| 
                        Коммерсантъ, приложение,
                        27 ноября 2018 г.
                        «Мы ожидаем изменение модели потребления с кредитной на накопительную»  433 просмотра Страхование жизни — чемпион роста по сборам в текущем году. Что стало причиной бурного развития и каковы прогнозы сегмента, в интервью “Ъ” рассказывает гендиректор «Капитал Лайф Страхование Жизни» Евгений Гуревич. — В этом году сборы по страхованию жизни впервые за десять лет превысили имущественные сборы. С чем связываете такую популярность сегмента? 
 — Сегмент страхования жизни растет последние пять лет. Последние три года — это фаза наиболее активного роста Взрывной рост последнего времени связан с тем, что банковский канал начал активно продавать инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). Тут сошлись интересы всех участников — страховщиков, которые разработали и предложили рынку новый продукт, банков, которые начали зарабатывать комиссионное вознаграждение на его продаже, и клиентов, у которых расширились возможности по сравнительно простому инвестированию с целью накопления. На фоне снижения ставок по депозитам ИСЖ оказалось востребованной историей.
 — Как относитесь к недавней аналитике ЦБ о том, что доходность по ИСЖ составила всего 2,4–3,3%? 
 — Тут важно понимать, что у клиента есть три вида инвестиционных возможностей: депозиты, ИСЖ и самостоятельное инвестирование. Депозиты — самый консервативный инструмент. Самостоятельное инвестирование — самый рисковый. ИСЖ — посередине. Все страховщики гарантируют тело взноса, то есть человек потерять вложенные деньги не может. Будут ли у него такие же результаты по доходности при самостоятельном инвестировании, как у страховщика,— это открытый вопрос. В части определения средней фактической доходности по последнему массиву завершившихся договоров я бы сказал, что невозможно оценить среднюю температуру по больнице.
 Есть базовый актив, в который вы принимаете решение войти, и точка входа с разницей в месяц может принести кардинально разную доходность. Сейчас на падающем рынке ценных бумаг в принципе показать какую-либо доходность — хорошо. Но могу сказать, что есть клиенты, у которых доходность по ИСЖ существенно выше средней доходности по депозитам. Есть и те, у кого ноль, страховщики не скрывают этого. Но если бы эти люди самостоятельно инвестировали, на падающем рынке они бы потеряли свои вложения, со страховщиком такого не может случиться. 
 — Как оцениваете проблему некорректных продаж в сегменте, когда клиенты не понимают сути продукта?
 
 — Мы не видим массовых расторжений в так называемый период охлаждения — это те 14 дней, когда можно расторгнуть полис без потерь по выкупной сумме. Это косвенно подтверждает отсутствие глобальной проблемы «мисселинга». Кроме того, страховщики жизни самостоятельно приняли решение о разработке стандарта по продаже продукта. Мы этот стандарт согласовали с ЦБ. Основная часть этого документа посвящена процедуре продаж. Это демонстрирует определенную зрелость рынка.
 
 — Каков сейчас средний портрет держателя полиса ИСЖ? Какова средняя цена входа в ИСЖ для клиента?
 
 — У нас — это больше женщины 45–55 лет, средний договор в регионах — 150 тыс. руб., это премия на один договор, в Москве больше 300 тыс. руб.
 
 — Женщины существенно перевешивают мужскую часть?
 
 — Несильно. Пропорция примерно 55% на 45%. Женщины, как правило, чаще распоряжаются свободными деньгами и более серьезно относятся к будущему. В накопительном страховании их доля больше. Возможно, мы в этом плане несколько отличаемся от рынка в целом, так как у нас большой объем личных продаж через нашу армию агентов,— у нас их более 8 тыс. человек, и они также преимущественно женщины. Это самый большой агентский корпус по страхованию жизни в стране, и при этом у нас довольно амбиционные задачи по его росту — на конец года мы планируем, что у нас будет уже 10 тыс. агентов. Это стратегически важное для нас направление, в том числе и потому, что при агентских продажах мы лучше контролируем качество общения с клиентом,— агент ведет клиента долгосрочно и заинтересован максимально подробно описать ему все перспективы предлагаемого продукта, чтобы потом не получить претензий.
 
