Ведомости онлайн,
12 сентября 2012 г.
Минфин: финансовый мегарегулятор на базе ФСФР и ЦБ нужно создать до 2014 г. 1383 просмотра
Проанализировав по поручению Шувалова последние тенденции в управлении финрынками в странах ОЭСР, министерство предложило объединить в одних руках функции по регулированию и надзору.
Министерство финансов предлагает создать на базе Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и Центробанка финансовый мегарегулятор, который заработал бы в конце 2013 — начале 2014 г., передает «РИА Новости» со ссылкой на министра финансов Антона Силуанова.
Регуляторы под одной крышей
«Мы хотим создать рабочую группу по подготовке нормативно-правовых решений в этой области, до конца текущего года подготовить всю необходимую законодательную базу, с тем чтобы в весеннюю сессию 2013 г. внести соответствующие законодательные поправки», — сказал министр. В кризисный период, утверждает он, «опыт других стран показал, что объединение в одних руках функций по регулированию и надзору значительно эффективнее». По его словам, данные предложения подготовлены Минфином для совещания, которое проведет первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Как сообщала 7 сентября газета «Коммерсантъ», глобальная реформа финансового рынка уже обсуждалась у Шувалова 28 августа. В протоколе заседания значилось поручение Силуанову «проработать возможность создания мегарегулятора». Ее можно трактовать двояко, отмечала газета: либо отдать все полномочия Банку России, либо выделить надзор за банками из ЦБ и отдать его ФСФР.
Предложение последовать примеру ряда западных мегарегуляторов озвучил руководитель рабочей группы по созданию в России международного финансового центра Александр Волошин, писал «Ъ». По словам его источников, предложение было поддержано Минфином и главой ЦБ Сергеем Игнатьевым. Согласие последнего два не связанных между собой собеседника «Ъ» объясняли окончанием контракта Игнатьева в ЦБ в июне 2013 г.
После этой публикации Шувалов опровергал информацию о том, что он дал поручение проработать вопрос об объединении ЦБ и ФСФР. «От меня не было такого поручения ни про какое объединение, от меня было поручение Минфину провести необходимые консультации и совещания для того, чтобы понять и исследовать все тенденции по изменению регулирования (финрынков) в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), в первую очередь потому, что мы вступаем в ОЭСР», — говорил Шувалов агентству «Прайм» 8 сентября.
Наиболее вероятным главой объединения ФСФР и ЦБ высокопоставленные источники «Ъ» в правительстве называли Алексея Кудрина. Но сам экс-министр финансов и глава Комитета гражданских инициатив Кудрин позже сообщил, что с настороженностью относится к созданию мегарегулятора, поскольку это может стать поводом для увеличения контроля государства над деятельностью ЦБ: если банк должен будет больше считаться с рекомендациями правительства по своей денежно-кредитной политике, то это скорее будет носить негативный характер. Он также подчеркивал, что не получал предложений возглавить мегарегулятор в случае его создания.
Есть «не только объективные мотивации для объединения, есть и материальный аспект», отмечает председатель совета директоров «МДМ банка» и бывший глава ФСФР Олег Вьюгин: «Государство не может само выполнять функцию по финансированию надзорной службы, пусть этим займется ЦБ». Объединенный надзор на всех финансовых рынках нужен, полагает Вьюгин.
Зарубежный опыт
Между тем не очень понятно, на опыт каких стран в области объединения регулирующих функций ссылается Силуанов. Функции центрального банка, который проводит денежно-кредитную политику и (хотя и не во всех странах) следит за банками, и регулятора, осуществляющего надзор за финансовыми рынками и их участниками, традиционно разделены. В США, например, первую функцию осуществляет Федеральная резервная система, а вторую — Комиссия по ценным бумагам и рынкам и Комиссия по срочной биржевой торговле. Правда, банки являются активными участниками рынка ценных бумаг, и после кризиса регуляторы заговорили о том, что их действия на рынках (за которыми следят комиссии) могут подорвать их финансовое положение в целом (которое отслеживает ФРС), поэтому ФРС надо дать больше функций по осуществлению контроля за банками.
В Германии за банками следит Бундесбанк, а денежную политику для этой и еще 16 стран еврозоны проводит Европейский центральный банк (его также предлагается наделить функциями панъевропейского банковского регулятора — сегодня соответствующий законопроект представила Еврокомиссия). За рынком, соответственно, следит Федеральное управление финансового надзора (BaFin). Вместе с тем, отмечается на сайте Бундесбанка, обе организации совместно осуществляют функции банковского надзора: «Банковский надзор не вмешивается в операции банков, но устанавливает регулирующие нормы для их деятельности». BaFin, подконтрольное министерству финансов, было образовано в 2002 г. путем объединения управлений по банковскому и страховому надзору, а также по надзору за рынком ценных бумаг, в 2003 г. получило дополнительные функции по осуществлению контроля за кредитоспособностью финансовых институтов.
В Италии, Испании и Франции также действуют собственные регуляторы рынка ценных бумаг и центробанки. В Китае — Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг и Народный банк Китая, в Австралии — Комиссия по ценным бумагам и инвестициям и Резервный банк.
Если вопросы надзора за финансовым сектором и находятся в ведении только одной организации, то скорее это финансовый регулятор, а не ЦБ. Именно так обстоят дела в Швейцарии и Канаде, которые относительно безболезненно пережили кризис (особенно вторая, в первой правительству все-таки пришлось помогать банку UBS). В Швейцарии Управление по надзору за финансовым рынком осуществляет надзор как за всеми финансовыми компаниями, включая банки, так и за рынком ценных бумаг, тогда как национальному банку оставлены лишь функции денежной политики и контроля денежного обращения. В Канаде единственный регулятор банков — Офис суперинтенданта по финансовым институтам, который также является основным регулятором страховых, трастовых, кредитных и пенсионных организаций. За рынком следят администраторы по ценным бумагам канадских провинций, объединенные в ассоциацию.
Среди крупных экономик, пожалуй, единственный пример организационного объединения центрального банка и финансового регулятора — Великобритания. Там также действовали Банк Англии и Управление финансовых услуг (FSA), мегарегулятор финансового сектора, созданный лейбористами по закону от 2000 г. (объединил регулирование банков, страховых, ипотечных и инвестиционных компаний). Однако в 2010 г. новое правительство консерваторов решило ликвидировать FSA. Его полномочия должны быть распределены между тремя агентствами. Независимым будет лишь одно из них (оно защищает потребителей финансовых продуктов и следит за финансовыми рынками), два других войдут в Банк Англии. Это Управление пруденциального регулирования с функциями надзора за всеми финансовыми компаниями (его задача — обеспечивать стабильность финансовой системы) и Комитет по финансовой политике, который будет оценивать макроэкономическую ситуацию и осуществлять меры финансового контроля. Новые структуры полностью заменят FSA с 2013 г.
Юлия ЯРОШ, Михаил ОВЕРЧЕНКО, Маргарита ПАПЧЕНКОВА
Вся пресса за 12 сентября 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование, 120 лет страховому надзору в России
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 июля 2025 г.

