| 
                        Финансы и кредит,
                        31 октября 2011 г.
                        Особенности страхования объектов современного артрынка  5014 просмотров В статье рассмотрена тенденция повышения инвестиционной привлекательности предметов искусства в контексте развития мирового артрынка, актуализирующая повышение роли страхования объектов артрынка как инструмента, позволяющего минимизировать риски и компенсировать финансовые последствия возможных убытков всех участников. Представлены результаты анализа российской и зарубежных систем страхования предметов искусства. В конец XX - начале XXI в. началось стремительное развитие артрынка: спрос на предметы искусства возрастает и у отечественных, и у иностранных покупателей. Расширяется и развивается инфраструктура артрынка. В настоящее время артрынок, схожий с традиционным финансовым рынком, интересен как сфера выгодного инвестирования: художник - эмитент, выставка - эмиссия, произведение искусства - пакет акций. Предметы искусства как актив на современном рынке характеризуются большей доходностью (до 15-20% в год) и все чаще рассматриваются в качестве эффективного инструмента инвестирования средств граждан и юридических лиц. Мировой экономический кризис, пик которого пришелся на 2008 г., показал, что инвестиции в произведения искусства являются реальной возможностью сохранения и приумножения капитала в отличие от популярной недвижимости и предметов роскоши, сильно упавших в цене в тот же период [1]. Аналитики отмечают, что в настоящее время все больше культурных ценностей выводится в оборот [2]: они выступают объектами купли-продажи и аренды, что позволяет собственнику получать доходы, становятся предметом залога, вносятся в качестве вкладов в уставные капиталы обществ. На этом основании у владельцев культурных ценностей и посредников начинает формироваться устойчивый интерес к страхованию объектов артрынка как инструменту, позволяющему минимизировать риски и компенсировать финансовые последствия возможных убытков. Страхование произведений искусства включает:
 - страхование имущества от рисков утраты или повреждения в результате природных факторов и противоправных действий третьих лиц;
 - титульное страхование, связанное с рисками утраты права собственности (риск реституции);
 - страхование финансовых рисков, возникающих вследствие потери дохода.
 Комплексная страховая защита произведений искусства должна покрывать риски и защищать имущественные интересы всех участников рынка произведений искусства. Каждому из участников необходимо страховое покрытие, адекватное содержанию рисков, связанных с особенностью их деятельности. Классификация рисков, возникающих в процессе оборота и хранения произведений искусства, в зависимости от источника возникновения рисков и особенностей предмета страхования, представлена в табл. 1.
 Объем российского рынка страхования произведений искусства в настоящее время незначителен и составляет, по приблизительным оценкам экспертов, от 700 тыс. до 1 млн долл. в год [3]. В целом отечественный рынок современного искусства оценивается в 5-10 млн долл., а антикварного - в 1,5 млрд долл. [5]. Но это лишь небольшая часть того, что потенциально подлежит страхованию. Реальные масштабы российского артрынка скрыты в запасах частных коллекционеров, находящихся в тени. Хотя именно они составляют потенциальный объем рынка страхования произведений искусства. Соответствующие страховые полисы приобретают в основном государственные музеи и выставочные комплексы, экспонирующие предметы искусства, принадлежащие им или арендуемые. Великобритания, ФРГ и США собирают более половины мировой страховой премии, тогда как на долю России в настоящее время приходится не более 3 % от этой суммы.
 Высокие темпы развития и наибольшая концентрация объемов страхования произведений искусства отмечены в США, Германии и Великобритании. Системы страхования произведений искусства, существующие в этих странах, в целом идентичны и организованы с учетом специфики объектов страхования. В качестве объектов страхования выступают музейные коллекции, частные коллекции и коммерческий сектор, включающий корпоративные коллекции произведений искусства и профессиональных артдилеров.
 Основное количество договоров страхования в развитых странах приходится на долю коммерческого сектора, т.е. крупных банков и корпораций, коммерческих галерей и аукционных домов. Исходя из потребностей этой категории страхователей, зарубежные страховщики разработали оптимальные условия страхования произведений искусства, включающие в страховое покрытие все возможные риски, связанные со страхованием произведений искусства.
 Самые распространенные системы страхования произведений искусства в развитых странах представлены на рисунке. (см. печатную версию)
 Наиболее популярна в развитых странах система страхования "от стены до стены" ("wall to wall"), которая применяется в период выездных экспозиций произведений искусства. Страховая защита начинает действовать в тот момент, когда картина снимается со стены (т. е. с момента изъятия экспоната с места его постоянного хранения), и распространяется на весь период выставки, вплоть до возвращения на место первоначального хранения. В этом случае страховым покрытием "с ответственностью за все риски" защищаются абсолютно все передвижения экспонатов, в том числе монтаж, упаковка, предварительное и промежуточное складирование. В свою очередь, страхуя чужие риски, страховая компания стремится минимизировать свои, предусматривая в страховых договорах обязанность клиента обеспечить упаковку и распаковку груза специально подготовленными упаковщиками. Это могут быть как сотрудники страхователя (работники музея, галереи), так и нанятые мастера упаковочного дела.
 При страховании крупных корпоративных коллекций и музейных собраний применяется "страхование при первом риске", предназначенное для наиболее ценных и дорогостоящих предметов коллекций. При этом используются два типа страхового покрытия:
 - покрытие "по перечню" ("itemized coverage");
 - "общее покрытие" ("blaket coverage").
 При покрытии "по перечню" в страховом полисе указывается перечень произведений искусства с указанием страховой стоимости каждого предмета, страховая сумма определяется путем сложения стоимости каждого указанного в списке предмета.
 В случае "общего покрытия" возможно заключение договора страхования без предоставления документов, удостоверяющих стоимость каждого предмета. Договор оформляется не на полную стоимость имущества, а лишь на ее часть, при этом оговаривается значительное снижение страховой премии.
 Западные страховые организации, специализирующиеся на страховании произведений искусства, взаимодействуют с многопрофильными группами специалистов: искусствоведами, технологами, реставраторами, юристами, оценщиками, а также со специалистами в области безопасности, логистики, перевозки и упаковки произведений искусства. Кроме того, они предлагают ряд сопутствующих страхованию дополнительных услуг:
 - упаковка и перевозка произведений искусства;
 - оценка их стоимости;
 - риск-менеджмент;
 - консультации по реставрации и ситуации на рынке произведений искусств и пр.
 Накопленный опыт в комплексном решении вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением произведениями искусства, позволил этим компаниям занять ведущие позиции на мировом рынке страхования произведений искусства. Лидерами являются компании: АХА Art (43,8 % мировой премии по страхованию произведений искусства), AIG, Chubb, Lloyd’s и Hiscox [4].
 Системы страхования предметов искусства в России и за рубежом сильно отличаются. В практике иностранных страховщиков существуют специальные типовые правила страхования произведений искусства, в которых отражен основной объем страхового покрытия. В России же до недавнего времени страховые компании не выделяли страхование художественных ценностей в самостоятельный вид услуг, страхуя их в составе имущества. Страхование произведений искусства осуществлялось большинством российских страховщиков по принятым в компаниях общим правилам и договорам имущественного страхования, которые изначально разрабатывались для страхования домашней утвари, офисной техники и товара на складе. Это предоставляло владельцу произведения минимальную защиту от возможных рисков. Однако при этом налагало на него дополнительные обязанности по обеспечению сохранности имущества и оказывало негативное влияние на стоимость страхования (например, если страховой тариф для обычного имущества составляет в среднем 0,25-1,5%, то ценное имущество страхуется по более высокой ставке - 1,5-2% от стоимости имущества в год).
 Такие договоры, заключенные на стандартных условиях имущественного страхования, не учитывают специфики объектов страхования и не покрывают многих из наиболее вероятных рисков страхователей [3]. В настоящее время некоторые из российских страховых компаний усовершенствовали правила и процедуры страхования произведений искусства с учетом перечисленных рисков, разработав и утвердив специальные правила и формы договоров (полисов) для страхования произведений искусства. В России их страхуют такие компании, как Ингосстрах, Ренессанс Страхование, РЕСО-Гарантия, а также компания "Марш". Спрос на страховую защиту произведений искусства со стороны государства формируется исключительно за счет обязательного страхования временно вывозимых за пределы РФ выставок произведений искусства, находящихся в государственной собственности музейных предметов.
 Система страхования государственных коллекций произведений искусств, временно вывозимых за пределы РФ, осуществляется поэтапно (табл. 2).
 Страхование коллекций произведений искусства и предметов антиквариата на Западе - стандартная процедура. В России большинство частных коллекционеров не желает страховать свои коллекции, чтобы не афишировать их и не привлекать к себе излишнего внимания как проверяющих органов, так и мошенников. По данным страховщиков, в России застраховано не более 10% частных коллекций [7].
 По российским законам максимальная страховая сумма, которую может выплатить российская страховая компания, составляет не более 10% от ее собственных средств - это риски, которые страховщик может оставить на собственном удержании. Поэтому страхование дорогостоящих предметов искусства всегда нуждается в перестраховании. В качестве принимающей стороны могут выступать как российские, так и зарубежные перестраховочные компании. У иностранных перестраховщиков опыт такого страхования значительно богаче (по времени) и обширнее (по тематике). Так, синдикат Lloyd’s способен принять на страхование коллекцию картин стоимостью до 100 млн долл. [8]. Главное условие любого страховщика заключается в том, что клиент должен предоставить чек либо экспертную оценку вещи, подтверждающие ее истинную ценность и стоимость. Оценивать предмет искусства должен независимый эксперт. Стоит отметить, что давать заключение о стоимости произведения искусства или антикварной вещи могут только профессиональные эксперты-оценщики с лицензией государственного образца. Некоторые страховые компании работают только с определенными экспертами, выдавая их список желающему застраховать свою коллекцию клиенту. В России единственной компанией, которая проводит комплексную экспертизу и оценку произведений искусства, является "Арт Консалтинг". Ее заключениям доверяют не только все российские страховщики, но и всемирно известная компания Lloyd’s, которая часто выступает по отношению к российским страховым компаниям как перестраховщик [9]. Классические случаи отказа от страхования произведений искусства в мировой практике:
