Деловой Петербург,
9 июля 2025 г.
В пролёте: как сбой в аэропортах столиц изменит маршруты и привычки
154 просмотра
Вслед за отключениями мобильного интернета рутиной становятся и коллапсы в аэропортах. Авиакомпании, туроператоры, перевозчики и транспортные компании учатся жить в новых реалиях.
Транспортный коллапс минувших выходных корреспондент «ДП» прочувствовал на себе. Пассажиры прилетевшего 5 июля в Шереметьево рейса «Аэрофлота» из Пхукета более 2 часов находились в самолёте. Сначала ждать пришлось свободного места для парковки, затем подачи трапа и трансферного автобуса до здания аэровокзала. При этом экипаж судна помогал пассажирам и информировал о ситуации.
«Рейс авиакомпании “Россия” в Пулково, на котором мы должны были полететь, был отменён, на стойках информации скопилась огромная очередь. При этом сотрудники, которые раздавали воду и питание, отметили, что сомневаются, что в этот день состоятся хоть какие-то рейсы в Петербург. Доехать решили на поезде и успели купить билеты по небольшой стоимости. Буквально через несколько часов билетов не осталось вовсе, даже самых дорогих», — рассказывает корреспондент «ДП».
На своих четырёх
Чтобы попасть из Москвы в Петербург или наоборот, люди прибегали к самым различным способам. Часть пассажиров с отменённых рейсов пользовались услугами каршеринга и даже такси. Как рассказали «ДП» в сервисе «Делимобиль», с 4 по 6 июля количество поездок по тарифу «Межгород» между двумя столицами выросло на треть (32%) по сравнению с аналогичным периодом неделей ранее.
«Пик спроса пришёлся на воскресенье. Для многих пользователей междугородняя поездка на каршеринге стала оптимальным вариантом по оперативному возвращению домой», — говорят в пресс-службе компании.
Спрос на такси 5-6 июля резко вырос в округе аэропортов и вокзалов, поделился с «ДП» операционный директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Даниил Курашёв. В ночь с воскресенья на понедельник к участникам рынка даже обращались представители комитета по транспорту Санкт-Петербурга с просьбой сориентировать водителей на работу в Пулково.
«В целом заказы из Москвы в Петербург на такси — это редкость, да и водители берут их крайне неохотно, поскольку в обратном направлении возвращаться им придётся без заказа (по закону принять заказ такси в другом регионе водитель не может)», — отметил Курашёв.
В сервисе «Такси 068» добавили, что работу водителей сильно осложняли перебои с мобильным интернетом. Водителям приходилось самостоятельно планировать маршрут, без подсказок навигатора и информации о заторах или ограничениях.
«Операторы распределяли заказы в ручном режиме, звонили водителям и диктовали адреса подачи. Конечно, ручной режим сильно замедляет работу, заказы обрабатываются медленнее, не все из них возможно исполнить», — добавляют в компании.
«Сапсан» с прицепом
Железнодорожный перевозчик отработал воскресенье и понедельник с повышенной нагрузкой. На направлении Санкт-Петербург — Москва была увеличена длина составов за счёт прицепки дополнительных вагонов к поездам дальнего следования. Высокоскоростные поезда «Сапсан» были сформированы в сдвоенном 20-вагонном исполнении.
Федеральная пассажирская компания (ФПК) также сообщала о дополнительных купейных и плацкартных вагонах. Например «Красная стрела», следующая из Санкт-Петербурга в Москву, шла усиленным составом все 3 дня, до 8 июля.
«Компания внимательно отслеживает спрос на перевозки. В случае необходимости, а также при наличии технических возможностей будет приниматься решение о включении дополнительных вагонов в составы других поездов», — ответили в ФПК на запрос «ДП».
О включении дополнительных купейных вагонов в оба состава поезда № 53 / 54 «Гранд Экспресс» сообщением Санкт-Петербург — Москва и Москва — Санкт-Петербург отправлением 6 июля сообщил и частный перевозчик «Гранд Сервис Экспресс».
Также назначались дополнительные электропоезда «Ласточка», которые следовали по маршруту без остановок.
«Оперативно готовим в рейс необходимый подвижной состав, а также привлекаем к работе дополнительные поездные бригады, в том числе из числа студенческих стройотрядов», — передаёт пресс-служба ОЖД. При этом там добавили, что спрос не падает, так что дополнительный поезд пришлось назначить и на 11 июля.
При этом в соцсетях пассажиры сообщали об ощущении явного дефицита прямых билетов из Петербурга в Москву. Возникали сложности даже при покупке билетов с пересадкой и несколькими стыковками. Система бронирования предлагала часть пути преодолевать на электричках.
Кто заплатит?
Итоги первых июльских выходных пока что лишь подводятся. Например, в прессе циркулировала сумма возможного убытка авиакомпаний — 20 млрд рублей. Однако главный редактор Avia.ru Роман Гусаров называет такие оценки преждевременными. Кроме того, важно понимать, что последствия касаются не только Петербурга и Москвы.
«Самолёты каждый день совершают по три-четыре парных рейса (туда-обратно). Если из Петербурга не улетел самолёт на определённое количество человек в любой другой город, значит и оттуда он не смог забрать такое же количество пассажиров, — обращает внимание эксперт. — Убытки будут носить не единовременный, а пролонгированный характер, последствия бизнес будет ощущать не только в течение лета».
По мнению Гусарова, к решению проблемы было бы резонно подключиться государству по объективным причинам: авиакомпании должны размещать пассажиров в гостиницах при задержке, но места не всегда есть, не хватает и провизии, воды, которые хорошо бы привозить дополнительно силами правительства.
Стоит заметить, что только что назначенный министр транспорта РФ Андрей Никитин в первых же своих комментариях в новой должности затронул тему коллапсов в аэропортах.
«Это один из тех приоритетов, которыми я уже занимаюсь. Безусловно, это не случайность, это не особенность — это та среда, в которой мы должны существовать и строить свою работу исходя из того, что такие риски возможны», — заявил он (цитата по Интерфаксу).
Туристы подстраховались
Задело и туроператоров. В Anex отметили, что некоторые их клиенты не смогли улететь забронированными рейсами из Пулково в Турцию. «Со своей стороны мы делаем всё возможное: предлагаем альтернативные варианты перелёта и пересаживаем наших туристов на другие рейсы», — указали там.
В пресс-службе Национального туроператора «Алеан» сообщили, что массовых аннуляций туров не наблюдают. Если турист приобрёл пакетный тур, включающий проживание и билеты «туда и обратно», и не может вернуться домой из-за транспортного коллапса, компания за свой счёт продлевает ему проживание в отеле и покупает новые билеты.
«Некоторым из тех, кто не смог улететь из Петербурга на выходных, проживание было продлено до 10 июля. На выходных, 5-6 июля, когда в городе проходил марафон и музыкальный фестиваль, подобрать свободные номера было сложно, сейчас нет трудностей с поиском альтернатив. При этом бронирование туров в город продолжается, в том числе на ближайшие даты на этой неделе», — рассказали в компании.
Если же человек приобрёл только проживание, аннуляции проходят по правилам объекта.
В «Интуристе» для иностранных гостей, которые не могут улететь, нашли партнёрский отель в Петербурге, куда заселили группу, не улетевшую из-за отмены рейса Emirates в воскресенье вечером. Туроператор добавил, что предлагает услугу по страхованию от невылета, но, по статистике, ею пользуются на более 10-15% клиентов. Также возможен перенос сроков тура, оформление возвратов, выбор другого направления (например, люди не улетели на Шри-Ланку или в Турцию и им переводят денежные средства на поездку в ОАЭ осенью).
Страховку на случай отмены или задержки рейса предлагают не только туроператоры, но и страховые компании. «Риск “Отмена поездки”, в программу которого включена отмена или задержка рейса, выбирают при оформлении полиса путешественника 5-6% страхователей. Этот показатель стабилен и не подвержен сильным колебаниям, хотя после резонансных событий в аэропортах наблюдаются всплески интереса», — рассказала заместитель директора Департамента методологии и андеррайтинга личного страхования «Росгосстраха» Ольга Купцова.
На случай закрытия аэропортов должны быть оперативные планы по усилению железнодорожного и автобусного сообщения. Там, где это возможно и разумно, конечно. Между Москвой и Петербургом, между Москвой и Нижним Новгородом (на случай вынужденной посадки там самолётов при ограничениях в московских аэропортах) — точно нужно. Это должен инициировать Минтранс. Ночные поезда идут 8-9 часов, дневные (даже не «Сапсаны», а «Аврора») — 5-6 часов. Увеличить их частоту за счёт уменьшения времени отстоя, чтобы поезд за сутки совершал, допустим, не одну поездку в одну сторону, а оборот в обе стороны.
Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров России
Обычно страхование от задержки рейса предусматривает компенсацию за каждый час задержки рейса сверх установленного лимита (как правило, 4-6 часов), а также покрытие расходов на первый день проживания в гостинице и первый день аренды автомобиля при условии невозвратной брони. Кроме того, по полису застрахован багаж и расходы на восстановление документов, а также жизнь и здоровье от несчастных случаев. Ещё один вариант — защита от невозможности использовать стыковочный рейс из-за задержки. Компенсируется стоимость неиспользованного билета, для выплаты нужны данные о задержке рейса и неиспользованного билета. Стоимость такого страхования обычно составляет 300-500 рублей.
Артём Искра, управляющий директор департамента массовых видов страхования компании «Ренессанс страхование»
Сейчас процент аннуляции туров минимален. Если речь идёт, например, о турах выходного дня, могут возникнуть неудобства, поскольку поездка теряет смысл. Тем не менее большинство туристов всё же отправляются в путешествия. Хотя и с задержками, вызванными форс-мажорными обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не несёт ответственности. Чаще всего задержки возникают на популярных маршрутах.
Любовь Воронина, руководитель международных проектов «Слетать.ру» и управляющий директор туроператора Let’S Fly
Идея создания единого регламента действий для перевозчиков при ЧП выглядит странно. Здесь скорее надо рекомендовать пассажирам и туроператорам страховать риски невылетов и создавать штабы для ликвидации последствий блокировки аэропортов, координирующие работу авиапортов, авиакомпаний и местных властей на случай необходимости размещения и обеспечения большого количества пассажиров в случае длительных задержек. При задержках на сутки и более на корреспонденциях между Москвой и Петербургом вполне можно использовать заказной автотранспорт.
Владимир Косой, экономист, президент Центра экономики инфраструктуры
Дарья ДМИТРИЕВА, Дарья ЗАЙЦЕВА, Алёна АЛЁШИНА
Вся пресса за 9 июля 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Авиационное страхование, Страхование выезжающих за рубеж
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 ноября 2025 г.

