Санкт-Петербургские ведомости,
8 июля 2014 г.
Если Рембрандта дилер принес... 673 просмотра
Из полусотни «круглых столов», проведенных на IV Петербургском международном юридическом форуме, одним из самых интересных стало обсуждение правовых аспектов экспертизы культурных ценностей. Он был проведен Эрмитажем.
Важный аспект касается недавно введенного требования при покупке музеем произведения искусства проводить внешнюю экспертизу. Но кто может быть лучшим экспертом для крупного музея, как не он сам? Есть проблемы при экспертизе вещей, ввозимых и вывозимых за границу. Музеи не могут принять дар от частного лица, если он не докажет, что владеет артефактом законно, здесь презумпция невиновности не действует.
Но основную часть времени участники дискуссии посвятили сложным взаимоотношениям, которые складываются между музеями, экспертами, дилерами и коллекционерами.
Представим себе ситуацию: дилер принес в музей на экспертизу картину, эксперт подтвердил авторство известного художника. Картина была продана за миллионы... и оказалась подделкой. Как делить ответственность перед покупателем?
Юрист консультант по антиквариату Никита Семенов убежден, что эксперт отвечает только полученным гонораром. Сколько это? Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII – начала XIX века Русского музея, сообщил цифры. Если произведение приносится на экспертизу в государственные музеи (это самое авторитетное мнение), то это 25 тыс. рублей. Из них 60% идет в казну, а 40% делится между несколькими экспертами, работающими десятки лет. Заметим, что заключение не является музейным, это частное мнение экспертов.
Такие расценки заставляют экспертов работать на поток, что увеличивает вероятность ошибки.
Есть два варианта. Первый – музеи запрещают своим сотрудникам проводить экспертизы за исключением исследования вещей, предлагаемых на закупку. В случае отказа от приобретения музей ничего не объясняет: нам эта вещь не нужна, и все.
Но тогда, как заметила Мария Меньшикова, сотрудник Эрмитажа, эксперт по искусству Китая, мимо музея пройдет много ценных произведений. Результаты экспертизы – это своеобразная база данных, которая вводит в поле зрения специалистов неизвестные прежде вещи. Другой вариант – сделать экспертизу рыночной, когда гонорар за экспертное заключение напрямую зависит от стоимости произведения. Тогда ответственность эксперта сильно возрастает. «Возможно ли страхование ответственности эксперта?» – задал вопрос Михаил Пиотровский и получил отрицательный ответ от страховщика.
Василий Вдовец из «АльфаСтрахования» заметил, что сейчас это невозможно. Нужны четко прописанные стандарты экспертной деятельности, которые позволят отличить умысел от ошибки, только последняя является страховым случаем.
Любопытную альтернативу предложила Наталья Шатихина, доцент юрфака СПбГУ. Кроме эксперта между продавцом и покупателем произведения искусства должен находиться оценщик. Эксперт дает заключение о вероятном авторе произведения, времени его создания, технике и т. д. Оценщик определяет стоимость предмета, используя универсальные методики, которые давно придуманы. Разумеется, для произведений искусства формулы сложнее, чем для нефти. Но Шатихина убеждена, что если уникальную космическую станцию «Мир» сумели оценить, то с передвижниками разберемся.
Поясняя для нашей газеты свое мнение, Наталья Шатихина сообщила, что оценщик помимо учета экспертного заключения будет оперировать десятком параметров, начиная от спроса на того или иного художника. Каждый параметр будет иметь свой удельный вес в цене произведения. Например, если эксперт утверждает, что это Рембрандт, то удельный вес авторства в цене картины небольшой, поскольку все «рембрандты», ходящие на рынке, известны и оценщик проверит картину по каталогам. А если на продажу выставляется картина передвижника, то цена сильно зависит от того, какого именно.
Все участники дискуссии сошлись в одном. Музеи должны добиваться от тех, кто приносит произведения искусства на экспертизу, права публиковать ее результаты. Это станет важным шагом в борьбе с подделками.
Вадим МИХАЙЛОВ
Вся пресса за 8 июля 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование ответственности
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
26 ноября 2025 г.

|
|
РИА Новости, 26 ноября 2025 г.
Британская компания будет страховать граждан ЮАР от нападений бегемотов и слонов

|
|
РИА Новости, 26 ноября 2025 г.
Allianz сократит до 1,8 тыс рабочих мест, заменив их искусственным интеллектом - Рейтер

|
|
РИА Новости, 26 ноября 2025 г.
Суд привлек страховщиков к спору «Транснефти» с владельцем НПЗ в Тюмени

|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 26 ноября 2025 г.
Агростраховщики взяли на контроль ЧС в Орловской области из-за переувлажнения почвы

|
|
РИА Дагестан, 26 ноября 2025 г.
Выйти из «красной зоны». Автострахование в Дагестане показывает позитивную динамику

|
|
Autonews.ru, 26 ноября 2025 г.
Эти машины чаще других попадали в ДТП в 2025 году. Антирейтинг

|
|
ТАСС, 26 ноября 2025 г.
Совфед ужесточил условия получения мигрантами полиса ОМС

|
|
Брянская губерния, 26 ноября 2025 г.
Виновник ДТП выплатил страховой компании 650 тысяч рублей после ДТП

|
|
РИА Новости, 26 ноября 2025 г.
Совфед одобрил усложнение получения полиса ОМС для трудовых мигрантов

|
|
Авторамблер, 26 ноября 2025 г.
Стоимость ОСАГО снижается, выплаты растут: в России подешевело автострахование

|
|
Парламентская газета, 26 ноября 2025 г.
Территориальные фонды ОМС смогут брать на себя функции страховых организаций

|
|
ГТРК Брянск, 26 ноября 2025 г.
Арест автомобиля вынудил виновника ДТП погасить долг в 650 тысяч рублей

|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 26 ноября 2025 г.
Цыганов заявил, что в России срок ремонта автомобиля по ОСАГО важнее качества

|
|
Финмаркет, 26 ноября 2025 г.
За 10 месяцев средняя премия по годовым полисам ОСАГО снизилась на 4,9%, средняя выплата выросла на 16%

|
|
Sputnik Молдова, 26 ноября 2025 г.
В Молдове значительно выросли тарифы автострахования, подорожала и «Зеленая карта»

|
|
Агентство городских новостей Москва, 26 ноября 2025 г.
Более 10 тыс. такси Подмосковья с января не работает из-за отсутствия страховки

|
|
РИА Калмыкия, 26 ноября 2025 г.
Число жалоб жителей Калмыкии в Банк России выросло на 60%: Что стоит за ростом недовольства?

|
 Остальные материалы за 26 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|