Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  ОСАГО, Технологии, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Автострахование, Хайтек и инновации
ОСАГО – нон-стоп цифровизация
Уфимцев Евгений Владимирович
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА)
страхование сегодняКак Вы оцениваете темпы цифровизации в автостраховании? Какие направления развития цифровых технологий прорабатывает РСА в настоящее время?

Вопросов, связанных с цифровизацией, с развитием и совершенствованием страховой отрасли и моторного страхования в части «цифры» по-прежнему много. Наверное, пандемия заставила нас всех более тщательно смотреть в этом направлении. Так получилось, что страховщики ОСАГО, в силу требований закона и других тенденций, пошли в эту тему одними из первых на рынке. Два вида страхования – ОСАГО и ВЗР – были очень сильно автоматизированы еще до начала пандемии. Но предела совершенствованию нет, поэтому я расскажу о том, что сейчас делается в РСА в части дальнейшего развития технологий и цифровизации, какие новые цифровые решения готовятся к использованию (особенно в привязке к тем данным, которые у нас сейчас есть, с возможностью получения больших данных, для работы с регионами).

Мы запустили новую информационную систему АИС ОСАГО 2.0. Эта система запускалась летом 2020 года, и хотя этот запуск проходил тяжело, новая система, которую мы построили на принципах микросервисной архитектуры, позволила сделать существенный качественный скачок вперед. Старая система в принципе тоже справлялась со своими функциями, но не имела главного, того, что нужно и потребителю, и страховщикам, и Банку России (как нашего контрольного органа) – не было четкой и правильной системы, наличия одного субъекта-физического лица и одного объекта-транспортного средства в системе так называемой «золотой записи». Поэтому в построении новой системы основной упор делался именно на наведении порядка. Старая система, в которой построчно записывали каждый договор, могла приводить к тому, что один человек мог быть записан несколько раз, агент мог ошибиться в фамилии, могли быть неправильно вписаны данные по водительскому удостоверению или реквизитам автомобиля. Это приводило к ошибкам в КБМ и другим проблемам.

Поэтому самое первое и важное, что дала новая система – это изменение подхода к качеству данных, как того требовал Банк России и наш потребитель. Было добавлено очень много новых вещей, которые позволили добиваться высокого качества данных, в первую очередь – универсальные справочники. Большая часть полисов делается сейчас через проект договора прямо в информационной системе АИС 2.0, и вектор развития у большинства страховщиков направлен на то, чтобы делать их там все больше, у некоторых из них уже до 99% договоров делается сразу через новую систему.

Кроме того, чтобы данные были более корректными, осуществляется проверка через федеральные органы исполнительной власти. Наиболее удачно у нас работает этот сервис по транспортным средствам с ГИБДД, в первую очередь, благодаря тому, что возможности у ГИБДД шире, а их информационные системы более качественные. Однако даже с ними есть проблемы и сложности с реализацией. Например, бывают ситуации, когда проходит проверка запроса и данные у страховщиков и у ГИБДД не совпадают. В других видах страхования такой «сомнительный» человек автоматически попадал бы в категорию «не страховать», но ведь по ОСАГО так сделать нельзя, его застраховать обязаны. Поэтому в случае таких ответов от ГИБДД и других органов власти, мы вынуждены работать по сканам договоров, проверять, почему, например, в базе ГИБДД и в ПТС, который на руках у человека, совершенно разные цифры, разбирать все эти исключительные ситуации вручную.

Система получилась сложная, в ней много разных направлений деятельности. И мы постарались заложить в нее возможность дальнейшего развития. В ближайшее время начнет действовать модуль отчетности. Мы готовим «витрины отчетности» для Банка России, это было одним из пожеланий регулятора к функционалу новой системы. Раньше они все свои оценки в части изменения тарифов, подготовки тарифного руководства – да и многие другие – готовили из тех выгрузок, которые им из системы делали мы. Они, точно так же, как и весь рынок, видели данные через месяц-три, имела место большая задержка. Новая разработка – модуль отчетности – позволит Банку России видеть все данные по страховым компаниям в режиме онлайн, в полном объеме и в том разрезе, который их интересует.

Благодаря появлению интеграционного слоя и развитию других направлений в системе появляются SDK-модули для разработчиков, которые мы планируем активно развивать после того, как пройдут поправки в закон по электронному урегулированию.

Наверное, в части электронных продаж по ОСАГО сделано много, но следующий год будет прорывным в части электронного урегулирования убытков, мы к этому готовимся. Мы сделали полшага или четверть шага, когда запустили мобильные приложения РСА «ДТП.Европротокол» и «Помощник ОСАГО». В использовании «ДТП.Европротокол», где осуществляется только фотофиксация, мы видим существенный рост. Пока, может быть, абсолютные цифры не столь выдающиеся на фоне общего объема урегулированных убытков (а это более 2 миллионов за год), но динамика наблюдается хорошая. Надо понимать, что обязанность по проведению фотофиксации наступает только в тех случаях, когда убыток больше 100 тысяч рублей или если у участников ДТП есть разногласия. Мы надеемся, что с запуском данной технологии в мобильных приложениях страховщиков, которые начнут более активно предлагать эту возможность своим потребителям, эти цифры у нас вырастут.

При этом процедура оформления электронного извещения о ДТП должна быть стандартной, она не может зависеть от того, каким именно мобильным приложением пользуется автовладелец. Для этого РСА подготовил и в ближайшее время реализует SDK-модуль, который может быть интегрирован в мобильное приложение страховщика и обеспечит пользователю такого приложения необходимый функционал.

Сегодня это оформление электронного извещения, когда участники ДТП одновременно заполняют свою часть извещения, что сокращает время оформления этого документа. Завтра – электронное урегулирование убытков, для этого потребуются отдельные технологии. В начале 2021 года у нас был создан специальный комитет РСА по развитию цифровых технологий (КРЦТ РСА), его задачи – развитие сервисов, связанных с мобильными приложениями и возможностью урегулирования убытков с помощью мобильных приложений или сайтов страховщиков.

Сейчас на финальной стадии находится законопроект с поправками в закон об ОСАГО, позволяющими урегулировать убытки цифровым путем. На наш взгляд, для 2022 года это будет достаточно серьезный драйвер. Наверное, в части организации продаж традиционные каналы (агентский или партнерский) продолжают играть существенную роль, и та доля электронных продаж, какая есть сейчас – это нынешние реалии рынка, я не ожидаю там каких-то прорывов. Но вот вопросы, связанные с электронным урегулированием убытков, – это очень важно, это действительно (при правильной организации и при правильных изменениях в законе) позволит бороться с мошенничеством, повысить качество обслуживания клиентов, снизить часть расходов страховщиков. Данные будут подаваться, храниться, обрабатываться и использоваться в электронном виде. Основными направлениями в рамках электронного урегулирования убытков будут подача заявления в электронной форме через мобильное приложение или сайт компании; получение направления на осмотр и ремонт в электронном виде (с сохранением истории); проведение всех согласований; направление решения о выплате или отказе дистанционно, с использованием цифровых механизмов. Поправки к закону и планируемые доработки нашей системы, на наш взгляд, будут самыми важными изменениями в работе страховых компаний с ОСАГО в следующем году.


20 января 2022 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Технологии, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Автострахование, Хайтек и инновации
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: