Ведомости онлайн,
15 марта 2013 г.
Перенос практики регулирования банков на фондовый и страховой рынки грозит концентрацией рисков на них 792 просмотра
Сегодня понятно — мегарегулятору в лице ЦБ быть. Понятно и то, что заниматься построением этой структуры придется Эльвире Набиуллиной. Это назначение дает отличный шанс улучшить ситуацию с регулированием финансовых рынков. Но поскольку регулирование разных секторов рынка у нас пока далеко не идеально, руководителю новой структуры придется решать много разноплановых задач. Одна из них — минимизация инфраструктурных рисков.
С одной стороны, создание мегарегулятора — дело не новое в мировой практике, с другой — по такому пути идут далеко не все страны. Среди наиболее развитых стран 42,6% имеют несколько регуляторов, еще 43,5% имеют мегарегулятора на все сегменты рынка, и, наконец, в 14% стран действует один мегарегулятор на нескольких сегментах рынка. Причем, чем больше рынок, тем меньше централизация. Скажем, в США три основных регулятора: Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC), Корпорация по защите прав инвесторов в ценные бумаги (SIPC) и Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC). Такое разделение позволяет избежать конфликта интересов мегарегулятора как собственника и как регулятивной структуры. В России этот риск будет налицо. Центробанк одновременно является активным участником финансового рынка и собственником крупнейшей фондовой биржи страны.
К рискам новой структуры можно отнести и консервативность ЦБ. А ведь на фондовом рынке крайне важна оперативность, реакция регулятора должна иногда измеряться минутами. К тому же всем известна открытость ЦБ в основном для крупных участников, а ведь на российском фондовом рынке гигантов не очень много и их интересы часто не совпадают с интересами большинства мелких и средних игроков.
Концентрация регулирования в ЦБ затронет всю финансовую систему. Логично предположить, что практика регулирования банковского сектора будет распространена и на участников фондового рынка. Это будет означать, что приоритет в решении спорных вопросов будет отдан вариантам, устраивающим крупных игроков, особенно с государственным участием. Если провести параллели с банковским регулированием, то станет видно, что доля госбанков на внутреннем российском рынке устойчиво растет третий год подряд. По данным Центробанка, по состоянию на 1 января 2012 г. на них впервые пришлось более половины всего банковского рынка (50,2% против 45,8% годом ранее). Подобный рост происходит, прежде всего, за счет сокращения доли рынка крупных и средних частных банков. Именно госбанки остаются наиболее рентабельными участниками рынка (рентабельность капитала — 20,6%). Их показатели в полтора раза опережают результаты крупных частных банков и более чем в два раза — региональных банков.
Если эти тенденции получат продолжение в фондовом секторе, то для финансовой системы это будет означать концентрацию инфраструктурных рисков в рамках небольшого числа крупных компаний. Высока вероятность и того, что со стороны мегарегулятора повысятся формальные требования к капиталу и другим финансовым показателям. Это может привести к уходу с рынка небольших профучастников, рентабельность которых невысока. На нынешнем рынке, в условиях финансовой нестабильности и когда индекс ММВБ за год растет на уровне инфляции (около 5%), а отток капитала превышает $56 млрд, это практически гарантировано. В результате могут пострадать не только небольшие профучастники, но и физические лица, работающие на фондовом рынке. Число активных клиентов на ММВБ и так снижается: в 2009 г. их было более 103 000, а в 2012 г. — уже порядка 87 000. Понятно, что выживать в таких условиях средним и мелким брокерским компаниям очень сложно.
Польза от мегарегулятора для фондового рынка будет значительной, если благодаря ему удастся не только создать крупных институциональных инвесторов с длинным горизонтом инвестирования, но и привлечь деньги физлиц, которые смогут использовать инфраструктуру фондового рынка в своих целях. Ведь, судя по росту торгового оборота (только рост розничной торговли в 2012 г. составил 5,9%), у людей деньги есть, а вот доверия к рынку и тем, кто на нем профессионально работает, недостаточно. Для исправления этой ситуации наличие средних и мелких компаний с «бутиковым подходом» очень важно, иначе на рынке останутся только спекулянты.
Также пока сложно оценить риск концентрации в одних руках регулирования деятельности институциональных профучастников с низкой спекулятивной составляющей — страховых компаний и пенсионных фондов, чистые активы которых составляют сотни миллиардов долларов. Хочется надеяться, что надзор и, возможно, новые требования к работе для этих игроков дадут им возможность активнее инвестировать на длительный срок и питать своими деньгами экономику.
Создание мегарегулятора может стать реальным шагом на пути формирования международного финансового центра в Москве, если удастся минимизировать инфраструктурные риски. Этому может способствовать возведение внутри ЦБ условных «китайских стен» между подразделениями, отвечающими за регулирование разных сегментов рынка: банковского, фондового и страхового, — а также подчинение этих подразделений напрямую главе ЦБ, а не курирующему зампреду. Для разных профучастников необходимо разработать наряду с универсальными еще и специфические критерии эффективного регулирования, которые позволят успешно развиваться как крупным, так и небольшим компаниям. Тогда существование общего начальника над банками, страховыми компаниями и фондовым рынком действительно может пойти на пользу делу.
Константин ПЕТРОВ Автор — генеральный директор «ВТБ регистратор»
Вся пресса за 15 марта 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование, 120 лет страховому надзору в России
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
5 июня 2025 г.

