Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Форум страховых инноваций InnoIns-2025 Традиционная XXVI Международная конференция по страхованию
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2025


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  ОСАГО, Обязательное страхование, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Тарифы, Автострахование, Хайтек и инновации
ОСАГО-2025 – зрелый вид страхования с социальной составляющей и перспективами дальнейшей модернизации
Уфимцев Евгений Владимирович
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА), Национального союза страховщиков ответственности (НССО)
страхование сегодняКак будет развиваться система ОСАГО в 2025 году? Какие инициативы по изменению регулирования ОСАГО прорабатываются в настоящее время?

Итоги 2024 года показали, что, несмотря на негативные проявления в экономике, рост стоимости запчастей, инфляцию и колебания валютного курса, средняя премия по ОСАГО даже несколько снизилась (на 2,6%) и составила 7 616 рублей. По нашему мнению, этот важный показатель отражает ту большую работу, которую проводят союзы страховщиков, ЦБ и Минфин, чтобы ситуация в ОСАГО оставалась стабильной, чтобы этот социально значимый вид работал и оставался инструментом защиты автомобилистов. Мы считаем, что свою задачу ОСАГО успешно выполняет, но, как и любой действующий вид страхования, оно требует определенных трансформаций.

В 2025 году мы ожидаем развития рынка по ряду направлений. Так как ОСАГО – социальный вид страхования, в нем были заложены соответствующие условия, в том числе через тариф. Например, автомобиль с более мощным двигателем имел повышенный коэффициент, или часто социальный оттенок был в региональных коэффициентах, жители крупных городов платили больше, в регионах платили меньше.

Однако не следует путать социальность и амнистию для аварийных водителей. Тариф по ОСАГО должен быть справедливым – и для регионов, и для определенных типов участников дорожного движения (каршеринга, таксистов, молодых водителей). Сейчас, когда тариф по ним недостаточен, эти категории отдаются в перестраховочный пул, то есть, по сути, за этих аварийных водителей доплачивают добросовестные автовладельцы или другие регионы. Те, кто плохо ездит, нарушает правила дорожного движения, должны платить больше.

В настоящее время, благодаря позиции ЦБ и тарифному коридору, стало возможно устанавливать индивидуальный тариф, и мы за то, чтобы и дальше двигаться в этом направлении.

Запущена возможность приобрести дополнительную опцию – расширение на территорию Белоруссии без покупки дополнительного полиса. Оно покупается в электронном виде при оформлении обычного годового полиса ОСАГО. Как нам кажется, это очень удобно, прежде всего, для автовладельцев из приграничных районов. Базы данных совмещены, между российской и белорусской системой налажено информационное взаимодействие. При пересечении автомобилем границы, обе стороны будут видеть эту информацию. При урегулировании тоже нет никаких проблем, так как все 9 компаний, которые работают в этой международной системе, имеют агентские договоры, позволяющие взаимно урегулировать убытки на каждой территории.

Что касается проблемы убыточных регионов, то опыт показывает, что все в руках региональных властей: как только губернатор реально берется за эту проблему, начинают активно действовать рабочие группы и правоохранительные органы начинают активизироваться, уровень убыточности в регионе снижается. Так что, помимо справедливого тарифа, хотелось бы обратить внимание на региональную составляющую, которая тоже требует определенной корректировки, чтобы не получалось, что из-за проблемных регионов все платят больше. Мы неоднократно говорили об этом с Банком России, надеемся, что он продолжит делать шаги в этом направлении.

Сообщество доказало, что мы способны сбалансировать ситуацию в ОСАГО в рамках конкуренции и справедливого установления тарифа. Исследования показывают, что добросовестные автовладельцы за последние два года не заметили никаких ценовых скачков при росте стоимости запчастей на 30% и т.д., у них премия осталась на прежнем уровне, а многие заплатили за полис даже меньше.

Еще одно очень важное изменение, которое, я считаю, найдет законодательное решение в этом году, касается подходов, связанных с ремонтом. На протяжении всего 2024 года мы готовили разные инициативы, сейчас работа над ними практически завершена. Правильный подход – это когда люди вообще не задумываются о том, сколько необходимо заплатить за ремонт, главное, чтобы страховщик это оплатил, и ремонт был сделан побыстрее. Для этого необходимо внести корректировки в законодательство, связанное с натуральным возмещением. Есть проблема с ограничением сроков, требованиями к страховщику по качеству, из-за которых страховщик не может найти СТОА, при этом клиент не может предложить свою станцию, которая его устраивает, за которую он бы взял на себя ответственность за сроки и качество, он получил бы полную выплату без износа и отремонтировал бы автомобиль. Нужно внести изменения в закон, чтобы такая возможность появилась.

