|
Пока некоторые автомобилисты устраивали массовые протесты против "автогражданки", в Москве Верховный суд рассматривал иски автовладельцев. Суд признал правильным коэффициент 2 для москвичей и неправильным - коэффициент 1.5 для автомобилей с двигателями мощностью от 120 до 160 лошадиных сил. Минфин и Российский союз автостраховщиков, назвав второе решение "абсурдным", заявили, что подадут кассационную жалобу.
Труд,
14 октября 2003 г.
Грабеж на законном основании 1319 просмотров
Умелое использование правовых норм начинает приносить больше пользы, чем организация митингов и демонстраций. Пока некоторые российские автомобилисты устраивали массовые протесты против введения грабительской "автогражданки", в Москве Верховный суд спокойно и неторопливо, "без шума и пыли" рассматривал иски автовладельцев В. Афлентова и А. Королева к правительству России.
Истцы оспаривали некоторые положения системы ОСАГО - утвержденные исполнительной властью повышающие коэффициенты на страховые тарифы. Один требовал отменить территориальный повышающий коэффициент 2 для автовладельцев Москвы, второй - "мощностной" коэффициент 1,5 для автомобилей с двигателем от 120 до 160 лошадиных сил. Решение судебной коллегии по гражданским делам оказалось таким: по первому иску - отказать, по второму - удовлетворить. То есть суд признал правильным коэффициент 2 для москвичей и неправильным - коэффициент 1,5 для автомобилей с двигателями мощностью от 120 до 160 лошадиных сил. Сразу две весьма серьезные организации - Минфин РФ и Российский союз автостраховщиков (РСА), назвав второе решение "абсурдным", заявили, что подадут кассационную жалобу. Решение Верховного суда и впрямь вызывает некоторое удивление. С одной стороны, даже в ГИБДД и РСА признают, что "мощностные" коэффициенты не имеют никакого отношения к безопасности дорожного движения. Во-первых, не существует статистически подтвержденной зависимости уровня аварийности от числа лошадиных сил. Во-вторых, реальная практика показывает, что автомобили с мощными моторами реже попадают в ДТП. И, кстати, в первоначальном варианте тарифной шкалы никакого "коэффициента мощности" не было вообще. Его придумали позже, назвав "социальным": мол, пусть богатые платят больше. А за счет повышающего тарифа на джипы и лимузины власть минимизирует цену страховки малоимущим автовладельцам. Чем были нарушены права одних россиян в пользу других. И суд, рассматривая иск гражданина А.Королева, теоретически устранил это неравенство. На практике вышло иное: Верховный суд признал неправильным лишь один из коэффициентов, значит, остальные остались в неприкосновенности. И теперь владелец автомобиля с двигателем от 95 до 120 л.с. должен будет заплатить за страховку тариф с повышающим коэффициентом 1,3 - то есть больше, чем выигравший судебный иск А.Королев, имеющий более "крутую" машину (он заплатит "голый тариф"). А это, согласитесь, еще менее справедливо. Данное судебное решение наверняка вызовет и протесты страховых компаний. Ведь ранее власть обязала их страховать с понижающим коэффицентом 0,7 автомобили, имеющие мощность двигателя от 50 до 70 л.с., а машины с двигателем до 50 л.с. - вообще за полцены (с понижающим коэффициентом 0,5). Возможные убытки от этой дешевизны должны были компенсировать те самые повышающие коэффициенты на лимузины. Теперь один из прибыльных коэффициентов отменен, а что делать с убыточными? В общем, нужно ожидать, что судебное решение будет пересмотрено, - правда, пока не известно, в чью пользу. Параллельно в Госдуме накопилось аж 14 законопроектов по корректировке ОСАГО - вплоть до полной отмены этого вида страхования. Конечно, депутатам следовало позаботиться о своих избирателях раньше, когда закон лишь принимался. Но лучше позже, чем никогда. Инициатор этой кампании депутат Виктор Похмелкин говорит: "Я рассчитываю на то, что накануне выборов в Госдуму депутаты поддержат предложение о пересмотре. Ведь закон об ОСАГО был принят 227 голосами - то есть исход голосования решили 2 депутата, а 223 человека закон не поддержали. Иными словами, сейчас нам надо еще 3 голоса". В свою очередь представители страховых компаний умоляют "в порыве популизма не разрушать еще не заработавшую толком систему". Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Кургин считает, что говорить всерьез о корректировке закона об ОСАГО можно будет не раньше, чем через год после начала применения - а ведь в полную силу он заработает лишь с 1 января 2004 года. К этому, однако, следует добавить несколько уже имеющихся очень показательных цифр. За первые три месяца после вступления в силу закона об ОСАГО в России было заключено 2,2 млн. договоров обязательного страхования, что принесло страховым компаниям 5 млрд. рублей - об этом заявил руководитель отдела РR Российского союза автостраховщиков Андрей Щавелев. И за те же три месяца, по словам президента РСА Евгения Кургина, общая сумма страховых выплат составила 50 млн. рублей, ушедших на оплату нескольких тысяч страховых случаев. Сравните цифры: 5 млрд. рублей получено - и 50 млн. рублей выплачено. Почувствуйте разницу. "Труд" уже неоднократно выступал на эту тему: не оспаривая саму необходимость страхования автогражданской ответственности, мы, основываясь на экспертных оценках, называли нынешние тарифы ОСАГО грабительскими. Теперь появились подтверждающие нашу позицию данные - причем исходящие от самих страховщиков. Будем надеяться, что это поможет депутатам Госдумы, которые сегодня собираются пересмотреть закон, принять решение. Александр ПРОЦЕНКО, экономический обозреватель "Труда"
Вся пресса за 14 октября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 декабря 2025 г.

|
|
Российская газета-Сибирь, 11 декабря 2025 г.
ОСАГО для пчел

|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 11 декабря 2025 г.
Великолучанин выиграл судебный спор о страховании ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 11 декабря 2025 г.
Отношение к страховым компаниям начало ухудшаться

|
|
Коммерсантъ, приложение, 11 декабря 2025 г.
Цифровой случай

|
10 декабря 2025 г.

|
|
Финмаркет, 10 декабря 2025 г.
Доля Москвы в общероссийских страховых премиях за 9 месяцев 2025 года снизилась до 50,1%

|
|
Финмаркет, 10 декабря 2025 г.
ЦБ констатирует сокращение жалоб по теме ОСАГО на фоне снижения средней цены полиса

|
|
МК-Югра, 10 декабря 2025 г.
В Югре суд отказал в иске к страховой компании по делу о возмещении

|
|
Агроэксперт, 10 декабря 2025 г.
Страховые выплаты аграриям за 11 месяцев превысили 8 млрд рублей — НСА

|
|
РБК (RBC.ru), 10 декабря 2025 г.
«АльфаСтрахование»: вмененное страхование может усилить киберстрахование

|
|
Взгляд, 10 декабря 2025 г.
Госдума отклонила проект закона о запрете отказа в страховке по возрасту и полу

|
|
РБК (RBC.ru), 10 декабря 2025 г.
Нотариусы предложили меры борьбы с мошенничеством по схеме Долиной

|
|
Прецедент ТВ, Новосибирск, 10 декабря 2025 г.
Депутат Госдумы возмутился ростом стоимости ОСАГО в Новосибирской области

|
|
Газета.Ru, 10 декабря 2025 г.
Названа главная ошибка российских туристов в Таиланде

|
|
Интерфакс, 10 декабря 2025 г.
В ДНР с 1 января 2026 года заработает система ОМС

|
|
РИА Новости, 10 декабря 2025 г.
ГД отклонила законопроект ЛДПР о запрете отказа в страховке из-за пола

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 декабря 2025 г.
Дружественное страхование

|
|
Финмаркет, 10 декабря 2025 г.
Доля заявлений по ОСАГО в рамках европротокола в январе-октябре составила 41,2%

|
 Остальные материалы за 10 декабря 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|