Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Аргументы и факты, 27 апреля 2014 г.

Страхователи против страховщиков. Варианты развития закона об ОСАГО

К 1 июня должны быть внесены поправки в закон об ОСАГО. Грозят ли они повышением тарифов для всех или ограничатся увеличением коэффициентов для некоторых регионов? Закон об ОСАГО лежит в Госдуме уже второй год в [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Однако, 18 января 2010 г.

Строители пирамид
1568 просмотров

Из-за ошибочных стратегий развития в условиях кризиса многие страховые компании оказались на грани разорения. Теперь им приходится снижать издержки и надеяться на появление в стране новых видов обязательного страхования.

Прошедший год страховой рынок прошел под знаком постоянного демпинга цен. Компании пытались нарастить число собранных премий, чтобы за счет них рассчитаться с клиентами по контрактам, заключенным ранее. Если до начала активной фазы кризиса тарифы компаний ежегодно снижались примерно на 15—18%, то в 2009 году стоимость отдельных видов страхования упала в десятки раз. Особенно усердствовали те, кто хотел нарастить в своем портфеле долю контрактов в розничных видах необязательного страхования. Особенно показателен пример с АвтоКАСКО. Пытаясь сдержать падение собираемости премий, страховщики в массовом порядке предлагали клиентам продукты по цене ниже их себестоимости. На фоне дешевеющего рубля и постоянно растущих цен на услуги автомастерских появлялись многочисленные рекламные объявления типа «КАСКО за 4%» (размер страхового полиса исчисляется в процентном соотношении к стоимости автомобиля, которую определяет страховщик). Политику демпинга проводили даже компании, входящие в Топ-20 отечественного страхового рынка.
Еще весной 2009 года Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) попросила 25 крупнейших компаний предоставить данные о размерах базовых тарифов КАСКО и повышающих коэффициентов, чтобы выяснить среднерыночную стоимость услуг. Ведомство даже опубликовало «тарифную вилку», в которую должны вписываться страховщики. Однако АвтоКАСКО — добровольный вид страхования, и регулятор не вправе вмешиваться в тарифную политику компаний, устанавливая жесткие ценовые рамки. Воспользоваться этим поспешили многие ведущие игроки. Несмотря на то что нижняя граница тарифа КАСКО была рекомендована Росстрахнадзором на уровне 4,5—5%, отдельные компании предлагали приобрести полис даже за 2,9%. А один из страховщиков в своих рекламных объявлениях предлагал скидку в 10% от цены конкурентов. Для некоторых фирм погоня за клиентом закончилась отзывом лицензии. Такая участь постигла, например, компанию «Уралрос», которая, по данным участников рынка, занижала стоимость полисов на 40—45% от средней рыночной цены.