 - неподтверждение предстраховой экспертизой подлинности объекта, представленного к страхованию;
 - отсутствие какой-либо экспертизы.
 Чем больше мер безопасности предпринял владелец коллекции, тем дешевле обойдется ему страховой полис. Самый низкий тариф применяется, если предметы хранятся в сейфе, в охраняемом помещении, оборудованном пожарной сигнализацией или системой пожаротушения. Если коллекция хранится на крайнем этаже здания, с окнами без решеток, тариф будет выше [6].
 Тарифы на страхование произведений искусства рассчитываются индивидуально, с учетом всех факторов: от условий хранения коллекции (температурного режима, системы кондиционирования, противопожарной и охранной систем, состояния помещения) до факта наличия табличек "Не курить" на лестничных пролетах в музее [7]. Кроме того, страховая компания может выдвинуть определенные требования к условиям хранения объекта.
 Страховая сумма при страховании предметов искусства всегда определяется на основании экспертного заключения профессиональных оценщиков, которые со своей стороны стараются учесть все факторы, способные повлиять на цену произведения:
 - степень сохранности работы;
 - период ее создания;
 - условия хранения;
 - принадлежность к определенным периодам творчества автора;
 - участие в престижных выставках;
 - публикации в авторитетных каталогах;
 - наличие оригинальной подписи и т. д. Проведенный анализ современного состояния российской системы страхования позволил выявить причины ее непопулярности, основными из которых являются следующие.
 1. Трудности легализации коллекции и получения владельцами экспертного заключения - бюрократические и фактические, поскольку в России многие предметы приобретались нелегально.
 2. Неспособность страхователей, по мнению самих компаний, предоставляющих страховые услуги, обеспечить должные условия хранения коллекций.
 3. Чрезмерно жесткие, по мнению страхователей, требования к условиям хранения, выдвигаемые страховщиками.
 4. Недостаточная заинтересованность страховщиков, поскольку специфика страхования предметов искусства состоит в огромных лимитах ответственности наряду с низкими ставками страхования. Кроме того, страховщики считают эти сделки невыгодными, поскольку страхователи склонны к завышению стоимости принадлежащих им ценностей.
 5. Высокий уровень правонарушений в данной сфере и незащищенность частных коллекционеров от посягательств криминальных элементов.
 6. Недостаточная изученность международного опыта в области страхования произведений искусства и возможности его адаптации к современным условиям РФ.
 7. Отсутствие унифицированных правил страхования и методологии оценки рисков, а также единой методики расчета страховых тарифов [4].
 8. Отсутствие достаточного количества профессиональных экспертных институтов. В России это привело к тому, что полисы российских компаний по страхованию произведений искусства не принимались западными партнерами в перестрахование из-за недоверия к российским экспертным оценкам. Спрос на данный вид услуг в РФ формируется главным образом за счет отечественных музеев и выставочных комплексов.
 9. Склонность профессиональных участников страхового рынка (экспертов, оценщиков, компаний, специализирующихся на перевозках культурных ценностей и пр.) образовывать взаимовыгодные альянсы. Клиента, обратившегося за страхованием, вынуждают пользоваться услугами членов такой группы. При этом услуги, оказываемые в рамках партнерства, дорогостоящие и не всегда качественные. Таким образом, несмотря на активное развитие мирового артрынка, сопровождающееся диверсификацией его инфраструктуры, отмечаемый аналитиками подъем российского рынка произведений искусства происходит пока достаточно хаотично и неуверенно. В условиях современного артрынка России еще не сформировалась цивилизованная система минимизации рисков, возникающих в процессе оборота и использования предметов искусства, призванная защищать интересы его участников. Проблема совершенствования системы страхования отечественного артрынка не может быть решена в одностороннем порядке, поскольку требует принятия комплексных мер со стороны как страхователей, так и страховщиков. Приоритетным направлением совершенствования инфраструктуры российского артрынка и его адаптации к мировым стандартам следует избрать развитие страхования частных собраний произведений искусства. В связи с этим перед отечественными страховщиками формулируется задача: разработать и закрепить специальные правила страхования произведений искусства и унифицировать подходы к формированию страховых тарифов, адекватных условиям российского и требованиям зарубежного артрынка.
 
 Список литературы
 
 1. Гаген А. Предметы искусства остаются выгодной инвестицией. Информационное агентство "Финансовый Юрист". URJL: http://www. fi№a№cial-lawyer.ru/№ewsbox/i№vestme№t/166-528440.html.
 2. Мартина К. Д. Артрынок и его привлекательность для инвесторов // Финансовые рынки. 2009. № 19.
 3. Стоит ли вкладывать в произведения искусства? URL: http://de№ga.ru/articles /86/3193.
 4. Страхование особой группы имущества. Страховая компания "ГУТА-Страхование". URL: http://www.gutai№s.ru/prorerty/art.
 5. Страховка для искусства - от чего можно защитить антиквариат или коллекцию. URL: http://rubl.ru/articles/r3/2317_strahovka-dlya-iskusstva-ot-chego-mozh№o-zaschitit-a№tikvariat-ili-kollekciyu.html.
 6. Суворов Н. Специфика художественной галереи // Справочник художника, графика, дизайнера. 2007. № 3.
 7. Суворова А. Изобразительное искусство и особенности его позиционирования на современном артрынке России // Коммерческая успешность как результат эффективного продвижения художественного продукта. 2009. № 7.
 8. Уроки двенадцати стульев. Банк "Новый символ". URL: http://www.№ewsymbol.ru.
 9. Фатеева Н.А. Особенности становления артрынка в современных условиях: социологический анализ // Философия и культурология. 2008. № 5.
 