 — Представители ЦБ высказывали опасения о волне недовольства клиентов по итогам завершившихся договоров, разделяете озабоченность регулятора?
 
 — Мы умеем работать с клиентами. И за счет агентских продаж и за счет послепродажного сервиса, например, наши сотрудники обязательно звонят клиенту спустя некоторое время после покупки продукта с тем, чтобы удостовериться, что суть продукта понятна.
 — Рынок ИСЖ и дальше продолжит бурно расти? 
 — В 2018 году он пережил пик своего развития, по итогам первого полугодия рынок вырос на 45% по сборам. Сейчас мы увидим замедление темпов — по итогам девяти месяцев — рост уже 36%. Рынок насыщается. Начали расти ставки по депозитам, клиенты сравнивают инструменты, из одного переходят в другой, это постоянный цикличный процесс.
 
 — Доля страхования жизни в экономике РФ составляет 0,3%, когда, по-вашему, РФ догонит по этому показателю соседей по БРИКС с их 4%?
 
 — Сейчас рынок растет хорошо, в дальнейшем все будет зависеть от регуляторных требований и появления новых продуктов. В целом можно ожидать рост на 10–20%, или даже больше.
 
 — Если государство, например, расширит налоговые льготы для держателей полисов по жизни?
 — Да. Это весьма важный фактор. Даже при существующей сейчас льготе по подоходному налогу на страхование жизни до 120 тыс. руб. сумма возврата составит 15,6 тыс. руб., что очень неплохие деньги в дополнение к доходности полиса. Понимая это, мы даем клиентам удобную возможность оформить этот вычет на сайте в кабинете клиента. Но при этом по индивидуальным инвестиционным счетам (ИИС) налоговая льгота положена с базы в 400 тыс. руб., что почти в три с половиной раза больше, чем сейчас в страховании. При увеличении базы для налоговых льгот будет расти привлекательность накопительного страхования жизни. И здесь со стороны государства важно понимание, что оно таким образом воспитывает граждан, управляющих своей жизнью. Сегодня как никогда важен переход от кредитной модели потребительского поведения к модели поведения, ориентированной на накопления. Можно рассчитывать взять кредит на образование ребенка, но лучше накопить на него. И вот те 10% людей, которые смогут перейти от одной модели поведения к другой, вполне могут обеспечить государство длинными деньгами через страхование жизни и пенсионную реформу. Страхование жизни в целом будет развиваться с учетом запросов общества. У нас есть, например, комплексное решение, которое позволяет выявить потребности клиента и дальше смотреть, какие потребности для него первичны, на что надо копить сначала, на что потом. 
 — Внедряетесь в семейную бухгалтерию?
 
 — Просим человека заполнить опросник, в ближайшее время он у нас появится на сайте, и это удобная штука. Можно будет четко определить, какие у вас цели, сколько тратите, сколько зарабатываете, вот у вас ребенок семи лет, через десять лет он должен поступить в вуз, к этому времени должна быть такая-то сумма, надо купить дом через столько-то лет и т. д. У нас есть и программа возмещения расходов на погребение. Мы, когда этот продукт — ритуальное страхование «МАРС» — запускали, мало кто верил, что он будет иметь широкий спрос. В нашей ментальности не принято обсуждать такие темы. Но в случае с «МАРСом» нет отношения к моменту ухода как неизбежному концу, это история, которая должна облегчить жизнь всем, кто остается. Это забота о близких. И с такой установкой продукт пошел.
 В целом мы планируем подстраиваться под модели поведения. В мире сильно сдвинулся возраст взросления. Наше поколение взрослело в 18–20 лет, сейчас период взросления отодвинулся во многих развитых странах ближе к 30 годам. Этот процесс мы начинаем наблюдать и у себя. Удлиняется процесс обучения, люди не хотят работать бесконечно, как было принято раньше. Они хотят немного заработать и попутешествовать, поучиться. И первые деньги, о которых человек понимает, что это накопления, появляются уже после 35–40 лет. Но мы развиваем дополнительные онлайн-сервисы заранее, чтобы с нами было удобно сразу, как только у человека появится потребность копить. 
 Интервью взяла Татьяна ГРИШИНА.
 
 
  Вся пресса за 27 ноября 2018 г. 
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Игроки, Управление, Страхование жизни 
 
				  
				    | 
					      
					        | В материале упоминаются: |  
					        | 
					  
					    |  Компании, организации: |  |  Персоны: |  |  
					        |  |  |  
 
 
		  Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте |  | 
                            
                                | 
                                    
                                        | 
                                            
                                                |  |  
                                                | Архив прессы 
 |  
                                               |  |  |  
                                         | 
                                             
                                               |  |  
                                               | 
                                                   
                                                     | Текущая пресса 
 
                
                 |  |  |  |  | 31 октября 2025 г.
 
  
 |  |  |  Ведомости онлайн, 31 октября 2025 г. СД «Ренессанс страхования» рекомендовал дивиденды за девять месяцев 2025 года
 
  
 |  |  |  Казахстанский портал о страховании, 31 октября 2025 г. Triple-I призывает к мерам по смягчению последствий на фоне заблуждений о ценообразовании в страховании с учетом риска
 
  
 |  |  |  Финмаркет, 31 октября 2025 г. За 9 месяцев самые низкие премии по годовым полисам ОСАГО зафиксированы в 10 регионах
 
  
 |  |  |  cbr.ru, 31 октября 2025 г. Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
 
  
 |  |  |  Петербургский дневник, 31 октября 2025 г. В ГД внесли законопроект об обязательной страховке для владельцев опасных собак
 
  
 |  |  |  За рулем, 31 октября 2025 г. Россиян предупредят о махинациях с полисами ОСАГО
 
  
 |  |  |  Российская газета онлайн, 31 октября 2025 г. Альпинист погиб на горе из-за отказа страховой компании его спускать
 
  
 |  |  |  Интерфакс, 31 октября 2025 г. СД «Ренессанс Страхования» рекомендовал дивиденды за 9 мес. в 4,1 руб. на акцию
 
  
 |  |  |  Деловой квартал-Екатеринбург, 31 октября 2025 г. «ТГК-1» ищет страховщика для защиты активов на сотни миллиардов рублей
 
  
 |  |  |  ТАСС, 31 октября 2025 г. «Сравни»: наибольший рост спроса на ОСАГО зафиксировали в двух регионах России
 
  
 |  |  |  РИА Новости, 31 октября 2025 г. Проект закона о выплате страховки пострадавшим от опасных пород собак внесен в Госдуму
 
  
 |  |  |  РИА Новости, 31 октября 2025 г. Суд признал банкротом экс-главу «дочки» «Росгосстраха» Даура Джениа
 
  
 |  |  |  Интерфакс, 31 октября 2025 г. РСА определил 10 регионов РФ с самой низкой премией по годовым полисам ОСАГО за 9 месяцев
 
  
 |  |  |  Агентство городских новостей Москва, 31 октября 2025 г. Проект о «собачьем ОСАГО» не решит проблему безопасности – Акулова
 
  
 |  |  |  Казахстанский портал о страховании, 31 октября 2025 г. Растущие природные катастрофы усложняют многонациональное страхование
 
  
 |  |  |  Forbes, 31 октября 2025 г. «Коммерсантъ» узнал о рассмотрении Wildberries возможности покупки страховой компании
 
  
 |  |  |  Коммерсантъ-FM, 31 октября 2025 г. Страховки оформляются на высшем уровне
 
  
 |  
                  | 
   Остальные материалы за 31 октября 2025 г. |  
                 | 
   Самое главное 
   Найти
                   : по изданию
                   , по теме
                   , за период 
   Получать: на e-mail, на свой сайт 
 |  |  |  |  |  |