Авторевю,
22 октября 2013 г.
Осада ОСАГО 1131 просмотр
Краткая предыстория: первоначальный законопроект, который прошлой зимой в Думу внес Дмитрий Медведев (АР №1, 2013), предполагал, что вырастут и лимиты страховых выплат, и цена полиса (примерно на 25%). Но затем Минфин объявил, что подорожание экономически необоснованно — и рекомендовал депутатам поднять лимиты, не пересматривая тарифов.
В ответ возмутились страховщики: с необходимостью повышения сумм выплат они в принципе не спорят, но, по расчетам РСА, базовый тариф полиса ОСАГО, который не менялся с 2003 года, в этом случае должен быть увеличен даже не на четверть, а на 70,8%!
Расчет таков: чтобы компенсировать расходы, которые страховщики понесут при росте предельных выплат по материальному ущербу со 120 до 400 тысяч рублей, тариф нужно поднять на 29,7%. А чтобы планка компенсации по жизни и здоровью выросла со 160 до до 500 тысяч и были введены фиксированные выплаты за конкретные увечья, полис должен подорожать еще на на 41,1%. В итоге базовая стоимость страховки составит почти 3,5 тысячи рублей. Без этого, говорят в РСА, страховщики разорятся и начнут сворачивать страхование по «автогражданке».
Ведь, по их собственной статистике, прибыль от ОСАГО за восемь лет работы — лишь 21,3 млрд рублей на все 102 компании, которые входят в союз. То есть 3,42%, что намного ниже пятипроцентного потолка, которым по закону ограничена прибыльность «автогражданки».
В Германии результат по страхованию MTPL (Motor Third Party Liability — зарубежное обозначение ОСАГО) тоже обычно балансирует на уровне минимальной «технической» прибыли — об этом нам рассказал начальник отдела статистики автострахования Германского союза страховщиков Йорг Шульт. В 2011 году немецкие автостраховщики продали полисов MTPL на 12,5 млрд евро (60% всей выручки от автострахования), но на выплаты потратили 99,4% от этой суммы. И ведь никто не жалуется!
Хотя лимита выплат там, по сути, не существует — компенсации могут доходить и до шестизначных цифр. Правда, и годовой полис в среднем стоит 200—300 евро. Зато жесткие тарифы и тем более их законодательное повышение там исключены — с 1994 года в Германии, как и в большинстве европейских стран, действуют свободные тарифы на MTPL, которые колеблются в условиях открытой конкуренции.
И уж тем более невозможно появление в Германии страховщиков-однодневок. И дело, по словам Йорга Шульта, не в жестком контроле за финансовым состоянием фирм, а в острой ценовой конкуренции, которую могут выдержать только солидные фирмы, и в разборчивости самих автовладельцев — на имя без репутации немец не клюнет. Поэтому новых страховщиков на рынке почти не появляется, а случаи банкротства за последние полвека можно пересчитать по пальцам. Тогда как в России каждый год вместе с собранными доходами «испаряется» от восьми до 17 компаний.
Так может, и нам либерализовать тарифы? Реформа ОСАГО предусматривает появление тарифного коридора, который определяет Центробанк России. Но в РСА считают, что возможность играть на понижение необходимо исключить — иначе это приведет к демпингу, который еще больше подкосит страховой бизнес.
Другое принципиальное требование страховщиков — вывести ОСАГО из-под действия закона о защите прав потребителей, который позволяет автомобилистам выяснять отношения со страховыми компаниями в том же порядке, что и с другими продавцами товаров и услуг: судиться со страховщиком не по месту его регистрации, а по месту собственного проживания, а также требовать штраф за неправомерную задержку выплаты (50% от ее суммы) плюс компенсацию за моральный вред. То есть фактически РСА хочет вернуть правила игры, которые действовали до лета прошлого года: привязать неустойку к сумме полиса ОСАГО, а не к сумме выплаты (несколько десятков тысяч рублей), упразднить компенсацию морального вреда и вернуть дела в суды, расположенные по месту регистрации страховщиков. А еще — не допустить того, чтобы в законе появилось положение, которое обязывало бы компенсировать выплатами по ОСАГО износ замененных деталей.
Оба этих условия пока оставались в тексте законопроекта, но депутатам рекомендовали осторожно отнестись к их принятию.
Чего еще ждать от нового этапа обсуждения реформы ОСАГО?
Например, в законопроекте для автовладельцев прописана возможность выбора — получать компенсацию по ОСАГО деньгами в кассе или направлением на ремонт по обговоренной стоимости, как это могут делать владельцы полисов КАСКО.
Другое новшество — увеличенный с 25 до 50 тысяч рублей лимит возмещения ущерба для ДТП, оформленных по «европротоколу» (то есть по упрощенной системе, без участия полицейских, когда авария обошлась без жертв, количество участников не больше двух и один из них признает себя виновным). Причем в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях планку таких выплат предлагается поднять до 400 тысяч. Однако Минфин уже выступил с новой инициативой — распространить четырехсоттысячный лимит и на другие крупные города.
А помимо этого у правительства подготовлены и совсем необычные предложения, похожие на попытку компромисса со страховщиками: например, продажа полисов ОСАГО с франшизой (то есть небольшие повреждения виновник ДТП другим водителям компенсирует самостоятельно). Это могло бы помочь страховщикам сделать полис с увеличенными лимитами ответственности дешевле. Другой вариант — увеличение срока действия полиса до трех или пяти лет. Или вовсе — соединение полисов КАСКО и ОСАГО в один, чего, правда, не встречается ни в одной другой стране. Плюс введение электронных полисов, которые снизили бы себестоимость оформления.
Интересно, какой компромисс между интересами автомобилистов, страховых компаний и собственными принципами в итоге найдут депутаты?
Сергей ЗНАЕМСКИЙ
Вся пресса за 22 октября 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Регулирование, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
12 сентября 2025 г.

