Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Страховые новости


  Найтиглавное, по теме, за  период   Получать: на e-mail, по RSS, на свой сайт


Страховщики готовятся консолидировать силы в диалоге с будущим мегарегулятором

Дискуссия относительно планов создания в России мегарегулятора на финансовом рынке, а также очевидный рост недовольства страховщиками со стороны властей и общества побудил их к конструктивному обсуждению планов по формированию институтов и инструментов саморегулирования на страховом рынке.

На этой неделе некоторый итог обсуждению темы мегарегулятора подводился в ходе слушаний в Совете Федераций. На первое чтение законопроект от создании мегарегулятора может быть вынесен в мае этого года. Судя по всему, так быстро концепции формирования СРО на страховом рынке не появятся. Пока можно говорить о самых предварительных подходах к решению этого вопроса.

Страховщики ощущают рост недоверия со стороны властей

Создание некоего союза союзов на страховом рынке было декларировано несколько лет назад по инициативе Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Были сделаны некоторые шаги в этом направлении. Некоторые отраслевые союзы и ассоциации стали ассоциированными членами ВСС. В том числе Ассоциация по страхованию жизни, Ассоциация авиационных и космических страховщиков, союз страховщиков ОМС, союз агростраховщиков и ряд других организаций.

В комитеты ВСС, Российского союза автостраховщиков, Национального союза страховщиков входят представители одних и тех же компаний. Однако только острая необходимость обеспечить авторитетного представителя на переговорах с властью, формирующей мегарегулятор, заставила страховое сообщество всерьез начать обсуждение будущей конструкции института саморегулирования на страховом рынке.

Целый ряд ведущих компаний выдвинули идею создания единого союза страховщиков на базе ВСС, под сенью которого найдут свое место и союзы, работающие по обязательным видам страхования, и другие отраслевые союзы.

Правда, эта идей тут же натыкается на проблему определения единого лидера от страховщиков, которые на самом деле крайне разобщены. Поиск компромисса чреват нахождением нехаризматичного и бесконфликтного лидера, который устроит всех. Однако вряд ли такой лидер сможет отстаивать интересы сообщества, чей имидж подвергается нападкам со стороны целого ряда представителей власти.

В последний год автостраховщикам довелось столкнуться с мощным противостоянием судейского корпуса в спорах по выплатам в добровольном и обязательном видах моторного страхования. Это стало реакцией на всевозможные уловки ряда страховых компаний по сокращению выплат или уклонению от этой обязанности под разными предлогами.

Ярким примером нарастающего негатива к страховщикам в обществе может служить оценка представителей отрасли главой ФСФР Дмитрием Панкиным на обсуждении в Совете Федераций.

Он едва удержался от публичного определения страховой отрасли как «полужуликоватой» и добавил, что страховщики клиентов норовят обмануть, хотят «собрать побольше взносов и выплатить как можно меньше возмещений».

«Собрать больше и платить меньше - искреннее желание страховщиков во всем мире», - прокомментировал это заявление главы ФСФР представитель страховой компании в беседе с корреспондентом агентства «Интерфакс-АФИ». «Вопрос в том, нарушает при этом компания закон и условия договора или нет. За соблюдением законодательства в том числе наблюдает надзорный орган, который призван избирательно применять санкции к нарушителям», - добавил он.

Поиск единства в многообразии

В настоящее время в реестре ФСФР значатся 44 страховых союза и ассоциации, большая часть которых находится в регионах РФ. Совершенно очевидно, что такое количество объединений не имеют шанса вступить в диалог с мегарегулятором.

Тем более, что принципы функционирования СРО на финансовом рынке в ближайшее время будут закреплены законодательно. При этом в смежных секторах, например, в секторе НПФ, успешно действует общенациональная ассоциация, которая пользуется большим авторитетом.

Создание проекта союза союзов обсуждают и страховщики, но на этом пути самым трудным окажется согласование отраслевой специфики всех привходящих бизнесов. Страховщики ОМС, входящие в ВСС на условиях ассоциированного члена, к примеру, вообще к страховщикам формально в настоящее время не относятся. Отчетность членов Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС) не учитывается ФСФР при оценке и анализе страхового рынка.

