Банк России на время отказался от идеи отпускать тарифы ОСАГО, заявив, что до решения проблем рынка, связанных с автоюристами в регионах, делать тарифы рыночными нельзя. По данным РСА, наиболее разрушительна их деятельность в Волгограде, Ростове и Краснодаре. Оздоровить систему ОСАГО должны поправки о преимуществе ремонта при компенсации ущерба. При этом ЦБ настаивает на введении ответственности страховщика за ремонт, а страховое сообщество этому усиленно сопротивляется.
Как заявил в ходе юридического форума в Санкт-Петербурге заместитель главы ЦБ Владимир Чистюхин, «либерализовывать тарифы ОСАГО нельзя, пока мы не решили ряд околостраховых вопросов, в том числе связанных с автоюристами». Напомним, в конце 2015 года глава ЦБ Эльвира Набиуллина поручила разработать «дорожную карту» по переходу на рыночные тарифы ОСАГО. Это воодушевило рынок, но теперь проблема тарифов отошла на второй план.
Компании жалуются на автоюристов в регионах, которые делают бизнес ОСАГО суперубыточным. По словам заместителя главы Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, «группы людей осуществляют работу по перехвату клиентов после ДТП, заключают с ними договоры цессии — переуступки прав требований к страховщику: они заинтересованы в том, чтобы довести дело до суда, минуя страховщика».
По данным РСА, в 2015 году в общей сумме выплат ОСАГО 15% были судебными. В Волгограде, Ростове, Краснодаре эта доля доходит до 60% (для сравнения, в Москве — 5%). 43% отсуженных сумм составляют нестраховые выплаты — оплата услуг посредников и экспертов. «Средний размер выплат в таких регионах превышает среднюю выплату по каско,— продолжает господин Уфимцев,— доходит до 55–71 тыс. руб., дополнительно к ним выплачивается стоимость услуг юридического представителя — до 18 тыс. руб. и независимой технической экспертизы — до 22 тыс. руб.». По его словам, убыточность для страховщиков в таких регионах доходит до 170%.
По словам гендиректора страховщика «Московия» Алексея Бобылева, в России существует 15 проблемных с точки зрения убыточности регионов, а «через месяц-два их может быть 25». По статистике, его компании по восьми делам в судах автоюристы заработали 3,5 млн руб., а сумма самого ущерба по ОСАГО по этим делам составила 1,8 млн руб. «Это уникальный рынок,— говорит он,— оборот денег составляет несколько месяцев, эффективность — несколько тысяч процентов, обороты — 10–12 млрд руб. с потенциалом роста». По словам господина Бобылева, организованная преступность «подминает под себя этих юристов» и, если не убрать экономическую заинтересованность, проблема не решится. «Можно сколько угодно поднимать тарифы, юристы все равно все съедят»,— уверен глава «Московии».
В свою очередь Евгений Уфимцев приводит в пример недавнее судебное решение по одному из южных субъектов, где судья рассмотрел за один день 90 претензий к РСА по ОСАГО, по каждому вынес решение о выплате 205 тыс. руб., в итоге из фондов компенсационных выплат РСА было списано более 18 млн руб.
Решение проблемы и страховщик, и ЦБ видят в поправках к закону об ОСАГО. Согласно предложениям РСА, следует приостанавливать урегулирование убытков при непредъявлении автомобиля страховщику (юристы часто присылают претензии по почте), а выбор формы возмещения следует оставить за страховщиком. И если компания решит выплачивать клиенту ремонтом, то выбор техстанции остается за страховщиком, но он не должен нести ответственность за ремонт.
С этим категорически не согласен ЦБ. По словам заместителя главы юридического департамента ЦБ Андрея Медведева, предполагается «жестко и более конкретно определить ответственность страховщика за качество ремонта в СТОА». «Если стоимость ремонта будет превышать 400 тыс. руб. (лимит выплат по ОСАГО), предполагается, что потерпевший будет выражать свое согласие на доплату либо получать денежные средства в качестве выплаты,— говорит он.— Если страховые компании будут нарушать права клиентов, ЦБ будет обязывать предписанием осуществлять возмещение вреда».
Не согласен с позицией страховщиков и глава движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Я против того, чтобы сталкивать автовладельца с сервисом,— заявил он в ходе юридического форума.— Страховщик должен отвечать за качество ремонта и его огрехи». По его словам, денежная форма возмещения должна уйти в прошлое и страховщики должны стать сервисными операторами для клиента, как это происходит в каско.
Как заявил „Ъ“ глава думского комитета по собственности Сергей Гаврилов, над поправками о преимущественном порядке выплат ремонтом в ОСАГО работает его комитет. По его словам, они предусматривают усиление надзора за страховщиками. «В весеннюю сессию эта работа будет закончена»,— заключил он.
Татьяна ГРИШИНА
Вся пресса за 24 мая 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
20 октября 2025 г.

|
|
Амурская правда, Благовещенск, 20 октября 2025 г.
Здоровье стоит денег

|
|
Коммерсантъ, 20 октября 2025 г.
На свой страх и прайс

|
|
Конкурент, Владивосток, 20 октября 2025 г.
Новый поворот. Утильсбор ударит по европотоколу

|
19 октября 2025 г.

|
|
IvanovoNews, 19 октября 2025 г.
Ивановская авария дорого обошлась страховщикам

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 19 октября 2025 г.
Что грозит, если отказаться от страховки при аренде автомобиля

|
|
Амител, Барнаул, 19 октября 2025 г.
Бюджет ОМС Алтайского края на 2026 год превысит 55 млрд рублей

|
|
Говорит Москва, 19 октября 2025 г.
Антиквар рассказал о возможной судьбе украденных из Лувра драгоценностей

|
|
Реальное время, Казань, 19 октября 2025 г.
Счетная палата выявила неэффективное расходование средств в системе ОМС

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 19 октября 2025 г.
Новая система ОСАГО ударит по карману: кто заплатит больше всех

|
|
Ведомости онлайн, 19 октября 2025 г.
FT: богатые французы переводят свои активы в Люксембург и Швейцарию

|
|
Ведомости онлайн, 19 октября 2025 г.
Кого вы лечите

|
17 октября 2025 г.

|
|
vietnam.vn, 17 октября 2025 г.
Страховая компания выплатит около 10 миллиардов долларов на ремонт плотины гидроэлектростанции Баккхе

|
|
РБК (RBC.ru), 17 октября 2025 г.
На смену ИСЖ и НСЖ приходит ДСЖ: стоит ли заключать договор

|
|
Мойка78, 17 октября 2025 г.
ОСАГО подорожает: кто заплатит больше всех и чего ждать петербуржцам

|
|
РБК (RBC.ru), 17 октября 2025 г.
Эксперт РГС прокомментировал планы расширения тарифного коридора в ОСАГО

|
|
РБК.Приморье, 17 октября 2025 г.
В Приморье автокаско подешевело на 20% за полгода

|
|
Neva.today, Санкт-Петербург, 17 октября 2025 г.
ОСАГО подорожает в два раза: как реформа ЦБ отразится на водителях Петербурга и Ленобласти?

|
 Остальные материалы за 17 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|