Необходимо развивать натуральное возмещение, при этом выплата деньгами, конечно, в любом случае останется. Но как показывает практика, некоторые клиенты, даже получив деньги, продолжают ездить с незначительными повреждениями и за ремонтом не обращаются.

Очень серьезный вопрос, поднимавшийся даже на Госсовете 15 апреля 2025 года (причем не страховщиками, а органами власти) – это реализация возможности проверки полисов ОСАГО с помощью дорожных камер. На сегодняшний момент 7-10% людей, которые ездят без полиса, сильно влияют на ситуацию на дорогах – европротокол не работает, люди стоят в пробках, ждут сотрудника ГАИ. Второй, добросовестный участник ДТП, который приобрел полис, не получит денег от страховой компании, он должен будет получать выплату через суд, который может присудить ее не сразу, а частями, тогда как с машиной надо что-то делать, как-то ее ремонтировать. В случае вреда жизни и здоровью выплату производит компфонд РСА, который формируется из денег добросовестных автовладельцев. То есть за этого бесполисного водителя, который совершил ДТП, почему-то платят добросовестные автовладельцы, и мы считаем, что это неправильно.

Очень жаль, что не удалось запустить, как планировалось – с 1 марта 2025 года - эксперимент по проверке и информированию граждан об отсутствии у них полиса ОСАГО через Госуслуги (без штрафа). Пока он перенесен на 30 июня. Я надеюсь, что благодаря посылу, который прозвучал на Госсовете (и Президент тоже это слышал, и сказал, что до конца года это необходимо запустить) проверка ОСАГО через камеры запустится. Как мы слышали на Госсовете, поручение сводится к тому, чтобы уже с 1 января 2026 года камеры заработали уже на штрафы, а не просто на информирование. Мы считаем это очень важным, потому что это позволит решить несколько задач – и снизить пробки на дорогах, и уменьшить объем споров в судах, и главное – сделать так, чтобы добросовестные водители не платили за тех, у кого нет полиса.

Что касается вопроса пересмотра лимитов по ОСАГО, то в 2025 году изменения лимитов, вероятно, не будет. Но работа по подготовке, исследование вопроса – происходит. Из-за увеличения стоимости автомобилей, из-за роста цен на запасные части средняя выплата выросла, но пока, по нашим оценкам, число случаев, когда для выплаты не хватает 400 тыс. рублей, составляет 5% от общего количества ДТП, а для 95% действующего лимита пока достаточно. Если же повышать лимиты, это приведет к увеличению стоимости полиса для всех. В то же время мы понимаем граждан, которые считают, что лимит по жизни и здоровью нужно увеличивать до аналогичного лимита по другим законам об обязательном страховании. Видимо, к концу текущего года к рассмотрению вопроса о лимитах нужно будет вернуться, посмотреть на динамику средней выплаты, роста стоимости запасных частей и обновления автопарка. С учетом того, что уже два года не было повышения стоимости ОСАГО, было бы, наверное, нормальным повысить стоимость полиса на 10-15%, в два раза увеличить лимиты по имущественному ущербу и в 4 раза увеличить лимиты по жизни и здоровью. Это будет воспринято обществом как справедливая, соизмеримая величина, даже скорее в пользу потребителя. А предложения поднять лимит незначительно, на 20-30% – это неправильный подход. Мы просчитывали, что для того, чтобы довести лимит по жизни и здоровью до 2 миллионов, действующих по другим видам страхования, и выровнять подход, необходимое повышение стоимости одного полиса для рядовых граждан составит около 1 тысячи рублей. Нужно провести дополнительные исследования по этому вопросу и к концу 2025 года выйти с конкретными инициативами.

Необходимой и справедливой представляется также дальнейшая либерализация тарифа через изменения «коридора» и коэффициентов. Таким образом, хотя нам и требуется доналадка некоторых направлений (камеры, корректировка системы натурального возмещения и углубление справедливой тарификации), в целом, по оценке руководителей органов власти, ОСАГО достигло хорошего уровня, это работающий социальный вид страхования. Несмотря на все макроэкономические проблемы, колебания рынка автотранспорта и запасных частей, он показал себя как стабильный. Этот вид оказался справедливым, потому что границы тарифного коридора позволяют страховщикам правильно определять тарифную ставку. Этот вид проявил себя как успешно работающий в части цифровых технологий, например, связанных с электронным урегулированием. Обратным индикатором является количество жалоб потребителей, и уменьшение этих жалоб также говорит о том, что ОСАГО прошло серьезную и правильную настройку.


16 июня 2025 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Обязательное страхование, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Тарифы, Автострахование, Хайтек и инновации
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.00 (голосовало: 1 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: