| 
                        Forbes,
                        28 мая 2018 г.
                        Палки в колеса. Как реформа ОСАГО навредит водителям  985 просмотров , 2 комментария , самый новый добавлен 30 мая 2018 года в 17:23 ОСАГО остается предметом пристального внимания вот уже несколько лет, что неудивительно: сегодня автомобиль есть практически в каждой второй семье. Стоимость полиса, доступность услуги, а главное, гарантия выплат в случае ДТП — все это затрагивает интересы миллионов людей. Что представляет из себя ОСАГО в цифрах? Давайте обратимся к статистике. За 2017 год российские автовладельцы заключили 38,2 млн договоров ОСАГО (в 2016 году — 38,1) млн. Больше половины договоров (51,8%) пришлось на 13 регионов, крупнейшие из которых — Москва и Московская область (8 млн договоров), Санкт-Петербург (1,8 млн) и Краснодарский край (1,6 млн). По данным Банка России, объем собранных страховых премий сократился на 5,1%, по сравнению с предыдущим годом и составил 222,1 млрд рублей. Объем выплат, наоборот, вырос на 2% — до 175 млрд рублей. За прошедший год средняя выплата по ОСАГО выросла на 10% — до 75 800 рублей, при этом, по данным РСА, средняя цена полиса составила 5800 рублей. Надо сказать, что это весьма ощутимая сумма, особенно для семей с невысокими доходами — учителей, врачей, пенсионеров и так далее. 
 Приведенные цифры говорят о том, что дисбаланс в сегменте ОСАГО продолжает расти, соотношение совокупных выплат к премиям за год выросло до 78,8% (годом ранее — 73%). А если добавить сюда разрешенные законом расходы на ведение дел (20% от собранных премий), отчисления в общий страховой фонд РСА (3%) и обязанность резервирования средств на покрытие будущих убытков, то становится очевидным, что экономика обязательного для автомобилистов страхования автогражданской ответственности «не сходится». И, к сожалению, это не только проблема рынка. Плохую экономику продукта страховщики, естественно, стараются переложить на потребителя.
 Находка для мошенников 
 С 2003-го до 2015 годы тарифы на ОСАГО оставались неизменными, несмотря на инфляцию и рост цен на автомобили, запчасти и соответствующий ремонт. В 2014 году было принято решение об увеличении лимита покрытия по ОСАГО со 120 000 до 400 000 рублей, поскольку прежнего стало не хватать. А после существенного изменения курса рубля в конце 2014 года, которое кратно увеличило стоимость автозапчастей на иномарки, ситуация стала критической.
 
 Начался тихий, а потом и откровенный саботаж страховщиков в низкорентабельных регионах: отказы в продаже ОСАГО «из-за отсутствия бланков», прямое навязывание дополнительных услуг, закрытие точек продаж, искусственное создание очередей, откровенная волокита с выплатами.
 
 Ситуацию подогрели автоюристы. К 2014 году сложился уже большой рынок юридических услуг, цинично зарабатывающий на сложившейся ситуации. И его масштабы продолжают расти, несмотря на принятые регулятором меры и вялые попытки наведения порядка в проблемных регионах. По оценкам РСА, объем этого рынка в 2017 году составил почти 20 млрд рублей. В числе лидеров по убыткам — регионы Северного Кавказа. Здесь выплаты превышают премии в 2-3 раза (в частности, в Карачаево-Черкессии, Дагестане, Северной Осетии). В число убыточных попали и такие крупные по числу заключенных договоров регионы, как Краснодарский край (выплаты превысили премии на 18%), Нижегородская область (на 35%), Ростовская область (на 26%).
 
 Парадокс в том, что автоюристов как масштабное явление породил сам страховой рынок, который теперь сам не знает, что с этим делать. Отношение к потребителю как к слабому участнику сделки, безнаказанное затягивание выплат, необоснованное урезание сумм возмещения, а то и вовсе отказы с опорой на юридическую казуистику создало спрос на автоюристов и подорвало доверие к страховщикам.
 
 А после того, как Верховный суд в 2012 году вынес определение о том, что ОСАГО как услуга попадает под действие закона «О защите прав потребителей», 50% «штрафных» стали абсолютно законным и в общем «не пыльным» заработком для юридически подкованных людей. Кстати, по мере оптимизаций и сокращений в страховых компаниях уволенные сотрудники стали регулярно пополнять их ряды.
 Конечно, наряду с реальными защитниками прав потребителей появились и циничные коммерсанты, поставившие дело «на поток» и мошенники, зарабатывающие на фальсификации аварий и подделке документов. Появилась практика выкупа права требования к страховым компаниям практически на месте ДТП, куда нередко автоюристы прибывают раньше, чем экипаж ГИБДД. Очевидно, что это было бы невозможно без «выстроенных отношений» в органах. 
 Правоохранители придерживаются позиции, что уголовно наказуемо страховое мошенничество — это фальсификация аварии, получение страховки по поддельным документам и прочие действия, четко попадающие под тот или иной состав УК РФ. А когда, опираясь на действующее законодательство, юридически грамотные граждане «оптимизируют» процесс, — это вопрос не к полиции.
 Опасная свобода Надо сказать, что, козыряя этим набором вполне объективных аргументов, страховщики уже не первый год добиваются повышения тарифов, а в идеале — их либерализации, то есть предоставления рынку права устанавливать цену самостоятельно в зависимости от реальной экономики в том или ином регионе при соблюдении определенных правил. 
 Очевидно, что в условиях плохой сбалансированности экономики самого ОСАГО, либерализация тарифов однозначно приведет к росту цен на полисы автогражданки. Проблемы, в том числе региональные, рынок с легкостью переложит на потребителя.
 
 Наверное, это заставит региональные власти активнее заняться темой, но не факт, что они добьются ощутимых для автовладельцев результатов. Кроме того, очевидно, что есть и другая сторона медали. Гарантированный спрос явно не способствовал повышению эффективности внутри самих страховых компаний, оптимизации бизнес-процессов, созданию современных IT-платформ, внедрению новых технологий и инструментов управления сетью. Грядущая либерализация тарифов означает, что всю эту неэффективность (а она будет только расти) будет вынужден оплачивать потребитель.
 
 Большое количество жалоб на применение коэффициента бонус-малус (КБМ) — действующего инструмента обеспечения справедливости цены — и продолжающийся рост числа обращений ставят под сомнение эффективность дальнейшей детализации коэффициентов, используемых для расчета базового тарифа.
 
 Конечно, граждане считают справедливым, что нарушители и лихачи будут платить больше, а добросовестные аккуратные автомобилисты — меньше. Но сколько они готовы за это платить? Безусловно, предлагаемая Банком России реформа КБМ поможет устранить технические ошибки при расчете стоимости полиса. Но справедливости ценообразования можно будет достичь только в том случае, когда страховщики перестанут «умышленно» ошибаться. Поэтому ужесточение ответственности за подобные нарушения необходимо.
 
 Нужно разработать механизм, при котором гражданин, добросовестно соблюдающий закон и являющийся потерпевшей стороной в ДТП, имел бы право на возмещение убытков вне зависимости от того, есть ли полис у другого участника аварии или нет. Страховая компания должна возмещать страховые убытки добросовестному автовладельцу, а дальше взыскивать через суд убытки с незаконопослушной стороны. Это стало бы хорошей компенсацией для потребителя. Потому что сегодня, к сожалению, человек, приобретающий полис, не уверен, что его транспортное средство находится в безопасности.
 
 Виктор КЛИМОВ Forbes Contributor
 
  Вся пресса за 28 мая 2018 г. 
  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Страховое право, Страховое мошенничество, Регулирование 
 
				  
				    | 
					      
					        | В материале упоминаются: |  
					        | 
					  
					    |  Компании, организации: |  |  
					        |  |  |  
 
 
		  Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте |  | 
                            
                                | 
                                    
                                        | 
                                            
                                                |  |  
                                                | Архив прессы 
 |  
                                               |  |  |  
                                         | 
                                             
                                               |  |  
                                               | 
                                                   
                                                     | Текущая пресса 
 
                
                 |  |  |  |  | 31 октября 2025 г.
 
  
 |  |  |  За рулем, 31 октября 2025 г. Страховая против водителя — игра по правилам, которые никто не читает
 
  
 |  |  |  Office life, Минск, 31 октября 2025 г. Страховые компании недовольны ценами на ремонт электромобилей. В чем проблема
 
  
 |  |  |  PrimaMedia, Владивосток, 31 октября 2025 г. Стоимость ОСАГО начнет расти уже в ближайшее время
 
  
 |  |  |  Комсомольская правда-Самара, 31 октября 2025 г. В Самаре директор ТФОМС считает, что проблемы с медпомощью связаны с очередями
 
  
 |  |  |  МК в Поволжье, Самара, 31 октября 2025 г. В Самарской губдуме главу ТФОМС В. Романова спросили о проблемах в медицине
 
  
 |  |  |  Независимая газета, 31 октября 2025 г. Пока дача спит под снегом
 
  
 |  |  |  infopro54.ru, Новосибирск, 31 октября 2025 г. Китайская Chery стала лидером онлайн-страхования авто в Новосибирской области
 
  
 |  |  |  AK&M, 31 октября 2025 г. ФАС указала на снижение числа нарушений антимонопольного законодательства на рынке страховых услуг
 
  
 |  |  |  Финмаркет, 31 октября 2025 г. Onex и AIG договорились о покупке страховщика Convex за $7 млрд
 
  
 |  |  |  ТАСС, 31 октября 2025 г. ЛДПР предложила ввести обязательную страховку для владельцев опасных собак
 
  
 |  |  |  Meatinfo.ru, 31 октября 2025 г. Аномальная жара в Воронежской области привела к гибели более 90 тысяч птиц
 
  
 |  |  |  Известия, 31 октября 2025 г. Про пасть
 
  
 |  |  |  Аргументы и факты-Приморье, Владивосток, 31 октября 2025 г. «Развёл» на миллион: дело автоподставщика из Владивостока направлено в суд
 
  
 |  |  |  Ура.Ru, Екатеринбург, 31 октября 2025 г. В России хотят ввести обязательную страховку для собак
 
  
 |  |  |  Российская газета онлайн, 31 октября 2025 г. В России появятся стандарты по страхованию подъездов и лестничных клеток
 
  
 |  |  |  Коммерсантъ, приложение, 31 октября 2025 г. Нестраховой случай
 
  
 |  |  |  Известия, 31 октября 2025 г. Игра вчестную: для кредитного страхования жизни предложен единыи? стандарт
 
  
 |  
                  | 
   Остальные материалы за 31 октября 2025 г. |  
                 | 
   Самое главное 
   Найти
                   : по изданию
                   , по теме
                   , за период 
   Получать: на e-mail, на свой сайт 
 |  |  |  |  |  |