракта без уменьшения количества поставляемого товара стороны вправе без ограничений.

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона № 94-ФЗ заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в них. Причем такое изменение ограничено 10% общего количества предусмотренных государственных контрактом товаров и возможно только в случае, если это определено документацией об аукционе, конкурсной документацией, а также при размещении заказа у единственного поставщика. Если объем меняется в большую сторону, заказчик по согласованию с поставщиком вправе изменить первоначальную цену (не более чем на 10%), если в меньшую - обязан уменьшить цену контракта. Цена контракта меняется пропорционально количеству товаров, при этом цена единицы дополнительно поставляемого товара, а также товара при сокращении потребности определяется как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Кроме того, после определения победителя торгов, но еще до подписания контракта заказчик вправе (по согласованию с победителем) увеличить количество поставляемого товара, доведя цену государственного контракта до начальной (максимальной) цены контракта, если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. Цена единицы товара не должна превышать частное от деления цены, предложенной победителем торгов, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или аукциона (п. 6.5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

Кроме того, как показывает практика, поставщику не стоит надеяться на ст. 451 ГК РФ, регулирующую порядок изменения (расторжения) договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Арбитражные суды придерживаются мнения, что поставщик, заключив договор в рамках своей предпринимательской деятельности, взял на себя риск изменения обстоятельств. Так, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 4.05.09 г. № Ф03-1706/2009 поставщик предъявил требование об изменении цены муниципального контракта на поставку угля в связи с увеличением тарифа на железнодорожную перевозку (согласно условиям контракта стоимость угля включала железнодорожный тариф). Суд отказал поставщику, поскольку Закон № 94-ФЗ запрещает изменять твердую цену контракта. Кроме того, поставщик не доказал наличия совокупности всех четырех обстоятельств, дающих право требовать изменения договора (п. 2 ст. 451 ГК РФ).

Взыскание убытков

Согласно п. 2 ст. 527 ГК РФ заключение контракта является обязательным для поставщика в случаях, установленных законом, и при условии, что заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с исполнением контракта. По общему правилу (п. 1 ст. 533 ГК РФ) убытки, которые причинены поставщику в связи с выполнением контракта, подлежат возмещению заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара в соответствии с контрактом.

Арбитражные суды полагают, что указанные нормы следует применять в системной связи со ст. 15, 393, 401 ГК РФ. Другими словами, заказчик обязан возместить убытки лишь в случае вины (умысла или неосторожности) в нарушении обязательства и при наличии причинно-следственной связи между причиненными убытками и действиями заказчика. Например, постановлением ФАС Дальневосточного округа от 17.04.09 г. № Ф03-1339/2009 с заказчика взысканы убытки, причиненные перевозчику простоем судна, так как заказчик не обеспечил своевременную подачу товара на погрузку. Рост затрат поставщика на приобретение и доставку товара по контракту не является следствием нарушения обязательства заказчиком. Это нормальный хозяйственный риск. Все требования поставщиков взыскать с заказчика незапланированные затраты, понесенные при исполнении контракта, расцениваются как требования об увеличении цены государственного контракта, что запрещено Законом № 94-ФЗ. Например, в деле, рассмотренном в Определении ВАС РФ от 24.10.07 г. № 13038/07, поставщик был вынужден доставить товар не водным транспортом (как было предусмотрено контрактом), а автомобильным (причина - падение уровня воды в реке), в результате чего стоимость доставки существенно возросла. Цена контракта включала транспортные расходы, поэтому поставщику было отказано во взыскании с заказчика непредвиденных затрат (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7.02.08 г. № А13-1889/2007).

Отказ от исполнения договора

Когда происходит незапланированный рост затрат, связанных с исполнением контракта, поставщику может прийти мысль вовсе отказаться от поставки товара заказчику. Однако на деле это выйдет гораздо дороже, чем если бы поставщик выполнил обязательство, даже и с возросшими затратами.

Односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично (когда это допускается законом или соглашением сторон) означает расторжение или изменение договора (п. 3 ст. 450 ГК РФ). При этом в силу п. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ расторжение контракта возможно только по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Отметим, что положения ст. 523 "Односторонний отказ от исполнения договора поставки" ГК РФ (дают право поставщику отказаться от исполнения договора в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товара) не применяются к отношениям по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд (п. 2 ст. 525 ГК РФ).

Таким образом, если заказчик не хочет расторгать договор и поставщик не может доказать наличие обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ, на законных основаниях отказаться от исполнения договора возможности нет. Если в этих условиях товар все-таки не будет поставлен, к поставщику будут применены меры гражданско-правовой ответственности.

Во-первых, ему угрожает неустойка за непоставку товара. Согласно п. 10 ст. 9 Закона № 94-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. В частности, практически во всех контрактах есть пункт, предусматривающий уплату неустойки за непоставку товара (обычно в размере доли от стоимости непоставленного товара).

Во-вторых, заказчик, не получив от поставщика товар, будет вынужден приобрести его у третьих лиц. Согласно п. 8.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ заказчик вправе обратиться к лицам, с которыми контракт заключается в ситуации, когда победитель торгов признан уклонившимся от подписания контракта (с ними контракт заключается только с обоюдного согласия). Цена, по которой будет заключен контракт, окажется менее выгодной по сравнению с ценой, предложенной победителем торгов (поставщиком, уклонившимся от исполнения договора). Более того, если отказ от исполнения договора вызван резким повышением затрат на поставку товара, даже повторное проведение торгов не позволит выйти на первоначальный уровень цен. Таким образом, заказчик несет убытки в виде разницы между ценой, предложенной отказавшимся от поставки поставщиком, и ценой фактической закупки товара. Право приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение установлено в п. 1 ст. 520 ГК РФ. Известны и примеры взыскания с поставщика таких расходов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.04.09 г. № А05-6602/2008).

Реестр недобросовестных поставщиков

Отношения, складывающиеся между государственными, муниципальными органами и какой-либо организацией при поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, бывают специфичными. В них присутствует такой фактор, как привилегированное положение административных органов относительно исполняющей заказ организации. Это выражается прежде всего в методах контроля за выполнением заказа - при определенных нарушениях организация может быть внесена в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании п. 2 ст. 19 Закона № 94-ФЗ в реестр включаются сведения: об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта; о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий этих контрактов.

К первой группе может относиться победитель (в том числе и единственный участник) торгов, а также (при уклонении победителя) участник конкурса, заявке на участие которого присвоен второй номер, либо участник аукциона (запроса котировок), который сделал предпоследнее предложение (наименьшее предложение по цене контракта).
Обратите внимание! Уклонившимся от заключения контракта признается лицо, не представившее заказчику в установленный срок подписанный контракт, а также обеспечение исполнения контракта (если заказчиком было предусмотрено такое требование).

Целями создания реестра недобросовестных поставщиков являются:

обеспечение экономических интересов бюджета;

повышение ответственности поставщиков (исполнителей, подрядчиков);

информационное обеспечение государственных и муниципальных заказчиков; накопление и систематизация сведений об исполнителях работ (подрядчиках), поставщиках товаров и услуг, допускающих нарушения действующего законодательства при заключении и реализации государственных и муниципальных контрактов.

Иными словами, основная задача ведения данного реестра - создание списка нарушителей, которые будут испытывать от этого определенные неудобства (например, не смогут участвовать в размещении государственных и муниципальных заказов или потеряют партнера, узнавшего о подмоченной репутации фирмы).

В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона № 94-ФЗ в реестр включаются следующие сведения:

наименование, место нахождения, ИНН юридического лица;

дата проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итог проведения запроса котировок, либо дата признания несостоявшимися торгов, либо дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного государственного или

муниципального контракта;

предмет, цена контракта и срок его исполнения;

основания и дата расторжения государственного или муниципального контракта;

дата внесения указанных сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Как следует из Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.07 г. № 292, по своей форме реестр представляет собой электронную базу информации, которая размещается на официальных сайтах Российской Федерации и дублируется в архиве уполномоченного органа. Сведения, внесенные в реестр, носят открытый характер, но есть небольшие ограничения: в случае, если в предмете государственного контракта присутствуют сведения, составляющие государственную тайну, в реестре указываются все данные о "штрафнике", кроме его места нахождения, а также предмета, цены и срока исполнения контракта.