Как отметил в ходе выступления в Совете Федерации в среду заместитель министра финансов Алексей Моисеев, «правительство впредь оставляет за собой ключевые вопросы формирования ОМС и обязательного страхования военнослужащих, в том числе связанные с тарифной политикой».

У страховщиков ситуация сложнее, чем в секторе НПФ. Как сообщил агентству «Интерфакс-АФИ» глава ФСФР Д.Панкин, он видит серьезные затруднения в реализации идеи создания мегасоюза страховщиков.

«У нас есть страховые объединения, которые созданы во исполнение обязательных страховых законов, они живут по своим четким законам и обеспечивают в том числе интересы застрахованных. Ломать правила существования таких союзов опасно», - полагает глава ФСФР.

Стоит ли копировать опыт банков?

Президент Национального союза региональных страховщиков Сергей Огорельцев на обсуждении в Совете Федерации предложил последовать примеру банков и создать два базовых объединения страховщиков, в один из которых войдут небольшие региональные страховые компании. Однако конкретного плана действий он не предложил, заменив его докладом о статистических достижениях отрасли в 2012 году. Однако вопрос о представительстве региональных страховщиков действительно остается открытым.

«Я не верю в возможность создания единого союза на страховом рынке», - заявил агентству «Интерфакс-АФИ» представитель одной из крупнейших страховых компаний РФ. В доказательство он привел случай, когда лидеры рынка ОСАГО, напуганные перспективой роста убытков в отрыве от корректировки тарифов, предложили создать некий «РСА 2», чтобы не отвечать по обязательствам неблагонадежных «братьев по бизнесу».

Собеседник агентства напомнил, что создание СРО предполагает формирование его участниками гарантийных фондов. «Представьте, что к вопросу о том, «кто главный», добавится вопрос «кто и за что платит?» На этом вся идея консолидации и закончится», - считает специалист.

«Сложность в том, что не представить власти никакого решения по самоорганизации сектора страховщики не могут, - считает главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова. - Иначе диалог с властью просто оборвется».

«Банк России уже представил свое видение вопроса о таком диалоге в проекте о СРО на финансовом рынке, он неотступно продолжит работу в этом направлении. Уже сегодня кто-то должен представлять консолидированную позицию страховщиков в обсуждении документа. А завтра закон потребуется исполнять, все союзы будут проходить перерегистрацию», - добавила аналитик.

Она напомнила, что весна и начало лета - горячая пора для ключевых страховых союзов - ВСС, РСА и НССО. Во всех трех союзах пройдут перевыборы президента. «Это шанс для страховщиков проявить мудрость и дальновидность в очень неспокойной ситуации», - полагает А.Долгополова.

Она считает позитивным решение президиума РСА о продлении полномочий действующего главы союза Павла Бунина на новый срок. «Было бы выражением незрелой позиции попытка упрекать отдельного человека в объективных проблемах целого сектора моторного страхования», - считает аналитик.

Главный риск мегарегулятора - функциональная перегрузка

Источник в Госдуме РФ сообщил агентству «Интерфакс-АФИ», что депутаты планируют вынести на первое чтение законопроект о создании мегарегулятора на финансовом рынке в РФ 17 мая. Правда, пока дата не утверждена окончательно, документ не прошел обсуждения в профильном комитете, отметил он.

На заседании в Совете Федераций «младшие в семье» финрынка высказывали опасения в том, что их интересы «потонут» в масштабных задачах Банка России, в том, что опытный регулятор в банковском сегменте не имеет опыта регулирования армии мелких игроков.

В этой ситуации ЦБ РФ может поддаться соблазну тиражировать наработанные подходы к надзору за крупными финансовыми учреждениями на сопредельные сегменты, высказали сомнения некоторые выступающие на слушаниях.

В свою очередь президент НП «Национальный платежный совет» Андрей Емелин напомнил, что «Банк России недавно стал наблюдателем в сегменте, на котором работают многочисленные платежные агенты». «Здесь ЦБ РФ предстоит много работы», - сказал А.Емелин.

Глава Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Алексей Рыбников в своем выступлении в Совете Федерации напомнил, что биржи, в том числе товарные, также переходят под надзор Банка России как мегарегулятора. Это означает, что при регулировании товарных бирж должны будут учитывать реалии, с которыми Банку Росси до сих пор сталкиваться не приходилось. На товарных биржах ведется торговля нефтью, углем, древесиной. Все эти позиции до сих пор находились вне сферы внимания ЦБ РФ.

В результате некоторые выступающие в Совете Федерации высказали опасение, что резкое расширение обязанностей и сферы ответственности Банка России повредит ему самому и приведет к желанию быть чрезмерно осторожным в принятии решений в незнакомых условиях. Естественно, такой вынужденный подход может отвечать потребности контролера, но нескоро уступит потребностям развития того или иного сегмента финансового рынка. Делегирование серьезных полномочий СРО в условиях неопределенности рисков также маловероятно, говорили выступающие.

Как бы не стало хуже…

Выступая перед сенаторами, глава ФСФР Д.Панкин разделил темы на два раздела. В первый он отнес сомнения по принципу «как бы не стало хуже» после создания мегарегулятора, то есть руководствовался принципом «не навреди». А во второй раздел тем, по его мнению, должны включаться те, что отвечают на вопросы, как сделать лучше.

Он сообщил, что первоначальным толчком к переходу под защиту Банка России для ФСФР стало обсуждение увеличение финансирования. «В настоящее время средняя зарплата по службе составляет 30 тыс. рублей. Такой уровень делает неконкурентным уровень оплаты труда сотрудников службы», - сказал Д.Панкин.
Со своей стороны заместитель председателя Банка России Сергей Швецов сообщил, что на первом этапе в структуре Банка России появится специальное подразделение, а затем его функционал будет распределен по существующим направлениям деятельности банка.

«Уровень оплаты сотрудников ФСФР сохранится», - заверил представитель ЦБ РФ.

С.Швецов подчеркнул, что хотя формальным поводом для создания мегарегулятора на базе Банка России и стал вопрос о расширении финансирования ФСФР, были и более серьезные причины для разработки подобного проекта на финансовом рынке РФ. По его мнению, последний кризис на международном финансовом рынке, в том числе в США, показал, насколько вредной может оказаться разобщенность регуляторов в ситуации, в момент, когда требуется оперативность вмешательства.

Со своей стороны ведущий обсуждение в Совете Федераций Дмитрий Ананьев высказал опасение противоположного порядка. Он не исключил варианта сценария усиления бюрократизма и неоперативности в управлении столь масштабной структурой, как мегарегулятор на финансовом рынке.

Руководитель консалтинговой группы Александр Хандруев, выступая перед сенаторами, напомнил, что «в ряде развитых стран, имеющих опыт построения мегарегулятора на финансовом рынке, «ставится вопрос о децентрализации системы регулирования. Преимущества такой модели не для всех бесспорны».

По мнению А.Хандруева, главный риск формирования меганадзора в России - возможность частичной потери независимости Банка России, имеющего, согласно законодательству РФ, особый статус.

«Вызывают тревогу ряд предложений, которые звучат в последнее время, о включении при подготовке поправок к закону о Банке России нового целевого ориентира для него», - сказал А.Хандруев. - ЦБ предлагают содействовать экономическому развитию государства, эта задача не может включаться в перечень приоритетов ЦБ РФ».

Этот приоритет, добавленный к задачам обеспечения стабильности национальной валюты и устойчивости банковской системы, полагает А.Хандруев, угрожает базовому принципу независимости ЦБ РФ.

Предложения обязать Банк России отвечать за успехи и неудачи национальной экономики в том или ином виде высказывались некоторыми представителями государственной власти и депутатского корпуса, начиная с 90 х годов.

Первая попытка укрупнения надзора в РФ успеха не обеспечила

Последний глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Александр Коваль напомнил, что после указа президента РФ от 4 марта 2011 года № 270 «страховой рынок живет ожиданием и надеждой, что совершенствование государственного регулирования в сфере финансового рынка положит начало комплексному решению его проблем, прежде всего - совершенствованию страхового законодательства».

Руководство ФСФР в июне 2011 года заявило, что формируется принципиально новый орган регулирования, и его ключевой, масштабной задачей является усовершенствование нормативной базы, «приближение нашего нормативного поля к международным стандартам и требованиям», отметил А.Коваль.

По его словам, «планировались также, с учетом мнения и предложений участников рынка, разработка и внедрение новых стандартов надзора и контроля финансовых рынков. Надежды не оправдались».

Единственный «внедренный стандарт деятельности», который был реализован - это линейка несоразмерно высоких штрафов, которая продолжает расширяться, считает он.

«По заявлению руководства ФСФР, штрафы - более адекватная мера - должны заменить якобы «убийственные для рынка» лицензионные санкции, повысить дисциплину, прозрачность и доверие страховщиков к надзору, страхователей к рынку. На деле замена лицензионных санкций штрафами стала «искусственным дыханием», на котором надзор тянул почти два года десятку откровенных банкротов, накопивших за это время невыплаченных обязательств по наступившим страховым случаям (долгов) на 12 млрд рублей, значительная часть которых - уже неисполненные судебные решения», - убежден он.

Эти средства потеряны и для рынка, и для страхователей, и для государства. Против этих потерь - 300 млн рублей наложенных штрафов, из которых уплачена едва ли половина, то есть 1,25% от потерь.

Подписаться на новости Интерфакса можно по телефону (495) 787-43-43, доб. 2172,
либо по электронной почте ksenia.dmitrieva@interfax.ru, контактное лицо – Ксения Дмитриева.

Источник: Интерфакс, 25 апреля 2013 г.

Версия для печати 

  Все новости за 25 апреля 2013 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации:
Персоны:
Установите трансляцию новостей на своем сайте
 
Архив новостей
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Последние новости

26 апреля 2022 г.

19:29 Страховщики ОСАГО с 28 апреля предоставят сервис удаленной подачи извещений о ДТП


13 февраля 2015 г.

21:09 Число страховщиков-представителей по урегулированию убытков в ОСАГО в регионах РФ может расшириться – РСА

21:07 За последнее десятилетие в Великобритании закрылась треть автомастерских - аналитики

21:03 Три федеральных округа РФ получат более 70% субсидий на агрострахование в 2015г


12 февраля 2015 г.

22:01 Комбинированный коэффициент убыточности в ОСАГО составит 104-107% при сохранении действующих тарифов – Юргенс

21:59 Доля электронных полисов ОСАГО может достигнуть 20% в первые три месяца продаж

21:57 Суд оставил без движения до 2 марта иск о банкротстве СК «Югория»

21:55 Zurich Insurance сократила чистую прибыль в IV квартале на 20%, результат превзошел прогнозы


11 февраля 2015 г.

22:26 ING увеличила прибыль в 2014г на 8,5%, возобновит выплату дивидендов

22:23 Страховая компания IF в 2014г увеличила чистую прибыль в Балтии на 29%

22:22 Роснефть объявила конкурс на каско и ОСАГО с премией 808,8 млн рублей

22:20 Минздрав Украины инициирует создание фонда медицинского страхования

22:15 Депутат Резник направил в ЦБ РФ письмо с предложением заморозить тарифы в ОСАГО


10 февраля 2015 г.

22:01 Комиссия правительства РФ одобрила законопроект о страховании ответственности владельцев АЗС

21:58 ВСС просит ЦБ не поддерживать инициативу по введению «периода охлаждения» в страховании

21:56 ЦБ РФ подготовил проект стандарта бухучета страховых организаций


9 февраля 2015 г.

21:53 Аналитики хотят от Berkshire Hathaway более подробной квартальной отчетности – FT


  Остальные материалы за 9 февраля 2015 г.

  Самое главное
  Найти: по теме, за период
  Получать: на e-mail, по RSS, на свой сайт