Коммерсантъ, приложение,
27 июня 2023 г.
«Должного уровня доверия к страховщикам на сегодняшний день еще не сложилось»
290 просмотров
О страховой культуре российского общества, страховой мечте о красивой жизни и развитии страхового рынка в интервью “Ъ” рассказал руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов.
«В ментальном плане большую роль играет советский опыт»
— Как, по-вашему, воспринимают россияне страховые услуги, насколько хорошо о них информированы, какое значение им придают?
— Тут бытует несколько устойчивых мнений, каждое из которых имеет под собой определенную основу, но ни одно из них не является единственно верным. Первое заключается в том, что у россиян довольно низкая страховая культура, они в принципе не готовы страховаться, мало что знают о рынке. Однако на самом деле, если сравнивать в данном плане наших граждан с гражданами других стран, оценивать уровень их финансовой грамотности, включая информированность о страховании, выясняется, что все довольно неплохо — и не только относительно развивающихся стран, но и относительно, например, Европы. Кроме того, нужно учитывать, что в ментальном плане играет большую роль и советский опыт. Да, тогда не было рыночной экономики, но добровольные страховые полисы были у многих, включая накопительные виды, скажем, к свадьбе или 18-летию ребенка — это были весьма популярные продукты. И это было добровольное страхование, то есть, по сути, вполне рыночный продукт. Данная культура не могла исчезнуть бесследно — так не бывает.
Если взглянуть на нынешнюю картину, страховые полисы есть почти у всех, в первую очередь это ОМС, но также и ДМС, и ОСАГО. Можно много говорить, что ОМС в общественном сознании воспринимается скорее не как страховка, а некая форма бесплатной медицины, тем не менее понятия страхования, страхового полиса в современной России вошли в обыденность. Поэтому говорить о низкой страховой культуре как функции от низких знаний, наверное, не вполне корректно: знания не столь уж низки.
— Знания не всегда трансформируются в поведенческие паттерны…
— Разумеется. У нас до сих пор на вопрос, кто должен платить за здоровье и благополучие людей — речь при этом не о страховании как таковом, а в целом о защите от форс-мажора вроде болезней, несчастных случаев, травм, ДТП, иных жизненных неурядиц, треть населения говорит, что это дело государства. А почти 50% полагают, что ответственность лежит на работодателе и предприятии, по вине которого произошел ущерб. И только 20–25% говорят, что люди сами должны за себя отвечать и страховать свою жизнь, и тогда пусть платит страховая компания, то есть выбирают вариант некоей возможности самостоятельно управлять жизненными ситуациями. И эти 20–25% — те потенциальные страхователи, с которыми можно работать прямо сейчас.
— Ответ про возможность управлять жизненными ситуациями — это некое абстрактное понимание или под этим лежат более четкие и конкретные соображения?
— Лежат, и это еще одно свидетельство неплохого уровня финансовой грамотности. Люди говорят, что это экономически обоснованный способ борьбы с опасностями, что, покупая страховку, они фиксируют риски, фиксируют потенциальные убытки. И количество таких ответов растет. Согласно данным опросов Финансового университета, десять лет назад такой аргумент в пользу приобретения страхового полиса приводили менее 40% респондентов, теперь уже — около 45%. При этом многие, около трети респондентов, говорят, что страхование — это способ получения психологической уверенности. Это тоже финансово очень грамотный ответ, понимание того, что ты можешь за деньги приобрести такую уверенность, и это вполне экономически обоснованно.
— Немного странно, что всего треть. Получается, что не все из тех, кто покупает страховку для фиксации рисков, получают вкупе с этим психологическую уверенность…
— Нет, это не странно, но это тревожный звоночек для нашего страхового рынка. На самом деле, данное расхождение во многом объясняется неуверенностью людей в получении страховой выплаты. Ну, наверное, из-за того, что многие предполагают сложности с получением страховой выплаты. И это вполне коррелирует с другим данными опросов, которые показывают, что примерно 20–30% россиян — эта цифра довольно сильно меняется год от года — считают, что страхование — это пустая трата денег. Можно предположить, что это те, кто страховался и по каким-то причинам не получил выплату, либо знакомые таких людей. И страховому сообществу нужно разъяснять такие моменты, показывать, в каких случаях выплаты будут, а в каких — нет, с чем это связано и как обосновано. Крайне важно объяснять, что страхуешься ты от конкретных рисков и, как только эти конкретные риски кладешь на бумагу, именно от них и застраховался, не нужно рассчитывать, что ты застраховался от всего и вся. Вспоминается страшное наводнение на реке Лена, когда люди потеряли дома, но не получили выплат, поскольку стихийные бедствия у них не были включены в число рисков по страхованию имущества, страховались только на случай пожара. Все было корректно, но многие люди обиделись, почувствовали себя обманутыми.