|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 30 июля 2025 г.
В Екатеринбурге будут судить четверых молодых людей за незаконное изготовление полисов ОСАГО

|
|
РИА Новости, 30 июля 2025 г.
Стало известно количество россиян с зарплатой от миллиона рублей в месяц

|
|
Газета.uz, Ташкент, 30 июля 2025 г.
Долгожданные реформы в страховой системе: как совершенствуется защита интересов

|
|
Новочеркасские ведомости, 30 июля 2025 г.
Аграрии получают необходимую поддержку

|
|
AK&M, 30 июля 2025 г.
СК «Двадцать первый век» получила кредитный рейтинг на уровне ВВВ.ru

|
|
Комсомольская правда, 30 июля 2025 г.
Подержанный автомобиль - не роскошь: цены на бэушные машины упали на 3,6%

|
|
ТАСС, 30 июля 2025 г.
В ГД обсуждают создание цифровых сервисов экстренной помощи туристам за рубежом

|
|
ПРАЙМ, 30 июля 2025 г.
Страховщики «Сбера» ввели упрощенные выплаты пострадавшим на Камчатке и Курилах – компания

|
|
Report.Az, Баку, 30 июля 2025 г.
Большинство дорогостоящих операций, финансируемых Фондом ОМС, проводятся в частных клиниках

|
|
ТАСС, 30 июля 2025 г.
«Альфастрахование» оценивает выплаты из-за отмены рейсов «Аэрофлота» в 3,5-4 млн руб.

|
|
Report.Az, Баку, 30 июля 2025 г.
Счетная палата выявила серьезные несоответствия в отчетности Фонда ОМС

|
|
ТАСС, 30 июля 2025 г.
Минсельхоз заложил 5,3 млрд рублей на страховые выплаты аграриям в 2025 году

|
|
Report.Az, Баку, 30 июля 2025 г.
Госагентство по ОМС нарушило законы об инвестиционной деятельности

|
|
Интерфакс, 30 июля 2025 г.
В Воронежской области ввели режим ЧС для АПК из-за штормов

|
|
Report.Az, Баку, 30 июля 2025 г.
Счетная палата выявила серьезные нарушения в Фонде обязательного медицинского страхования

|
|
Sputnik Кыргызстан, 30 июля 2025 г.
В ГУОБДД рассказали, в чем разница между ОСАГО и страховкой перевозчика

|
|
74.ru, Челябинск, 30 июля 2025 г.
Ловушка на месте ДТП: как крадут ваши выплаты по ОСАГО

|
 Остальные материалы за 30 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|