К сведению. Благодаря имеющимся в настоящее время интернет-ресурсам можно оперативно проверить, не внесен ли ваш партнер в черный список поставщиков. В этих целях можно использовать официальные сайты. Например, федеральный реестр недобросовестных поставщиков размещен по адресам: http://r№p-gz.fas.gov.ru и http://r№p.fas.gov.ru. Кроме того, уполномоченный орган по запросу заинтересованных лиц обязан предоставить в письменной форме информацию о наличии или об отсутствии в архиве сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) (п. 22 Положения).

Любой посетитель официального сайта может подать заявку на формирование справки о нахождении в реестре сведений о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) (п.п. "г" п. 21 Положения).

Процедура внесения сведений в реестр следующая:

на первом этапе заказчик, выявив нарушение, направляет в трех- либо пятидневный срок определенный пакет документов в Федеральную антимонопольную службу или в ее региональное управление (далее - антимонопольная служба) (раздел II Положения); на втором этапе антимонопольная служба рассматривает представленные документы и принимает соответствующее решение. Проверенные сведения о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение трех дней (п. 13 Положения).

Следует отметить, что организация, с которой контракт был расторгнут в связи с существенным нарушением его условий, может быть внесена в реестр только при наличии судебного решения (п. 6 ст. 19 Закона № 94-ФЗ, п. 7 приказа ФАС России от 27.08.07 г. № 267).

Обратите внимание! Сведения, занесенные в реестр недобросовестных поставщиков, присутствуют в нем на протяжении двух лет со дня их поступления, а по истечении этого срока удаляются из реестра (п. 16 Положения).

Внесение сведений в реестр и неправомерное неисключение их могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке (ст. 19 Закона № 94-ФЗ). Изучая обзор судебной практики по делам о внесении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков, можно прийти к выводу, что антимонопольная служба достаточно часто оказывается права и убедительна для суда в решениях о включении организации в реестр. И только в некоторых случаях организация смогла выиграть суд, при этом причиной были редкие ошибки антимонопольного органа. Например, по итогам открытого аукциона организация стала его победителем и должна была заключить государственный контракт, но это она сделать отказалась, в результате чего была внесена в реестр недобросовестных поставщиков. Однако суд признал действия антимонопольной службы неправомерными, указав, что в аукционе от имени данной организации принимало участие неуполномоченное лицо (явившееся для наведения справок без доверенности на представление интересов организации при проведении аукциона). По мнению судей, в этом случае результаты аукциона не порождают для предприятия никаких юридических последствий, поэтому внесение записи о нем в реестр является незаконным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.09.09 г. № А18-104/2009).

Если же говорить о делах, проигранных организациями в тяжбах с антимонопольной службой, то следует прежде всего выделить те, в которых организации попали в реестр по своей же небрежности. Приведем следующие примеры.

1. Организация стала победителем аукциона, заключила контракт, но тем не менее была внесена в реестр недобросовестных поставщиков. Дело в том, что в соответствии с условиями аукционной документации организация должна была застраховать свою гражданскую ответственность на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору. Она это сделала, но, как выяснилось позже, страховщик не имел лицензии на страхование гражданской ответственности, в связи с чем организация на момент выигрыша аукциона оказалась незастрахованной, а значит, не исполнила требование об обеспечении контракта. При таких условиях суд сделал вывод о том, что непредставление обеспечения исполнения государственного контракта, если аукционной документацией установлено такое требование, является самостоятельным основанием для признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта и включения такого лица в реестр недобросовестных поставщиков. Арбитры отклонили ссылку организации о том, что она не знала об отсутствии лицензии у страховщика, отметив, что при проявлении необходимой внимательности и предусмотрительности она должна была иметь эти сведения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4.08.09 г. № А33-17238/08).