|
|
Финмаркет, 11 ноября 2025 г.
Сборы страховщиков по долевому страхованию жизни в 2026 году могут составить 20-40 млрд руб.

|
|
Российская газета онлайн, 11 ноября 2025 г.
Как оповещение граждан об изменениях в их полисах ОСАГО поможет отследить мошенников

|
|
ТАСС, 11 ноября 2025 г.
Эксперт Качнов: оценка ущерба обрушения части «Снежкома» может идти более месяца

|
|
Финмаркет, 11 ноября 2025 г.
Депутаты приняли закон о повышении тарифа на получение информации из АИС страхования

|
|
Интерфакс, 11 ноября 2025 г.
Приняты поправки о налоговых льготах по долгосрочным договорам страхования жизни

|
|
Интерфакс, 11 ноября 2025 г.
Перестраховщик Munich Re в III квартале увеличил чистую прибыль более чем вдвое

|
|
Афанасий-биржа, Тверь, 11 ноября 2025 г.
В России лишь 15 процентов владельцев жилья страхуют недвижимость

|
|
ТАСС, 11 ноября 2025 г.
НСИС начала уведомлять граждан об изменениях в полисах ОСАГО

|
|
ТАСС, 11 ноября 2025 г.
Госдума приняла закон об увеличении тарифа на услуги оператора АИС страхования

|
|
СенатИнформ, 11 ноября 2025 г.
ЦБ обещает, что ОСАГО не подорожает из-за роста тарифа информсистемы страхования

|
|
PrimaMedia, Владивосток, 11 ноября 2025 г.
Страховщиков исключают из ОМС — будет некому «выбить» талон и защитить пациентов

|
|
korins.ru, 11 ноября 2025 г.
Глава ВСС назвал драйверы развития страхования жизни на 2026 год

|
|
Gorod.lv, 11 ноября 2025 г.
Страховая компания предупредила о мошеннической схеме на египетских курортах

|
|
ТАСС, 11 ноября 2025 г.
Суммарные премии страховщиков жизни за январь - сентябрь выросли на 26%

|
|
РИА Новости, 11 ноября 2025 г.
Назван возможный ущерб от обрушения колонны «Снежкома» в Красногорске

|
|
Новое телевидение Сибири, Иркутск, 11 ноября 2025 г.
360 тысяч за гибель подростка на путях в Иркутске взыскал суд с РЖД и страховой компании

|
|
ТАСС, 11 ноября 2025 г.
В процесс передачи фондам ОМС функций частных страховых введут особые критерии

|
 Остальные материалы за 11 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|