Конкурент, Владивосток,
12 декабря 2011 г.
ОСАГО наезжает 943 просмотра
По итогам первого полугодия 2011-го, 15 крупнейших страховых компаний страны увеличили долю на рынке ОСАГО на 2%, сосредоточив в своих руках уже 82% всех автогражданских операций. Растут и сборы с автовладельцев: если в 2007 г. страховщики получили 72,4 млрд руб., то только за десять месяцев текущего года — 83,61 млрд (на 10,5% больше аналогичного периода 2010 г.). Однако радость «больших бонусов» нахально испортили мошенники-коллеги, а также отечественные законодатели. И теперь компании говорят о нелегкой участи в 2012-м, а проще говоря, заочно пытаются вызвать сочувствие у автомобильной общественности.
Такой вывод корр. «К» сделал, наблюдая за происходящим на веб-семинаре по вопросам развития страховой отрасли, состоявшемся на прошлой неделе. Поводов, которые никак не вписываются в оптимистичную картину, оказалось несколько. Один из самых-самых звучит традиционно: темпы роста выплат опережают темпы роста сборов. Если четыре года назад разница смотрелась весомо (33 млрд руб.), то текущая сумма в 28 млрд руб., по меркам страховщиков, уже смешная.
Другая проблема кроется в системе прямого возмещения убытков, так называемого ПВУ. «Ситуация очень сложная, — отметил Александр Григорьев, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах». — Идея ПВУ, в принципе, хорошая, ведь быстрое удовлетворение потребности пострадавшего в выплате — стратегически важная задача. Но в то же время эта система реализована в корне неправильно».
Под ПВУ понимается право водителя, которому был причинен имущественный ущерб, обратиться к страховщику, с которым у него заключен договор ОСАГО, а не к страховщику виновника, как было ранее.
«Извращение закона» в умелых руках превратилось в хороший бизнес. Якорь в нем бросили недобросовестные страховые компании. Модель проста: страховщик выплачивает пострадавшему одну сумму, а в систему прямого возмещения убытков заявляет другую — больше в несколько раз. Схема работает эффективно, потому что в системе ПВУ взаиморасчеты осуществляются между страховыми компаниями, в которых покупали полисы ОСАГО потерпевший и виновник аварии. И урегулирование отношений между автостраховщиками исходит из фиксированной величины среднего убытка (для каждого региона она установлена в индивидуальном порядке), а не фактического размера выплаты потерпевшим автовладельцам.
Подобная «селекция убытков» добросовестных страховщиков «раздевает», а недобросовестных — обогащает. «Примерно 10-15% выплаченных по ОСАГО возмещений достается страховым мошенникам», — дал экспертную оценку Павел Бунин, глава Российского союза автостраховщиков (РСА). В перерасчете на деньги это означает, что мошенники зарабатывают в год не менее 800 млн руб.
Игорь Ямов, президент профессиональной Ассоциации противодействия угонам транспортных средств: «Средняя выплата по ПВУ на 20% ниже традиционного ОСАГО. А у отдельных компаний и вовсе на 40-50%. В результате образуется дисбаланс в финансовых показателях компаний, когда добросовестные игроки оказываются в минусе, а те, кто манипулирует выплатами, получают дополнительную прибыль. При этом краткосрочные финансовые выгоды за счет коллег по цеху превалируют над долгосрочным подходом к формированию лояльности своих клиентов».
Признать справедливым такой порядок вещей невозможно. Но как его исправить? Один из способов, считают эксперты, безальтернативный ПВУ, при котором пострадавшие в аварии смогут получать выплату только у своего страховщика ОСАГО. В настоящее время изменения в нормативные документы, которыми регулируются расчеты между страховыми компаниями по ОСАГО, разработаны. Но гарантии, что и здесь не будет обмана, никто не дает. Потому что законы пишутся в России и, соответственно, работают они по-нашему.
Взять, для примера, европейский протокол. Запущенный в 2009 г. механизм сулил автовладельцам огромные возможности. Но сегодня, как отметили участники семинара, доля убытков, урегулированных по европротоколу, составляет всего 4%. Во многом это связано с тем, что клиенты страховых компаний попросту не знают, сможет ли лимит в 25 тыс. руб. покрыть полученный в результате ДТП ущерб. В скором времени лимит европейского протокола будет увеличен до 50 тыс. руб., что, по мнению некоторых страховщиков, должно положительно повлиять на эту систему урегулирования ДТП. Но с оговорками.
«Увеличение лимита европротокола требует также ряда дополнительных действий, — заметил Бунин. — Кроме законодательного закрепления необходимо ввести норму, согласно которой оба ТС должны быть представлены страховщику для осмотра. Это позволит исключить возможное мошенничество».
А вот осуществление техосмотра страховщики берут нехотя. Идею вывести ТО из-под МВД, как известно, озвучил президент, и состоит она в том, что именно страховщики должны проверять наличие талона техосмотра, который гарантирует исправность авто при продаже полиса ОСАГО. В свою очередь РСА выполняет функции аккредитации операторов техосмотра, проверки деятельности операторов исключительно на основании поступивших жалоб. В случае плохой работы — начинается процедура отзыва аккредитации. Аккредитация будет бессрочная и платная.
«Сейчас нам все говорят, как это выгодно. Но все это лишь миф, — сообщил Ямов. — Раньше пройти ТО было невозможно без полиса ОСАГО, а сейчас получается, что ТО нужен только для того, чтобы купить полис ОСАГО. С точки зрения продаж это абсолютно невыгодно рынку.
Кроме того, есть расхожий миф, что страховщики заинтересованы в том, чтобы к ним приходили за полисом только технически исправные автомобили. Якобы это снизит процент ДТП, следовательно, и процент выплат. Однако, по данным ГИБДД, только 0,6% ДТП происходит из-за неисправности автомобиля. При этом необходимо учесть, что количество ДТП по методике расчетов ГИБДД на порядок не совпадает с тем количеством, которое фиксируют страховые компании по ОСАГО. Для ГИБДД авария — это происшествие, повлекшее ущерб жизни и здоровью, для нас — страховой случай, по которому необходимо произвести выплату. Поэтому на нашей практике выходит, что ДТП из-за технической неисправности авто — это сотые доли процента».
Анна РЫКОВА
Вся пресса за 12 декабря 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Динамика рынка, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
17 октября 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 17 октября 2025 г.
Суд удовлетворил иск «АльфаСтрахования» к четырем компаниям

