|
О проблемах и тенденциях на рынке ОСАГО рассказывает заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин.
Профиль,
19 февраля 2007 г.
Андрей Батуркин: "Жизнь и здоровье народ у нас ценит меньше, чем имущество" 1379 просмотров
Хотя закон об ОСАГО действует более 3 лет, на него постоянно жалуются: страховщики - что убытков много, водители - что легче достать звезду с неба, чем получить выплаты. "Дорожные" проблемы корреспондент "Профиля" обсудил с заместителем исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Андреем Батуркиным.
- Закон об ОСАГО действует уже 3,5 года. Какие выводы можно сделать? - По данным экспертов, полисы ОСАГО имеют сейчас около 90% автовладельцев. Для нашей страны это невероятный показатель, ведь бытует мнение, что у нас незаконопослушный народ.
- А что происходит с теми 10% автомобилистов, которые ездят без полиса? - Наивно было бы ожидать, что все 100% автовладельцев окажутся законопослушными. Даже в самых развитых западных странах этот показатель доходит до 95%. Правда, есть уникальный пример - Австрия, где 99% водителей имеют полис автогражданской ответственности. Но там система ОСАГО работает таким образом, что без полиса невозможно получить регистрационные знаки на машину. Их выдает не дорожная полиция, а страховые компании. Один процент незастрахованных приходится на гастарбайтеров, у которых нет постоянного места жительства и их просто тяжело отловить.
- Не стоит ли нам последовать такому примеру? - Мы не ставим целью застраховать все 100% водителей. Сегодня нас больше волнует качество услуги.
- А меня, как водителя, - что будет, если в меня въедет тот самый "бесполисный" водитель. - Если у него нет полиса ОСАГО, выплаты по жизни и здоровью пострадавший может получить из фонда РСА (по итогам 2006 года было выплачено около 10 млн. рублей за таких водителей. - "Профиль"). А за поврежденный автомобиль придется требовать с самого виновника аварии через суд.
- Вы сказали "выплаты по жизни и здоровью". Почему "на людей" приходится только 1,3% от всех выплат ОСАГО? - В первую очередь это связано с тем, что, как ни парадоксально, жизнь и здоровье народ у нас ценит меньше, чем имущество. Во-вторых, большая часть граждан получает лечение через систему обязательного медицинского страхования (ОМС). В-третьих, многие просто не знают, что в рамках ОСАГО можно требовать компенсацию по жизни и здоровью, и не обращаются в страховые компании. По данным ГИБДД, в 2005 году на дорогах в результате ДТП погибло более 34 тыс. человек (хотя не все случаи подпадают под ОСАГО), за выплатами в страховые компании обратились только 5 тыс. человек. А вообще, в Гражданском кодексе сказано: компенсации по жизни и здоровью не имеют срока исковой давности, поэтому сам человек или его родственники могут обратиться за выплатой в любой момент. Если у погибшего остались дети, им будут платить пособие до достижения совершеннолетия из расчета заработной платы погибшего.
- И что, платят? - Да, сегодня более 40 детей получают ежемесячные пособия из фонда РСА. Кроме того, активно обсуждается вопрос о том, чтобы повысить суммы по жизни и здоровью - до 600 тыс. на каждого человека независимо от числа людей, пострадавших в ДТП. Но это надо сначала проверить на практике, потянут ли такие расходы страховщики. Если представить аварию автобуса, то объем выплат по такому случаю может быть весьма значительным…
- К вопросу об убыточности: можно ли верить жалобам страховщиков на то, что заниматься ОСАГО невыгодно? - В свое время авторы закона угадали с базовой ставкой тарифа - 1980 рублей, но, возможно, не вполне угадали с региональными коэффициентами. Логика была правильной: чем крупнее мегаполис, тем больше автомобилей, тем выше вероятность ДТП, а значит, там должны быть самые высокие коэффициенты, и наоборот. На практике получилось иначе: в Москве и Питере положение страховщиков значительно лучше, чем в Якутии и на Урале, где они несут убытки, в частности, из-за маленьких коэффициентов. Хотя средний уровень убыточности сегодня не достиг критических показателей, в отдельных регионах ситуация действительно непростая.
- У западных страховщиков убыточность по ОСАГО выше, чем у нас? - Некорректно сравнивать наши рынки, потому что у нас тарифы устанавливает государство, а на Западе этот этап давно пройден и каждая компания сама устанавливает базовые ставки тарифа и поправочные коэффициенты. Однако наш рынок пока не готов к либеральным тарифам. Отпустить тарифы сегодня - значит спровоцировать демпинг компаний. Уже сейчас есть игроки, которые предлагают скидки в 30-40%, а чем это отличается от свободных тарифов? Компания нарастит базу клиентов, а потом просто не потянет свои расходы. Сегодня страховые компании могут беспрепятственно уйти с рынка, переложив свои обязательства на плечи РСА. Мы, конечно, пытаемся взыскать деньги по суду, инициируем процедуры банкротства, но пока ни одно дело не закончилось и у меня, если честно, мало надежд, что РСА что-то получит.
Вся пресса за 19 февраля 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Динамика рынка, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 октября 2025 г.

|
|
РБК, газета, 30 октября 2025 г.
Защита зашивается в полисы

|
|
korins.ru, 30 октября 2025 г.
ВСС отмечает высокую активность в Ярославской области недобросовестных автоюристов

|
|
Газета.Ru, 30 октября 2025 г.
В России будут введены стандарты страхования общего имущества в многоквартирных домах

|
|
ТАСС, 30 октября 2025 г.
В России введут стандарты страхования общего имущества в многоэтажках

|
29 октября 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 29 октября 2025 г.
ИИ и технологии нового поколения определяют будущее MGA на страховом рынке

|
|
Тренд, Баку, 29 октября 2025 г.
Азербайджан и Турция подписали Меморандум о взаимопонимании в сфере страхования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 29 октября 2025 г.
Риск-менеджеры требуют новой стратегии страхования перерывов в бизнесе

|
|
Казахстанский портал о страховании, 29 октября 2025 г.
Рынок страхования авиаперевозок под давлением рекордных убытков 2025 года

|
|
Рамблер (Rambler News Service, RNS), ИА, 29 октября 2025 г.
Кто такой финансовый омбудсмен и чем он может вам помочь

|
|
СенатИнформ, 29 октября 2025 г.
Набиуллина: для успеха в борьбе с мошенничеством в ОСАГО нужно участие регионов

|
|
cbr.ru, 29 октября 2025 г.
Участникам рынка следует придерживаться единого подхода к информированию клиентов

|
|
CNews.ru, 29 октября 2025 г.
Red Security SOC обеспечит заказчикам компенсацию ущерба в случае успешных кибератак

|
|
Оренбуржье, 29 октября 2025 г.
Проверка репродуктивного здоровья по ОМС

|
|
Время Н, Нижний Новгород, 29 октября 2025 г.
Нижегородские студенты смогут поучаствовать в конкурсе «Знатоки страхования 2025»

|
|
Финмаркет, 29 октября 2025 г.
Количество проблемных регионов в части недобросовестниых практик в ОСАГО снизилось в 6 раз за 3 года

|
|
Интерфакс, 29 октября 2025 г.
Глава ЦБ считает участие регионов в борьбе с мошенничеством в ОСАГО необходимым для успеха

|
|
Авторамблер, 29 октября 2025 г.
Стало известно, заработает или нет система выявления автомобилей без ОСАГО с 1 ноября

|
 Остальные материалы за 29 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|