Профиль,
8 октября 2012 г.
Не банком единым 785 просмотров
Одной из причин создания единого надзорного органа на базе Центробанка часто называют необходимость контроля над конгломератами и холдингами, включающими в себя компании, работающие в разных сегментах финансового рынка.
Создание мегарегулятора на базе Центрального банка – не единственный вариант построения системы надзора за финансовыми рынками.
Разговоры о создании мегарегулятора на финансовом рынке идут уже не первый год. Новый импульс дискуссии придало недавнее письмо на имя президента за подписью первого вице-премьера правительства России Игоря Шувалова, в котором он поддержал идею создания финансового мегарегулятора путем присоединения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) к Банку России. Однако это не единственный вариант новой конфигурации надзора. Помимо встраивания надзора на финансовых рынках и подзаконного регулирования в существующую структуру Банка России есть и другие схемы – например, создание отдельного органа при Банке России или создание независимого «меганадзора», куда будет отдан весь функционал по осуществлению надзорной деятельности на финансовых рынках.
Одной из причин создания единого надзорного органа на базе Центробанка часто называют необходимость контроля над конгломератами и холдингами, включающими в себя компании, работающие в разных сегментах финансового рынка. Это абсолютно разумное соображение. Замечу, что не только мы задумываемся над решением этой задачи. Однако наши коллеги из США и других государств с развитым финансовым рынком подходят к решению этого вопроса по-разному. При этом консолидация надзорных полномочий на финансовых рынках в центральном банке встречается не часто.
Например, в 2009 году, после кризиса, глава ФРС США Бен Бернанке говорил о том, что положения закона Грэмма–Лича–Блайли, отменяющего разграничение банков на коммерческие и инвестиционные, ограничивают способность ФРС контролировать инвестиционные «дочки» американских банков, которые находятся в сфере надзора других органов. При этом глава ФРС не призвал объединить надзор над всеми банками в едином органе. Наоборот, в США начали обсуждать возврат к разделению банков на коммерческие и инвестиционные, с четким разграничением надзора над ними между ведомствами. В Европе и Азии вопрос объединения надзора часто решается на уровне межведомственного взаимодействия, в том числе посредством унификации надзорного инструментария. Так что могут быть разные варианты организации надзора, которые и нам целесообразно обсудить. Безусловно, с приданием функций мегарегулятора ЦБ мы наконец сможем решить проблему с затормозившимся присоединением России к многостороннему меморандуму о взаимопонимании Международной организации комиссий по ценным бумагам. Но обратите внимание, что среди подписантов меморандума всего несколько центральных банков. А большинство подписавших являются отдельными от центробанков органами регулирования. Некоторые из них имеют надзорные полномочия в банковской сфере, но многие их и не имеют.
Нельзя забывать и о потенциальном конфликте интересов, который появляется у ЦБ с приданием ему функций подзаконного регулирования финансового рынка одновременно с регулированием банковской системы. Развитие российской банковской системы сегодня является одной из ключевых целей Центробанка. Но при создании мегарегулятора на его базе у него также появится задача по развитию фондового рынка, который является во многих элементах конкурирующим для кредитного сектора с точки зрения предлагаемых финансовых инструментов. Как этот конфликт будет разрешаться – крайне важно для всего финансового рынка. Ясно, что надо каким-то образом использовать опыт банковского надзора при построении системы пруденциального надзора на фондовом рынке. Но столь же очевидно, что стандарты надзора за банками нельзя взять и просто применить к профучастникам фондового рынка. Стандарты для них придется все равно создавать отдельно, с учетом особенностей их деятельности. И делать это надо прямо сейчас, независимо от того, насколько оперативно будет определен формат создания мегарегулятора.
Государство предлагает профсообществу совместно принять крайне важное решение, которое во многом определит судьбу рынка на ближайшие десятилетия. Решение должно быть оперативным, но одновременно и взвешенным. Нельзя зацикливаться только на механистических процессах: какие функции куда передать, кого куда пересадить.
У нас есть актуальные задачи, решать которые надо не через год-два, а уже сегодня, – это и создание внутреннего инвестора, и возврат эмитентов на российские биржи. У России нет одного-двух лет на то, чтобы сначала перестроить регулирование и надзор, а затем в новой системе координат резко ускоряться: к тому моменту мы уже можем отстать безвозвратно.
Роман ГОРЮНОВ, президент Некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС
Вся пресса за 8 октября 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование, 120 лет страховому надзору в России
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 октября 2025 г.

|
|
Коммерсантъ-Ульяновск, 24 октября 2025 г.
В Ульяновске задержаны члены ОПГ автоинсценировщиков

|
|
Подмосковье сегодня, 24 октября 2025 г.
Новые платежи за лечение могут появиться за пределами ОМС

|
|
Подмосковье сегодня, 24 октября 2025 г.
Азиатские марки автомобилей заимели популярность среди отечественных водителей

|
|
Амител, Барнаул, 24 октября 2025 г.
Как оформить полис ОСАГО без ошибок и лишних трат?

|
|
ТАСС, 24 октября 2025 г.
ВТБ планирует продать «Росгосстрах» с прибылью

|
|
РИА Новости, 24 октября 2025 г.
ВТБ не ставит перед собой задачу продать «Росгосстрах» к определенной дате - Пьянов

|
|
Интерфакс, 24 октября 2025 г.
Продажа «Росгосстраха» идет непросто из-за сложностей у покупателя с поиском финансирования под сделку

|
|
Ветеринария и жизнь, 24 октября 2025 г.
Минсельхоз обновляет перечень болезней рыб для господдержки при страховании

|
|
МК в Оренбурге, 24 октября 2025 г.
Суд взыскал с виновника ДТП более 2,6 млн рублей в пользу страховой компании

|
|
Business FM Кубань, 24 октября 2025 г.
Власти Кубани хотят усовершенствовать выдачу субсидий на агрострахование

|
|
За рулем, 24 октября 2025 г.
Страховой парадокс: каско на китайские авто дороже, чем на европейские

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 24 октября 2025 г.
В Мурманской области участники 20% аварий несут миллионные убытки

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 октября 2025 г.
Рост убытков делает страхование от незаконного присвоения грузов всё более ограниченным и требует новых подходов

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 24 октября 2025 г.
Северянка отсудила у организации более 300 тысяч за поврежденную машину

|
|
NEWS.ru, 24 октября 2025 г.
Миронов призвал реформировать российскую систему здравоохранения

|
|
Аргументы и факты-Ульяновск, 24 октября 2025 г.
Ульяновские полицейские задержали группу автоподставщиков из 7 человек

|
|
Neva.today, Санкт-Петербург, 24 октября 2025 г.
Автобусы, «Лады» и тракторы: «Пассажиравтотранс» застрахует автопарк на 34 млн

|
 Остальные материалы за 24 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|