|
|
Report.Az, Баку, 5 июня 2025 г.
ЦБА в 2024 году провел комплексные проверки в 4 страховых компаниях

|
|
Интерфакс, 5 июня 2025 г.
«Аэрофлот» надеется к июлю завершить страховое урегулирование по 36 самолетам

|
|
V1.ru, Волгоград, 5 июня 2025 г.
В Волгограде с водителя «Газели» требуют гигантскую сумму за подставную аварию

|
|
ОренбургМедиа, 5 июня 2025 г.
Оренбурженка отсудила у перевозчика более 213 тысяч рублей за ДТП с автобусом

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 5 июня 2025 г.
Названы наиболее безопасные регионы РФ для автопутешествий: статистика ДТП

|
|
Хабр, 5 июня 2025 г.
Особенности индийского автострахования — какие insurtech-стартапы и технологии меняют его облик

|
|
ТАСС, 5 июня 2025 г.
АТОР: страховщики фиксируют единичные обращения с вирусом Коксаки в Турции

|
|
Интерфакс, 5 июня 2025 г.
ВС РФ запретил выводить из-под страхового покрытия широкие классы рисков без договорной детализации

|
|
Forbes Казахстан, 5 июня 2025 г.
Бизнесмен из списков Forbes станет владельцем страховой компании в Казахстане

|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 5 июня 2025 г.
Страховщикам поступило более 60 обращений по повреждению застрахованных сельхозкультур

|
|
Деловой квартал-Екатеринбург, 5 июня 2025 г.
Страховщики призывают создать институт страховых расследователей для борьбы с мошенниками

|
4 июня 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июня 2025 г.
Страховщики торговых кредитов Великобритании сохраняют устойчивость перед лицом растущего риска

|
|
Турбизнес, 4 июня 2025 г.
Туроператоры и страховщики: «Эпидемии коксаки» в Турции нет

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 4 июня 2025 г.
«Метрострой Северной Столицы» застрахует недвижимость от пожаров и беспилотников

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июня 2025 г.
В Индии назревает кризис здравоохранения для рабочей силы страны

|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 июня 2025 г.
Интернет-страхование в Китае опирается на демографию и продуктовые тренды

|
|
Коммерсантъ онлайн, 4 июня 2025 г.
«Аэрофлоту» осталось завершить страховое урегулирование 36 самолетов

|
 Остальные материалы за 4 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|