Докатились

«Ценовые войны» на страховом рынке — мина замедленного действия», — предостерегает Игорь Чесноков, руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум». — Активно демпингуя, компании выстраивали пирамиды. Фактически выплаты существующим клиентам производились исключительно за счет поступлений от новых страхователей. Не стоит забывать о том, что размеры вновь поступающих страховых премий, учитывая снижение тарифов, существенно меньше предыдущих. Следовательно, в какой-то момент у компании просто не окажется средств для выплат. Конечно, крупные компании, с достаточным уровнем капитала и резервов, могут продержаться дольше мелких. Но и эффект от проблем с выплатами «крупняка» будет значительно сильнее».
Страховщики рассчитывали пережить кризис, нарастив портфель заказов. Но к концу года их усилия обернулись новыми расходами. Собираемость страховых премий в течение 2009 года снижалась, выплаты, наоборот, росли. Только за девять месяцев прошлого года общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования составила соответственно 722,4 и 529,92 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем собранных премий увеличился на 1,5%, при этом выплаты возросли на 21,9%. А если отбросить показатели обязательных видов страхования, таких как ОМС и ОСАГО, выяснится, что собираемость премий не только не увеличилась, но и ушла в минус почти на 10%.
Например, за девять месяцев компании из Топ-20 в среднем выплатили по АвтоКАСКО 91% от собранных премий. Причем доля этого вида страхования в общем объеме страховых портфелей крупнейших компаний приближалась к 40%. Но эти цифры — средняя температура по больнице. Например, уровень выплат по АвтоКАСКО страховой компании «Россия» составлял порядка 135%, «Оранта страхование» — 121%, «МСК Стандарт» — 112%. Причем у последних двух компаний доля КАСКО в портфеле превышала 60%. «Принципиальная проблема большинства страховщиков заключается в падении объемов премий при стабильном или растущем объеме выплат. Это приводит к росту уровня выплат и в худшем случае — к несоответствию показателей деятельности страховщика требованиям контролирующих и регулирующих органов», — объясняет Татьяна Гар, руководитель Центра стратегического развития страховой группы «УРАЛСИБ».
Анализируя причины столь плачевных показателей, компании спешат обвинить во всем мировой финансовый кризис. Во многом «благодаря» ему, банковский сектор, например, резко сократил объемы кредитования физических лиц на приобретение автомобилей и недвижимости, что, в свою очередь, привело к снижению спроса на полисы. Реальные объемы «добровольно-обязательного» страхования залогового имущества оказались в разы ниже тех, на которые рассчитывали страховщики. Кроме того, отечественные компании почти поголовно начали отказываться от добровольного медицинского страхования своих сотрудников, что также отрицательно повлияло на собираемость премий. Даже несмотря на то, что законодатели в прошлом году приняли налоговые поправки, разрешающие работодателям увеличить расходы на медстраховки с 3 до 6% от фонда зарплаты, немногие фирмы поспешили воспользоваться такой возможностью. По данным опроса «Клерк.Ру», только 18% компаний сегодня оплачивают своим сотрудникам медстраховку. «Причин снижения объемов поступлений много. Это и снижение уровня покупательской способности населения, и рост безработицы, и стагнация кредитного рынка, и падения уровня инвестиционной активности. У каждого сегмента страхования свои причины. Поэтому каждый страховщик испытывает трудности, которые характерны для того страхового сегмента, который преобладает в его портфеле», — резюмирует Татьяна Гар.

Сопутствующие проблемы

Между тем и до кризиса отечественные страховые компании испытывали массу проблем: большинство клиентов были недовольны уровнем предлагаемых услуг. Однако трудности и шероховатости не были заметны в период общего роста рынка, когда недочеты внутренней системы управления, финансового контроля и урегулирования убытков покрывались новыми поступлениями страховых премий. По мнению председателя правления Гильдии актуариев (специалист по финансовой оценке рисков. — Прим. ред.) Владимира Новикова, экстенсивное развитие было в значительной мере ориентировано на подготовку компаний к продаже иностранным инвесторам. Обслуживающие инвесторов консультанты руководствовались примитивными оценками компании по доле рынка или объему собираемых премий. Поэтому российские страховщики с удовольствием подыгрывали их ожиданиям, быстро наполняя свои портфели плохими рисками по неправильным ценам. Мотивировка была простой — разбираться с оптимизацией и наводить элементарный порядок придется уже новому хозяину.
Дополнительной проблемой для предпринимателей стал структурный перекос в сторону операций по страхованию «нежизни». «При развитом рынке страхования жизни можно было бы наблюдать смягчающий эффект для холдингов, имеющих в своем составе компании с лицензией на страхование жизни (традиционно более прибыльный вид страхования. — Ред.)», — отмечает Владимир Новиков. Если бы компании инвестировали в популяризацию договоров страхования жизни, это помогло бы им до кризиса создать необходимую «подушку безопасности» — с помощью грамотно диверсифицированного портфеля. Теперь, прожив почти полтора года с опорой только на собственные силы, многие находятся в щекотливой ситуации, угрожающей порой их существованию. То есть сегодня значительная часть страховщиков вынуждена расхлебывать те проблемы, которые они сами себе создавали в «тучные» годы.

Наука выживать

Потеря привычного уровня прибыльности заставляет страховые компании прибегать к различным приемам компенсации убытков. Самый простой способ — повысить тарифы. «Среди крупных компаний уже наметилась определенная тенденция к росту стоимости полисов, тем не менее подобная политика может не сработать, — говорит Владимир Новиков. — Это связано с тем, что на рынке наблюдается разнонаправленная ситуация — если крупные компании поднимают тарифы, то более мелкие конкуренты привлекают клиентов снижением стоимости услуг».
Куда активнее страховщики используют другой незамысловатый метод — максимально задержать выплаты по наступившим страховым случаям или занизить их размер. Например, по данным Росстрахнадзора, уже по итогам первого полугодия 2009 года число жалоб на страховые компании увеличилось на 51% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Основные претензии клиентов связаны с полисами ОСАГО. При этом более 70% жалуются именно на существенные задержки выплат компенсаций. Второе место (более 12%) удерживают заявления о намеренном занижении страховщиками размеров выплат с использованием «своей» технической экспертизы.
Еще один способ снизить издержки — предлагать за те же деньги услуги более низкого качества. Достигнуть этого можно либо заменив партнеров-исполнителей, либо добиться от них снижения стоимости услуг. Одна из наиболее нашумевших историй связана с компанией «Ингосстрах», которая расторгла договор с сетью медицинских клиник «Семейный доктор». Как уже писал «Однако», в «Ингосстрахе» установили: в прошлом году количество оказанных партнером услуг, вопреки экономическим расчетам, выросло в 1,9 раза, а их стоимость на одного застрахованного увеличилась в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В итоге теперь страховщик направляет клиентов в другие клиники. Похожие ситуации происходят на рынке автострахования. Компания «Ренессанс», неудовлетворенная ценами на услуги по сервису своих партнеров-дилеров «Независимость» и «Мэйджор авто», предложила клиентам обращаться по поводу ремонта ряда иномарок только в дилерский сервис «Блок Акари Моторс». Работу здесь выполняют существенно дольше, хотя цена для клиента осталась без изменений.
Такая практика «продавливания» страховщиками своих партнеров в дальнейшем будет распространяться. Как считает Владимир Новиков, если это явление приобретет системный характер, цены на услуги автосервисов и медицинских клиник (основных партнеров, к которым уходят средства страховых компаний) могут быть снижены на 15—20%. Партнеры заинтересованы в уступках, ведь страховщики обеспечивают их стабильными заказами. Но здесь все зависит от того, как страховщики смогут договориться между собой. В этой связи Владимир Новиков напоминает историю, когда один из автосервисов Nissan резко поднял тарифы на услуги. Страховые компании выступили единым фронтом против такой политики, однако нашелся ренегат, который согласился сотрудничать на новых условиях, чем на корню подорвал сопротивление.