 Н.О.СТАРКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента
 E-mail: №.starkova@mail.ru
 Кубанский государственный университет
 В. Н. САМУСЬ, экономист финансового отдела
 E-mail: sviktoriya@ya№dex.ru
 ООО "Краснодар Водоканал"
 
  Вся пресса за 31 октября 2011 г. 
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Страхование имущества 
 
				  
				    | 
					      
					        | В материале упоминаются: |  
					        | 
					  
					    |  Компании, организации: |  |  
					        |  |  |  
 
 
		  Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте |  | 
                            
                                | 
                                    
                                        | 
                                            
                                                |  |  
                                                | Архив прессы 
 |  
                                               |  |  |  
                                         | 
                                             
                                               |  |  
                                               | 
                                                   
                                                     | Текущая пресса 
 
                
                 |  |  |  |  | 30 октября 2025 г.
 
  
 |  |  |  Известия онлайн, 30 октября 2025 г. Водителей начнут уведомлять о мошенничествах с их полисами ОСАГО
 
  
 |  |  |  Новости-Армения, 30 октября 2025 г. Закон о системе медстрахования должен быть принят до конца года - глава Минздрава Армении
 
  
 |  |  |  Казахстанский портал о страховании, 30 октября 2025 г. Страхование в эпоху конкуренции: глобальное снижение ставок продолжается
 
  
 |  |  |  РИА Новости, 30 октября 2025 г. Стоимость ОСАГО в России достигла дна, считают страховщики
 
  
 |  |  |  Эксперт-Юг, 30 октября 2025 г. В Краснодарском крае средняя цена страховки жилья выросла за год на треть
 
  
 |  |  |  РБК (RBC.ru), 30 октября 2025 г. Швеция перестала признавать выданные в России медицинские полисы
 
  
 |  |  |  Комсомольская правда-Новосибирск, 30 октября 2025 г. В Новосибирске осудили 21 человека за мошенничество с полисами ОСАГО
 
  
 |  |  |  Агентство городских новостей Москва, 30 октября 2025 г. РСА прогнозирует рост стоимости полисов ОСАГО на 2–3% до конца года
 
  
 |  |  |  korins.ru, 30 октября 2025 г. НСИС будет уведомлять граждан об изменениях в их полисах ОСАГО
 
  
 |  |  |  Острова (ТИА), Южно-Сахалинск, 30 октября 2025 г. Как купить ОСАГО дешевле - что влияет на стоимость полиса, советы по экономии, где лучше купить страховку?
 
  
 |  |  |  Вечерний Ставрополь, 30 октября 2025 г. Получить выплату по ОСАГО онлайн теперь может каждый
 
  
 |  |  |  Финмаркет, 30 октября 2025 г. В январе-сентябре российские страховщики увеличили премии на 15%
 
  
 |  |  |  РИА Новости, 30 октября 2025 г. Посольство РФ предупредило, что выданные в РФ страховки не признаются при въезде в Швецию
 
  
 |  |  |  Бизнес-газета, Ростов-на-Дону, 30 октября 2025 г. Средняя стоимость полисов страхования жилья в Краснодарском крае выросла на 27–33%
 
  
 |  |  |  UzDaily.uz, 30 октября 2025 г. Японская NEXI застрахует строительство крупнейших солнечных станций в Узбекистане
 
  
 |  |  |  Тренд, Баку, 30 октября 2025 г. Пакет услуг ОМС будет расширен в ближайшие годы - Заур Алиев
 
  
 |  |  |  РБК.Кубань, 30 октября 2025 г. Страхование жилья на Кубани подорожало на треть на фоне растущих рисков
 
  
 |  
                  | 
   Остальные материалы за 30 октября 2025 г. |  
                 | 
   Самое главное 
   Найти
                   : по изданию
                   , по теме
                   , за период 
   Получать: на e-mail, на свой сайт 
 |  |  |  |  |  |