|
|
НовостиВолгограда.ру, 17 октября 2025 г.
В ФОМС прокомментировали итоги проверки со стороны Счетной палаты

|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 17 октября 2025 г.
Суд отказал ГСК «Югория» в споре с «Комиавиатрансом» из-за уничтоженного лайнера «ЮТэйр»

|
|
Улпресса, Ульяновск, 17 октября 2025 г.
Страховые выплаты по ОСАГО в Ульяновской области превысили сборы

|
|
Псковская лента новостей, 17 октября 2025 г.
Каждый дееспособный гражданин РФ должен платить в ФОМС – Виктор Антонов

|
|
РЕН-ТВ, 17 октября 2025 г.
Эксперт Колесников: регионы с низкой аварийностью должны меньше платить за ОСАГО

|
|
ТАСС, 17 октября 2025 г.
Средняя выплата по страховке сдаваемых в аренду квартир составила 35 тыс. рублей

|
|
СенатИнформ, 17 октября 2025 г.
Генетический скрининг перед ЭКО планируют делать по ОМС

|
|
Business FM Кубань, 17 октября 2025 г.
Счетная палата нашла избыточную штатную численность в фонде ОМС Кубани

|
|
УралБизнесКонсалтинг, Екатеринбург, 17 октября 2025 г.
Счетная палата РФ выявила «мертвые души» в системе ФОМС

|
|
Авторадио, 17 октября 2025 г.
В России расширят перечень бесплатных медицинских услуг

|
|
Inbusiness.kz, 17 октября 2025 г.
Сколько миллионов выплатили казахстанцам за врачебные ошибки

|
|
Ведомости, 17 октября 2025 г.
Регионы начнут проводить генетический скрининг перед ЭКО по ОМС

|
|
Ведомости, 17 октября 2025 г.
Ученые из Университета транспорта предложили по-новому считать ДТП и аварийность

|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 17 октября 2025 г.
Здравоохранение Свердловской области теряет миллионы на махинациях в ОМС. Страховщики забирают финансирование у клиник

|
|
Конкурент, Владивосток, 17 октября 2025 г.
ОСАГО подорожает вдвое. У кого будут большие проблемы

|
|
korins.ru, 17 октября 2025 г.
Президиум НССО единогласно рекомендовал переизбрать Евгения Уфимцева президентом союза на второй срок

|
 Остальные материалы за 17 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|