С 1 сентября 2024 года в России вступает в силу закон об обязательном страховании пассажиров такси. Нормативный документ увеличивает размер компенсации за вред здоровью и жизни клиентов с 500 тыс. до 2 млн и 2,025 млн рублей соответственно. О том, как новый закон повлияет на рынок легкового такси, «Ъ-СПб» рассказал руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин.
— В чем суть нового закона?
— Он распространяет действующие правила о страховании ответственности перевозчиков на пассажиров легкового такси. Ранее такие правила применялись только в отношении пассажиров автобусов, троллейбусов и метро, в то время как пассажиры легкового такси долгое время оставались без надлежащей правовой защиты. По новым правилам ответственность перевозчика легкового такси за причинение вреда пассажиру (его имуществу) в обязательном порядке должна быть застрахована на сумму до 2 млн рублей. До принятия закона размер компенсации за вред пассажиру был ограничен суммой 500 тыс. рублей, выплачиваемых в отдельных случаях по правилам ОСАГО. При этом даже эту выплату на практике получить весьма проблематично — зачастую это возможно только по решению суда.
— Чем была вызвана необходимость в таком законе?
— Дисбаланс, о котором я сказал, неоднократно критиковался участниками рынка, причем с обеих сторон: и перевозчики, и пассажиры (их профессиональные представители) в один голос говорили о назревшей проблеме и необходимости законодательных изменений в отрасли. Стороны предлагали различные пути решения, каждый — с учетом своих интересов, однако само наличие проблемы для всех очевидно. Одной из причин, очевидно, является экспоненциальный рост рынка легковых перевозок, кратное увеличение пользователей легкового такси и, соответственно, количества страховых случаев. В этой связи давно назрели проблемы как с размером, так и с порядком выплаты страхового возмещения, который должен быть столь же легок и понятен для пассажиров такси, как и для пользователей другого транспорта.
— На какие еще нюансы следует обратить внимание бизнесу?
— Помимо самой обязанности по страхованию и увеличения размера лимитов, законом также устанавливается порядок определения страховой премии по каждому из рисков, отдельно в отношении всех перевозчиков и отдельно в отношении перевозчиков легковым такси. Расширяется перечень оснований для предъявления страховщиком регрессных требований (право страховой компании при определенных условиях взыскать сумму выплаченной страховой компенсации с виновника аварии.— «Ъ-СПб») к причинителю вреда после выплаты страхового возмещения. Например, причиной регресса может выступить нарушение режима труда и отдыха водителя.
— Насколько строго прописаны в законе просрочка или уклонение от страхования?
— Все перевозчики, осуществляющие деятельность легкового такси и имеющие соответствующее разрешение, обязаны не позднее 1 ноября 2024 года заключить договор страхования и направить информацию о нем в уполномоченный государственный орган. Важно отметить, что неисполнение указанной обязанности, помимо административных штрафов, влечет для перевозчиков риски приостановки и аннулирования лицензии на перевозки, что, с учетом современного уровня контроля, фактически сделает такую деятельность невозможной без заключения договора страхования.
— Спровоцирует ли закон рост тарифов на услуги такси?
— На первый взгляд, законы рынка диктуют неизбежность повышения тарифов на поездки ввиду появления у перевозчиков дополнительной финансовой нагрузки. Однако на практике ситуация не так однозначна. Дело в том, что крупные агрегаторы такси, которые на сегодняшний день занимают по разным данным около 98% рынка, начиная с 2017 года добровольно страхуют свою ответственность на сумму 2 млн рублей, то есть само по себе увеличение лимитов не окажет на них существенного влияния. Безусловно, обязательный статус страхования внесет определенные коррективы в их операционную деятельность, однако мы не видим оснований для кратного роста затрат, и, соответственно, тарифов на поездки.
— Как закон повлияет на рынок в целом?
— Для частных перевозчиков появление дополнительной финансовой нагрузки в совокупности с отсутствием альтернативных путей ее компенсации может стать причиной для роста тарифов или даже ухода отдельных перевозчиков в «серую» зону. Но, на мой взгляд, новые правила являются вполне логичным и предсказуемым продолжением системной законодательной работы по урегулированию рынка пассажирских перевозок, в результате чего пассажиры такси получат надлежащую финансовую защиту и понятные инструменты ее реализации, что ожидаемо положительно скажется на рынке в целом.
Беседовала Александра ТЕН.
Вся пресса за 27 августа 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Страхование ответственности перевозчиков
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
2 октября 2025 г.

|
|
Лента.Ру, 2 октября 2025 г.
Лечение россиянина с разрывом аневризмы на отдыхе в Турции обошлось в миллионы рублей

|
|
Финмаркет, 2 октября 2025 г.
Число субъектов страхового дела в РФ по итогам 3-го квартала составило 204 - ЦБ

|
|
Автоновости дня, 2 октября 2025 г.
Названы самые надежные автомобили. Список из 10 моделей, которые вообще не ломаются

|
|
NEWS.ru, 2 октября 2025 г.
Россиянам объяснили, что изменится с новым законом об ОМС

|
|
АвтоВзгляд, 2 октября 2025 г.
Силовики пресекли деятельность банды автомобильных угонщиков в Подмосковье

|
|
Ингушетия, Назрань, 2 октября 2025 г.
Ситуацию на рынке автострахования обсудили в кабинете министров республики

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 2 октября 2025 г.
Как сэкономить на ОСАГО и каско: советы автоэксперта

|
|
Bizmedia.kz, 2 октября 2025 г.
Страхование для ТЦ стало обязательным в Казахстане

|
|
Business FM Челябинск, 2 октября 2025 г.
Аграрии Челябинской области стали чаще страховать посевы

|
|
Inbusiness.kz, 2 октября 2025 г.
Астанчанин с помощью ИИ добился повышенной страховой выплаты

|
|
korins.ru, 2 октября 2025 г.
НСА сформировал оперштаб для мониторинга ситуации по ЧС в Башкирии

|
|
Медиакорсеть, Уфа, 2 октября 2025 г.
Туристический кошмар в Аланье: кто поможет уфимцам, пострадавшим в ДТП за границей?

|
|
За рулем, 2 октября 2025 г.
Названы машины с самым дорогим ремонтом после аварии

|
|
korins.ru, 2 октября 2025 г.
ВСС обратился к ЦБ с просьбой о поддержке в вопросах ОМС

|
|
Лента.Ру, 2 октября 2025 г.
Минздрав подготовил законопроект об изменениях в работе ОМС. Как нововведения могут отразиться на россиянах?

|
|
Финам.Ru, 2 октября 2025 г.
Акции страховщика Neptune выросли на 16% после IPO в США

|
|
Парламентская газета, 2 октября 2025 г.
Депутат призвал страховать электросамокатчиков и ограничить им скорость

|
 Остальные материалы за 2 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|