|
|
Парламентская газета, 12 сентября 2025 г.
Менять страховую и поликлинику можно раз в год

|
|
Агроэксперт, 12 сентября 2025 г.
Застрахованные площади под озимый рапс в РФ выросли пятикратно за четыре года

|
|
РИА Новости, 12 сентября 2025 г.
Пилота упавшего на Урале вертолета могут обязать оплатить лечение пассажира

|
|
kapital.uz, Ташкент, 12 сентября 2025 г.
Инвестиции страховщиков в Узбекистане превысили 8 трлн сумов

|
|
Финмаркет, 12 сентября 2025 г.
Премии российских страховщиков жизни в 1-м полугодии выросли на 95%, выплаты - в 2,9 раза

|
|
Финмаркет, 12 сентября 2025 г.
В январе-июне сборы по страхованию имущества юрлиц в РФ увеличились на 15,3%, выплаты - на 41,3%

|
|
Порт Амур, Благовещенск, 12 сентября 2025 г.
Амурчанка заплатит более 80 тысяч за ДТП, где виновником был ее сын-велосипедист

|
|
Sputnik Латвия, 12 сентября 2025 г.
Никто не застрахован от покупки некачественного товара на Temu

|
|
За рулем Кубань, Краснодар, 12 сентября 2025 г.
Кубань вошла в ТОП-3 регионов по количеству угонов авто

|
|
CNews.ru, 12 сентября 2025 г.
«Яндекс Забота» запустила агрегатор предложений ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 12 сентября 2025 г.
Hyundai и Kia возглавили рейтинг самых угоняемых машин в РФ в 2025 году

|
|
Дума ТВ, 12 сентября 2025 г.
Чаплин: страховые компании не имеют права заставлять оформлять страховку

|
|
Московский комсомолец, 12 сентября 2025 г.
Провокаторы подстерегали жертв ДТП в «слепой зоне»

|
|
Кубанские новости, Краснодар, 12 сентября 2025 г.
Российский рынок ДМС отстает от мировых лидеров

|
|
Липецкие новости, 12 сентября 2025 г.
Страховые сборы в Липецкой области взлетели на 38 процентов

|
|
Ведомости, 12 сентября 2025 г.
Конституционный суд разберется в законе о финансовом уполномоченном

|
|
korins.ru, 12 сентября 2025 г.
Страховщики помогут привлечь в ПДС более 2 трлн руб со «спящих» счетов россиян — Аксаков

|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|