«Люди в целом не хотят читать договоры»
— То есть получается, что с финансовой грамотностью на самом деле не все так здорово?
— Проблема несколько шире, и не только со страхованием или с финансовым рынком. Люди в целом не хотят читать договоры, а их содержание должным образом никто не разъясняет. И дело здесь не только в пресловутом мелком шрифте и иных уловках не слишком добросовестных продавцов, а просто не желают читать документы и вникать в них — и все, хотят, чтобы за них это сделал кто-то другой, вызывающий у них доверие. Но это не какая-то российская специфика, аналогичное положение дел в большинстве стран мира.
И именно здесь истоки второго устойчивого мнения относительно российского страхового рынка, более обоснованного, чем первое. Нельзя не признать, что должного уровня доверия к страховщикам на сегодня все-таки еще не сложилось. Опять-таки это тоже общемировая реальность, не только российская. ***
Беседовал Петр РУШАЙЛО.
Полную версию статьи см. в «Коммерсанте»
Вся пресса за 27 июня 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции
В материале упоминаются: |
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 апреля 2024 г.
|
|
NashGorod.ru, Тюмень, 27 апреля 2024 г.
Власти ищут страховщиков, готовых оплатить прорывы дамб в Тюменской области
|
|
ФедералПресс, 27 апреля 2024 г.
Эксперт рассказал, какие б/у запчасти нельзя применять при ремонте автомобилей
|
|
Коммерсантъ, 27 апреля 2024 г.
Европротокол не выдержал испытания суверенностью
|
|
Ведомости, 27 апреля 2024 г.
В России создадут аналог международного экзамена для финансистов CFA
|
26 апреля 2024 г.
|
|
Office life, Минск, 26 апреля 2024 г.
«Би энд Би иншуренс» банкротится. компания не смогла продать имущество на 55 аукционах
|
|
МК в Мурманске, 26 апреля 2024 г.
Стало известно, кто чаще всего становится виновником аварий на заполярных дорогах
|
|
РБК.Тюмень, 26 апреля 2024 г.
Власти Тюмени и Тобольска ищут страховщиков, готовых оплатить порывы дамб
|
|
Регионы России, 26 апреля 2024 г.
ТПП РФ предлагает обратить внимание на недостатки в системе агрострахования
|
|
Волга Ньюс, Самара, 26 апреля 2024 г.
Всероссийский союз страховщиков отметил высшее руководство «Ингосстраха»
|
|
ПРАЙМ, 26 апреля 2024 г.
Аграрии с начала 2021 года получили 14,8 млрд рублей страховки
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 26 апреля 2024 г.
В Тюменской области власти ищут тех, кто заплатит миллиарды рублей за прорыв дамб
|
|
ТАСС, 26 апреля 2024 г.
Небензя заявил, что страховщики отказывают в компенсации по «Северным потокам»
|
|
Regnum, 26 апреля 2024 г.
Небензя сообщил об отказе страховщиков возмещать ущерб оператору «СП»
|
|
Югра ТВ, 26 апреля 2024 г.
Югорчане оформляют по две автостраховки, чтобы уберечь себя от рисков
|
|
Центр деловой информации Псковской области (ЦДИ ПО), 26 апреля 2024 г.
Единственная мера, которая может ввести ситуацию в нормальное русло, это система фотовидеофиксации – эксперт
|
|
Ведомости онлайн, 26 апреля 2024 г.
ЦБ: число жалоб потребителей финансовых услуг в I квартале уменьшилось на 13,6%
|
|
РБК (RBC.ru), 26 апреля 2024 г.
Как оценить эффективность ДМС-продуктов на основе HR-метрик: чек-лист
|
 Остальные материалы за 26 апреля 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|