Континент Сибирь, Новосибирск,
29 июня 2011 г.
Сколько стоит техосмотр
2734 просмотра
Совет Федерации России на прошлой неделе одобрил закон «О техническом осмотре транспортных средств…». Накануне столь же оперативно он был принят Госдумой. Его главная особенность — передача процедуры техосмотра из ведения МВД профильному объединению страховщиков ОСАГО — Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Закон вступит в силу 1 января 2012 года.
РСА займется аккредитацией операторов техосмотра, будет вести реестр операторов техосмотра, а также открытый и общедоступный информационный ресурс, содержащий сведения из этого реестра. К полномочиям РСА будет относиться учет бланков талонов ТО и бланков международных сертификатов ТО, а также обеспечение ими операторов. Талон ТО по новому закону становится обязательным документом при заключении договора ОСАГО.
В сообщении РСА говорится, что «как профессиональное объединение страховщиков, участвующих в продаже полисов ОСАГО, РСА располагает всеми возможностями, в том числе административными, для создания удобной и эффективной системы по осуществлению контроля процедуры техосмотра». В союзе также отмечали, что «участие страховщиков в проведении технического осмотра позитивно отразится на его качестве, так как страховые компании особенно заинтересованы в снижении аварийности из-за технических неисправностей».
Часть опрошенных «КС» экспертов относится к нововведению скептически. Так, председатель правления омской областной общественной организации «Общество по защите прав потребителей в сфере страхования» Игорь Пушкарь заявил «КС», что не может понять, зачем возлагать на профессиональное объединение страховщиков несвойственные ему дополнительные функции. «Разве РСА блестяще справляется со своими непосредственными обязанностями? Тогда почему почти 50% жалоб, поступающих в страхнадзор, касаются обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев? Например, только на одном из судебных участков Омска за неделю с 20 по 24 июня было рассмотрено 71 дело по ОСАГО. А ведь контроль за исполнением правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования — прямая задача РСА, — рассуждает эксперт. — Принятый Госдумой закон поставил перед союзом новые задачи, притом что некоторые, предусмотренные законом об ОСАГО, остались нерешенными до сих пор. Мне также непонятно, как РСА будет заниматься аккредитацией и контролем за деятельностью операторов технического осмотра в городах, где нет его представительств. Например, в Омске или районных центрах Омской области. Да и спешка, с которой приняли закон, вызывает недоумение. Все это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что процедура прохождения ТО вновь станет простой формальностью».
Впрочем, генеральный директор ООО «Агентство страховых споров» Максим Седов полагает, что техосмотр как способ увеличения безопасности на дорогах в существующем виде давно себя изжил. Автомобилисты имеют возможность получить талон техосмотра даже при явных и очевидных несоблюдениях регламента, не говоря уже о скрытых нарушениях. Поэтому сегодня ТО — по сути фикция. Причина такой ситуации, по мнению собеседника «КС», в том, что органы, оформляющие ТО, экономически не заинтересованы в достижении конечной цели техосмотра — безопасности дорожного движения.
Со страховыми компаниями несколько иная ситуация. Для них безопасность дорожного движения — синоним экономической эффективности. Поэтому увязка ТО с ОСАГО вполне разумна. Другой вопрос — не станет ли сам техосмотр непреодолимым препятствием для автомобилистов, «не угодных» страховщикам. Так, Седов отмечает, что целый ряд категорий автомобилистов сегодня является для страховщиков persona non grata, в первую очередь из-за большой аварийности. К таковым относятся прежде всего таксисты, а также водители маршрутных транспортных средств, от исправности автомобилей которых зависит безопасность не только других участников движения, но и их собственных пассажиров. Страховые компании, будучи не вправе отказать в заключении договора страхования таким лицам, делают все, чтобы минимизировать число таких клиентов в своем портфеле. Например, с помощью демотивации страховых агентов, не получающих за «проблемных» клиентов агентское вознаграждение. «Увязка ТО с ОСАГО может стать дополнительным способом «отпугивания» нежелательных клиентов. Как следствие, они оформят страховые полисы и ТО в малонадежных страховых компаниях, а то и вовсе будут ездить без ОСАГО, — уверен Максим Седов. — Выходом из ситуации стал бы более тщательный отсев страховых компаний, работающих на рынке ОСАГО, более строгий контроль и более жесткие финансовые рамки. Лицензия должна приостанавливаться или отзываться при первых же признаках «умирания» страховщика — массовые задержки выплат, массовое страхование «проблемных» клиентов, чрезмерно высокие агентские вознаграждения при массовых «проблемных» продажах. Занимающая значимую долю на общероссийском рынке страховая компания не сможет позволить себе оформлять не глядя ТО, если не захочет оказаться банкротом. Таким образом, президентские инициативы хорошо заработают только на рынке, поделенном между не очень большим количеством крупных и ответственных игроков».
«Изменения, которые сейчас происходят в процедуре ТО, — нормальный процесс, — заявил «КС» вице-президент ОСАО «Ингосстрах» (один из лидеров отечественного рынка ОСАГО) Илья Соломатин. — У РСА и тех организаций, которые он будет аккредитовывать, нет задачи на этом много заработать. Страховые компании также не могут в одностороннем порядке добиваться ужесточения правил ТО. Мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы по дорогам ездили исправные транспортные средства. Это минимизирует количество аварий и страховых случаев. Но никто не будет доводить ситуацию до абсурда. Думаю, что определение тарифов на ТО будет взвешенным решением органов исполнительной власти, а не страховщиков. Как минимум, думаю, что мы сможем решить «вопрос конвертов» в пользу автолюбителей».
Илья Соломатин отмечает, что вопрос, сколько будет стоить прохождение техосмотра в авторизированных новых центрах или сервисах, пока не решен. «Мы считаем, что нужно установить среднюю цену, которая позволяла бы окупить затраты сервисов и не била бы по карману потребителей, — говорит собеседник «КС». — Возможно, во время переходного периода она несколько повысится, но это будет временным явлением. Сейчас ТО состоит из двух частей: госпошлины и расходов, возникающих в процессе прохождения ТО, включая очередность. Чем больше будет таких сервисов, тем меньше очередность и, соответственно, ниже цена».
Однако участники рынка полагают, что изменение процедуры ТО и его привязка к полису ОСАГО приведут к росту как официального, так и «левого» ценника. Так, по мнению председателя комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева, новая официальная стоимость ТО может составить не более 3 тысяч рублей. В настоящее время стоимость техосмотра легкового автомобиля, к примеру, в Омске составляет 155–260 рублей (в зависимости от года), грузового автомобиля массой до 3,5 тонны — 176–293 рубля, массой от 3,5 до 12 тонн — 235–391 рубль. Для сравнения: «левый» техосмотр в Омске стоит 2–2,5 тысячи рублей, в Новосибирске — 3 тысячи плюс еще 2 тысячи нужно отдать посреднику. Новый ценник на ТО «в конверте» может составить 6–9 тысяч рублей. «Водителям по-прежнему будет проще отдать деньги и не проходить ТО. Операторам также будет выгоднее «договориться» с клиентом. Так что денежные потоки просто поменяют адресата», — уверен Игорь Пушкарь. «Кормушку» переставят от МВД к РСА, вот и все. Граждане платили одним — будут платить другим. Ничего существенно не поменяется», — соглашается руководитель некоммерческого объединения ОВС «Премьер СФО» Евгений Ермолаев.
Юлия ДАНИЛОВА
Вся пресса за 29 июня 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 мая 2025 г.

|
|
Интерфакс, 30 мая 2025 г.
Обращений в Службу финуполномоченного по ОСАГО в I квартале стало больше на 20%

|
|
Известия онлайн, 30 мая 2025 г.
Аналитики назвали самые популярные вещи для страхования

|
|
kazanfirst.ru, 30 мая 2025 г.
Агрострахование на подъеме: как климатические риски меняют сельское хозяйство России и Татарстана

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
GFIA призывает IAIS решить проблему растущего глобального разрыва в пенсионной защите

|
|
Тульская служба новостей, 30 мая 2025 г.
Суд обязал страховую компанию выплатить тулячке полное возмещение за ДТП

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Брокерам пора изменить мышление: как бороться с угрозой недострахования на мягком рынке

|
|
Омск-Информ, 30 мая 2025 г.
Наибольшее число ДТП с туристами из Омска фиксируют страховщики

|
|
ТАСС, 30 мая 2025 г.
Две страховые фирмы стали соответчиками по спору о компенсации ущерба от крушения танкеров

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
MGA: между инновацией и выживанием — что ждет управляющих агентов на меняющемся страховом рынке

|
|
МК в Новосибирске, 30 мая 2025 г.
В Новосибирске взяли банду организаторов фиктивных ДТП

|
|
Forbes, 30 мая 2025 г.
Оплачивать лечение исключительно в частных клиниках могут только 3,7% россиян

|
|
korins.ru, 30 мая 2025 г.
НСИС назвал 4 страховщиков-лидеров по использованию данных из АИС страхования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Испанские страховщики предприняли «ограниченные» действия по ценообразованию в связи с климатическими рисками

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Parametrix запускает страховку от продолжительных сбоев систем

|
|
РБК (RBC.ru), 30 мая 2025 г.
Карельским рыбоводам хотят помочь со страхованием на федеральном уровне

|
|
мвд.рф, 30 мая 2025 г.
В МВД Северной Осетии возбуждено уголовное дело в отношении группы лиц, подозреваемых в мошенничестве в сфере страхования

|
|
Fishnews.ru, Владивосток, 30 мая 2025 г.
Сенаторы видят новые возможности для поддержки рыбоводов

|
 Остальные материалы за 30 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|