До дна

Нынешний, 2010 год станет наиболее сложным для отечественного страхового рынка. В прошлом году компании еще имели запас прочности, накопленный в предыдущий период роста. Теперь такого преимущества нет. «В 2010 год компании войдут истощенными, с грузом проблем. Большинство имеет отрицательный финансовый результат по страховой деятельности, проблемы с текущей ликвидностью, опережающий рост выплат над сборами, рост мошеннических действий со стороны страхователей, испытывающих трудности с платежеспособностью по кредиту», — комментирует Екатерина Круковская, старший бизнес-аналитик департамента стратегии и маркетинга ОСАГО «Ингосстрах». К слову, в кризис серьезно возросли объемы страхового мошенничества. Во многом это вызвано тем, что компании в погоне за деньгами ослабили контроль над потенциальными клиентами. Например, у тех, кто потерял источник дохода, велик соблазн имитировать угон своей техники или нанести ей ущерб.
Падение страхового рынка в 2010 году продолжится, что приведет к обострению конкуренции. Судя по динамике сборов премий и макроэкономических показателей, российский страховой рынок достигнет дна уже в I квартале 2010 года. Падение сборов по сравнению с I кварталом 2009 года может составить до 10%. «Со второй половины 2010 года будет наблюдаться стагнация либо медленное восстановление рынка чуть выше уровня сборов III—IV кварталов 2009 года», — отмечает Екатерина Круковская.
По мнению Татьяны Гар, в этом году объем рынка (без учета ОМС и страхования жизни) останется на уровне 2009 года. Положительный прирост скорее всего покажут сегменты добровольного медицинского страхования (за счет роста цен на услуги медучреждений), ОСАГО и страхование ответственности (рост по большей части обусловлен вступлением России в международную систему страхования ответственности автовладельцев — «Зеленая карта»). Но подъем будет нивелирован снижением рыночных объемов по другим видам страхования.
Если учесть, что страховые операции имеют определенную инерцию, основные убытки по договорам, заключенным в 2009 году, придутся как раз на 2010 год, а поступления новых премий скорее всего снизятся. «Для страховщиков, которые работали по принципу «новое за старое», проедая резервы, это и будет дно», — уверен Владимир Новиков. Особенно сильно пострадают компании с превалирующим автомобильным портфелем (ОСАГО и АвтоКАСКО), где скопилось наибольшее количество «пирамид». Для фирм, которые следовали принципам страхования, когда собранных премий должно хватать на выплаты по заключенным договорам без привлечения средств новых клиентов, обеспечивали достаточными активами свои резервы, ничего страшного не произойдет. «Самое худшее, что ждет такие компании, это снижение показателей прибыли без угрозы неплатежеспособности. Им придется запастись терпением и ждать лучших времен», — продолжает Владимир Новиков. Николай Кривошеев, руководитель управления маркетинговых исследований и анализа компании «АльфаСтрахование», полагает, что страховой рынок возобновит рост только после того, как начнется экономический подъем. В случае «вползания» в депрессию, темпы увеличения даже обязательных видов страхования, по мнению эксперта, скорее всего, будут стремиться к нулю. Ведь еще до кризиса некоторые авто¬владельцы не торопились покупать, например, полисы ОСАГО.

Консолидируй это

К концу 2009 года страховой рынок покинули около сотни игроков. В 2010 году, по мнению экспертов, с рынка уйдет не меньшее число страховщиков. Ускорить процесс может требование регулятора об увеличении минимального размера уставного капитала (120 млн рублей вместо 30 млн рублей сегодня). «В настоящее время этим требованиям не соответствует половина страховщиков, работающих на страховом рынке. То есть порядка 350 компаний», — рассказывает Екатерина Круковская. Учитывая, что в прошлом году в нашей стране, по данным Росстрахнадзора, действовало более 720 игроков, уже в следующем году рынок может лишиться половины компаний. Однако для рынка это пройдет практически незаметно.
На начало четвертого квартала прошлого года только 630 фирм, занимающихся прямым страхованием, имели ненулевые сборы. Из них практически половина (304 компании) собирала менее 50 млн рублей. «Фактически какие-то активные страховые операции проводит только 300 страховщиков, при этом более 50% суммарных сборов приходится на первую десятку компаний, на долю топ-50 — 80% рынка. Если произойдет двукратное сокращение участников рынка, то мы избавимся от «мертвых душ», — отмечает Екатерина Круковская. Скорее всего, основную роль на российском страховом рынке будет играть первая сотня универсальных компаний (в том числе и дочерние структуры иностранных страховщиков). Еще около 120 специализированных фирм займутся страхованием жизни и перестраховочной деятельностью.
«Уже сейчас первые 200 компаний контролируют более 90% страхового рынка страны. Этого вполне достаточно для нормального функционирования экономики и обеспечения конкуренции», — отмечает Владимир Новиков. Николай Кривошеев, не исключая возможности того, что национальные компании будут забирать крупных региональных или узкоотраслевых игроков с хорошими портфелями, тем не менее считает, что существенного передела рынка в ближайшие год-два не предвидится. Будет столько страховых компаний, сколько потребителю необходимо в текущий момент. Разумеется, значительное уменьшение потребности в страховых услугах повлечет за собой и сокращение числа страховых компаний.

Платить всем

«Крупняк», усиливший свои позиции, неизбежно начнет лоббистское давление на власти с целью максимально увеличить количество обязательных видов страхования для граждан и организаций. Проявления такой активности заметны уже сейчас. Например, Госдума работает над пересмотром коэффициентов по ОСАГО. Вероятно, это только начало. Екатерина Круковская рассчитывает, что впоследствии введение вмененных видов страхования будет способствовать росту страховой культуры, востребованности и понятности страховой услуги для потребителя. В среднесрочной перспективе это послужит развитию массовых добровольных видов страхования и российского страхового рынка в целом, как это было при введении ОСАГО. Обосновывая свою позицию, игроки часто апеллируют к международному опыту. Действительно, в ряде европейских стран обязанность страховать собственное имущество возложена на граждан в законодательном порядке. Поэтому даже кризис не смог серьезно повлиять на собираемость премий в Европе. Однако согласятся ли чиновники с такой логикой? В условиях кризиса, да еще в предвыборный год, заставлять граждан платить за менеджерские просчеты страховых компаний захотят не все. Кроме того, многие помнят и об опыте внедрения ОСАГО. Обязательным его сделали более пяти лет назад, однако механизм урегулирования убытков до сих пор вызывает нарекания и у страховщиков, и у населения.

Дмитрий БЖЕЗИНСКИЙ
Динамика сборов и выплат СК накопительным итогом
ТОП-20 СК (по итогам 9 месяцев 2009 года)


  Вся пресса за 18 января 2010 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Обязательное страхование, Маркетинг, Тенденции, Тарифы, Управление, Автострахование, Кризис и страхование

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Текущая пресса

28 апреля 2024 г.

Правда.ru, 28 апреля 2024 г.
Кое-кто из жителей Кургана не получит страховку после наводнения

Казинформ, Астана, 28 апреля 2024 г.
Реформы в ОСМС: чего ждать казахстанцам и повысится ли качество медуслуг

МК в Пензе, 28 апреля 2024 г.
Пензенцы узнали, в каких случаях страховка покрывает ущерб лобовому стеклу

Ставропольская правда, 28 апреля 2024 г.
Ставрополье стало лидером в стране по объёмам агрострахования за три года


27 апреля 2024 г.

МК в Донбассе, 27 апреля 2024 г.
Продажа полисов ОСАГО стартовала в ДНР

Секрет фирмы, 27 апреля 2024 г.
Ремонт за чужой счёт. Кто возместит ущерб, если машину побило градом или ударило деревом

Банки.ру, 27 апреля 2024 г.
Эксперты выяснили, от чего можно застраховать детей

cbr.ru, 27 апреля 2024 г.
Рассмотрение финансовых жалоб владимирцев станет оперативным

cbr.ru, 27 апреля 2024 г.
Решение Совета директоров Банка России о внесении изменений в решение Совета директоров Банка России о требованиях к деятельности страховых организаций и обществ взаимного страхования от 26 декабря 2023 года

cbr.ru, 27 апреля 2024 г.
Нормативное соотношение собственных средств (капитала) и принятых обязательств страховых организаций

Известия Мордовии, Саранск, 27 апреля 2024 г.
В Мордовии задержан руководитель саранского «СпецСервиса» Михаил Струенков

Экономика и жизнь, 27 апреля 2024 г.
Началась публичная проверка новых справочников

Autonews.ru, 27 апреля 2024 г.
Эксперты объяснили, почему снижается популярность европротокола при ДТП

РБК.Пермь, 27 апреля 2024 г.
Экс-глава «Адониса» Перхун назвал незаконными улики от главбуха Доминовой

CarsWeek, 27 апреля 2024 г.
Водители все чаще отказываются от оформления ДТП по европротоколу

Москва FM, 27 апреля 2024 г.
Популярность Европротокола среди автомобилистов снижается

BezFormata.Ru, 27 апреля 2024 г.
Виновник ДТП возместит расходы по страховой выплате


  Остальные материалы за 27 апреля 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт