Курская правда,
16 апреля 2021 г.
Грабители-процентщики: как не стать жертвой мисселинга
842 просмотра
Нередко россияне приходят в банки открыть вклад, а уходят оттуда с полисом ИСЖ – весьма непрозрачным финансовым продуктом. В результате появляется риск не только не получить доход, но и потерять деньги. Это только один из примеров мисселинга – недобросовестной банковской практики, используемой для введения в заблуждение неискушённых клиентов. Что такое мисселинг, какие продукты часто навязывают банки и можно ли расторгнуть такой договор, выяснили «Известия».
Легальное мошенничество
На то, что граждане часто становятся жертвами мисселинга, когда приходят открывать счета или приобретать финансовые продукты, обратил внимание первый зампред Банка России Сергей Швецов. По его мнению, чтобы не оказаться в такой ситуации, лучше даже вообще не посещать банк, а оформлять всё онлайн.
«В банк не надо ходить. Это уже вчерашний день. И мы живём в век цифровых технологий. Если человек хочет выбрать вклад с хорошей процентной ставкой, ему лучше пойти на маркетплейс или посмотреть в интернете, какие ставки кто предлагает», – считает зампред ЦБ.
Он также предложил пользоваться банковскими приложениями для смартфонов и онлайн-банкингом, поскольку там гораздо меньше возможностей для мисселинга, чем при общении с работниками отделений. И главное – четко понимать, за каким продуктом вы идёте в банк.
«Если будут предлагать какие-то другие продукты, то спросить: «Является ли другой продукт вкладом в вашем банке?». Вряд ли клерк ответит, что да, является», – рекомендовал эксперт.
Так что же является мисселингом? Дословно misselling переводится с английского как «неправильные продажи». Кембриджский словарь определяет это понятие как «продажу финансового продукта тому, кто не очень сильно в нём нуждается». Есть и более конкретное определение: это недобросовестная практика реализации каких-либо продуктов, информация о которых намеренно искажается или предоставлена не полностью. Как правило, в том, что касается рисков, сопряжённых с их использованием.
Этим очень часто грешат банки, но, как подчёркивают эксперты, наказуемым мисселинг не является – он не грозит банку ни уголовным делом, ни отзывом лицензии, так как не нарушает норм законодательства.
«Мисселинг – своего рода легальное мошенничество. Чаще всего говорят о так называемом инвестиционном мисселинге – недобросовестной продаже банковских, страховых, финансовых продуктов», – указывает Екатерина Безсмертная, декан Финансового университета при правительстве Российской Федерации.
Страхование без гарантий
Классический пример мисселинга – продажа полисов инвестиционного и накопительного страхования жизни (ИСЖ и НСЖ), их позиционируют как более доходные инструменты в сравнении с банковским вкладом. Но стоит помнить: это не банковские продукты, они не защищены системой гарантий Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и доход по ним совсем не гарантирован.
Зачем банки навязывают подобные продукты? Очень просто: они приносят им высокие комиссии. Например, ИСЖ может принести банку порядка 6% доходности от суммы инвестиций – это очень высокая маржа, которую не получить ни с одним другим продуктом.
«Однако серьёзный минус ИСЖ в том, что заработать на нём сложно. Коэффициент участия в ИСЖ обычно не более 25-30%, этот показатель обозначает связь между ростом базового актива и ростом инвестиции клиента. То есть если актив вырос на 40%, клиент поучаствует в этом росте только на 10%. Если сравнить это с прямой покупкой акции, то здесь коэффициент участия составит 100%, поскольку размер инвестиции будет расти вместе с ростом купленной бумаги», — поясняет Андрей Аржанухин, директор департамента рынков капитала Accent Capital.
Структурированные ноты
Ещё один вариант мисселинга – структурированные ноты, их банки нередко предлагают под видом надёжных облигаций, которые приносят гарантированный доход. Проблема в том, что разобраться в механизме действия структурированных нот крайне сложно.
«По сути, доходность всей ноты зависит от доходности худшей бумаги. Обычно срок жизни ноты составляет от двух до пяти лет, за это время любая бумага, которая раньше показывала очень хорошую доходность, может спикировать вниз и пробить защитный барьер на дату закрытия продукта. Если защитный барьер составлял 60%, а бумага упала на 43%, то из 100 вложенных рублей клиент получит лишь 57 без возможности восстановления», – указывает Андрей Аржанухин.
«При раскрытии механизма ноты менеджеры уверяют клиентов, что там особых рисков нет и заявленная доходность практически гарантирована. В тексте же договора клиент не найдёт стопроцентных гарантий получения доходности, наоборот, там будут прописаны все риски, возможно, мелким шрифтом, возникающие при инвестировании в данный продукт», – предупреждает Олег Богданов, ведущий аналитик QBF.
Период охлаждения
Что делать, если сомнительный и абсолютно непонятный продукт всё же приобретён? Отказаться от навязанных услуг можно. По закону в течение 14 дней с момента заключения договора действует «период охлаждения»: клиент может отказаться от страховки, если за это время ею не воспользовался.
«Чтобы оформить возврат, приходится заполнять бумаги и специально являться в офис финансовой организации, – отмечает Андрей Пономарёв, гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir. – Однако сейчас обсуждают новые правила – продавец, навязавший ненужную страховку, будет обязан рассмотреть заявление клиента в ускоренном порядке, расторгнуть договор и вернуть страховую премию. Все эти операции будут происходить онлайн, без необходимости личного присутствия клиента в офисе».
Позднее возместить потери будет сложнее. Как отмечает советник международной юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов, подписанный договор, вероятнее всего, педантично и непонятно для большинства описывает все реальные условия сделки. А обещания менеджера так и останутся обещаниями.
Впрочем, в ЦБ уже разработали чёткие инструкции относительно того, какие случаи считать мисселингом. В частности, это продажа продуктов страхования жизни под видом банковского вклада, в том числе инвалидам и пенсионерам, а также неразъяснение ключевых условий договора, обещание высокого уровня доходности.
«В январе 2021 года было опубликовано информационное письмо регулятора в адрес страховых организаций, где дана рекомендация ограничить продажи страховых продуктов с инвестиционной составляющей из-за высоких рисков и сложности этих инструментов лицам, не имеющим специальных финансовых знаний», – указывает Екатерина Безсмертная.
Пока это только рекомендации. Однако регулятор готов пойти дальше, чтобы оградить новичков от возможных потерь. В планах ЦБ – ввести новый механизм защиты неквалифицированных инвесторов от рисков. С 1 апреля 2022 года люди, которые хотят купить сложные финансовые продукты, должны будут пройти предварительное тестирование и доказать, что они понимают механизм их работы и все возможные риски.
Оксана БЕЛКИНА
По материалам iz.ru
Совместный проект газет «Известия» и «Курская правда»
Вся пресса за 16 апреля 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование, Страхование жизни, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 мая 2025 г.

|
|
Интерфакс, 30 мая 2025 г.
Обращений в Службу финуполномоченного по ОСАГО в I квартале стало больше на 20%

|
|
Известия онлайн, 30 мая 2025 г.
Аналитики назвали самые популярные вещи для страхования

|
|
kazanfirst.ru, 30 мая 2025 г.
Агрострахование на подъеме: как климатические риски меняют сельское хозяйство России и Татарстана

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
GFIA призывает IAIS решить проблему растущего глобального разрыва в пенсионной защите

|
|
Тульская служба новостей, 30 мая 2025 г.
Суд обязал страховую компанию выплатить тулячке полное возмещение за ДТП

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Брокерам пора изменить мышление: как бороться с угрозой недострахования на мягком рынке

|
|
Омск-Информ, 30 мая 2025 г.
Наибольшее число ДТП с туристами из Омска фиксируют страховщики

|
|
ТАСС, 30 мая 2025 г.
Две страховые фирмы стали соответчиками по спору о компенсации ущерба от крушения танкеров

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
MGA: между инновацией и выживанием — что ждет управляющих агентов на меняющемся страховом рынке

|
|
МК в Новосибирске, 30 мая 2025 г.
В Новосибирске взяли банду организаторов фиктивных ДТП

|
|
Forbes, 30 мая 2025 г.
Оплачивать лечение исключительно в частных клиниках могут только 3,7% россиян

|
|
korins.ru, 30 мая 2025 г.
НСИС назвал 4 страховщиков-лидеров по использованию данных из АИС страхования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Испанские страховщики предприняли «ограниченные» действия по ценообразованию в связи с климатическими рисками

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Parametrix запускает страховку от продолжительных сбоев систем

|
|
РБК (RBC.ru), 30 мая 2025 г.
Карельским рыбоводам хотят помочь со страхованием на федеральном уровне

|
|
мвд.рф, 30 мая 2025 г.
В МВД Северной Осетии возбуждено уголовное дело в отношении группы лиц, подозреваемых в мошенничестве в сфере страхования

|
|
Fishnews.ru, Владивосток, 30 мая 2025 г.
Сенаторы видят новые возможности для поддержки рыбоводов

|
 Остальные материалы за 30 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|