2. Организация также стала победителем открытого аукциона, но не подписала полученный от заказчика проект контракта, а направила заказчику свой вариант проекта контракта с измененными условиями, не предусмотренными конкурсной документацией. Суд счел неубедительным довод предприятия о том, что администрация, направив муниципальный контракт в одном экземпляре, не подписанный и не скрепленный печатью, не выполнила требования закона и не исполнила условий контракта, предусматривающих заключение контракта в двух экземплярах. Арбитры указали на то, что присланный в одном экземпляре договор не нарушал права и законные интересы организации, а действия (бездействие) последней являются основанием для признания ее недобросовестно исполнившей свои обязательства. В результате ФАС Восточно-Сибирского округа оставил компанию в реестре недобросовестных поставщиков (постановление от 13.05.09 г. № А33-17362/08-Ф02-1949/09).
Существует еще много примеров аналогичных дел: постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.08.09 г. № А63-23961/2008-С6-37 и от 30.03.10 г. № А53-20195/2009, ФАС Уральского округа от 3.03.10 г. № Ф09-1194/10-С1 и др.

Таким образом, организации необходимо иметь в виду, что попытки внести изменения в полученный от заказчика контракт (например, путем направления ему другого варианта договора или протокола разногласий) приведут к нарушению сроков заключения контракта, что позволит признать организацию уклонившейся от его подписания и соответственно правомерным внесение в реестр записи о ней.

Т. ЛИПКИНА, к.э.н.


  Вся пресса за 5 мая 2011 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика, Конкурсы
В материале упоминаются:
Компании, организации:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Текущая пресса

28 апреля 2024 г.

Правда.ru, 28 апреля 2024 г.
Кое-кто из жителей Кургана не получит страховку после наводнения

Казинформ, Астана, 28 апреля 2024 г.
Реформы в ОСМС: чего ждать казахстанцам и повысится ли качество медуслуг

МК в Пензе, 28 апреля 2024 г.
Пензенцы узнали, в каких случаях страховка покрывает ущерб лобовому стеклу

Ставропольская правда, 28 апреля 2024 г.
Ставрополье стало лидером в стране по объёмам агрострахования за три года


27 апреля 2024 г.

МК в Донбассе, 27 апреля 2024 г.
Продажа полисов ОСАГО стартовала в ДНР

Секрет фирмы, 27 апреля 2024 г.
Ремонт за чужой счёт. Кто возместит ущерб, если машину побило градом или ударило деревом

Банки.ру, 27 апреля 2024 г.
Эксперты выяснили, от чего можно застраховать детей

cbr.ru, 27 апреля 2024 г.
Рассмотрение финансовых жалоб владимирцев станет оперативным

cbr.ru, 27 апреля 2024 г.
Решение Совета директоров Банка России о внесении изменений в решение Совета директоров Банка России о требованиях к деятельности страховых организаций и обществ взаимного страхования от 26 декабря 2023 года

cbr.ru, 27 апреля 2024 г.
Нормативное соотношение собственных средств (капитала) и принятых обязательств страховых организаций

Известия Мордовии, Саранск, 27 апреля 2024 г.
В Мордовии задержан руководитель саранского «СпецСервиса» Михаил Струенков

Экономика и жизнь, 27 апреля 2024 г.
Началась публичная проверка новых справочников

Autonews.ru, 27 апреля 2024 г.
Эксперты объяснили, почему снижается популярность европротокола при ДТП

РБК.Пермь, 27 апреля 2024 г.
Экс-глава «Адониса» Перхун назвал незаконными улики от главбуха Доминовой

CarsWeek, 27 апреля 2024 г.
Водители все чаще отказываются от оформления ДТП по европротоколу

Москва FM, 27 апреля 2024 г.
Популярность Европротокола среди автомобилистов снижается

BezFormata.Ru, 27 апреля 2024 г.
Виновник ДТП возместит расходы по страховой выплате


  Остальные материалы за 27 апреля 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт