Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  За рулем, 29 марта 2014 г.

Автомобилисты предлагают отменить техосмотр

Наш очередной опрос читателей «За рулем.РФ» касался двух вопросов: «Как вы проходили техосмотр на легковом автомобиле?» и «Как следует реформировать действующий техосмотр?». Выяснилось, что большинство респондентов (60%) добросовестно отнеслись к этой процедуре, но все равно 61% считает, что в нынешнем виде техосмотр бесполезен.



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Финансы, 1 февраля 1995 г.

Регулирование перестраховочных операций: необходимость и целесообразность
8838 просмотров

Перестрахование является необходимой составляющей страхового рынка. Можно дискутировать по поводу правового оформления перестраховочных операций: является ли это особой формой страхования и требует ли такого же оформления договора или перестрахование — совершенно особые отношения среди «клуба страховщиков», связанные с перераспределением страховых рисков на качественно ином уровне международного страхового хозяйства.

Перестрахование в еще большей степени, чем сам страхование, раскрывает сущность отношений по перераспределению риска среди участников страховых отношений, когда страховой случай, произошедший, например, в Калифорнии, может привести к катастрофическим последствиям для финансовой устойчивости страховщика в Мюнхене или Москве.

Как известно, условия учреждения и деятельности страховщиков являются предметом особой части национального, а иногда и международного (как в странах ЕС) законодательства. Главное в регулировании со стороны государства — обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика с тем, чтобы обязанности, принятые по договору страхования, по выплате страхового возмещения застрахованным были исполнены полностью и в срок. Это достигается двумя путями:

— повышением требований к размеру уставного капитала при учреждении страхового предприятия — на случай недостаточности привлеченных средств страхователей для осуществления выплат;
— известным требованием по нормированию размера свободных средств страховщика в ходе его деятельности по сравнению с принимаемыми обязательствами (так называемая маржа платежеспособности).

Перестраховщик принимает на себя обязанности в той или иной форме участвовать в обеспечении страховых выплат: при системе квотного договора — в определенной доле от ущерба, при договоре эксцедента — в определенной сумме, превысившей установленную договором маржу размера страховой суммы или убытка. Очевидно, что при этом роль перестраховщика в выполнении первым страховщиком обязательств по договору очевидна, а в случае значительного размера цессии — делается определяющей. Поэтому с развитием мирового страхового и перестраховочного хозяйства все более острым становится вопрос о надежности перестраховочных операций и оценок платежеспособности перестраховщика.

Главная сложность в решении этой задачи состоит в том, что границы перестраховочного рынка много шире рамок национального законодательства, поскольку в одном перестраховочном договоре могут принимать участие перестраховщики, расположенные в Англии, США и Германии — странах, в каждой из которых существуют известные национальные особенности в страховом законодательстве о платежеспособности страховщика.

Рассмотрим некоторые системы, используемые органами страхнадзора различных стран при регулировании перестраховочных операций, а также практику и законодательную базу деятельности государственных перестраховочных компаний в различных странах: их взаимодействие со страховщиками прямого страхования и перестраховочными компаниями национального рынка.

В странах Африки и Ближнего Востока:

— в странах Ближнего Востока нет каких-либо правил контроля за деятельностью международных перестраховочных компаний на национальных страховых рынках, как в области учреждения, так и при трансграничной торговле услугами по перестрахованию;

– в ряде стран (Нигерия, Кения), а также на межгосударственной основе действуют государственные перестраховочные компании ("Африканская перестраховочная корпорация"), деятельность которых основана на специальном законе о перестраховании, предусматривающем обязательную цессию (передачу в перестрахование) ответственности в определенной доле (например, 25% в Кении) по каждому договору страхования, заключенному страховыми компаниями прямого страхования, а также получение доли в определенном размере (также 25% в той же Кении) по всем договорам перестрахования, заключаемым компаниями-цедентами. (При проведении перестраховочных операций на национальном страховом рынке такие государственные компании действуют в условиях конкуренции с международными перестраховочными компаниями.);

— в ряде стран операции по перестрахованию на внутреннем национальном рынке полностью монополизированы государственными перестраховочными компаниями, осуществляющими в свою очередь вторичное перестрахование на международном рынке;

— в ряде стран условия доступа на национальный рынок перестрахования определяются специальным законодательством. Например, в Алжире (при наличии государственной перестраховочной компании, которой в перестрахование также передается установленная доля ответственности и страховой премии по каждому договору страхования, заключаемому компаниями прямого страхования), законодательство требует от иных международных перестраховщиков, с которыми заключаются договоры перестрахования, депонирования в алжирских компаниях прямого страхования 35% резерва незаработанной премии по договорам перестрахования и 100% резерва убытков в денежной форме.

В странах Азии и в Австралии также можно выделить три принципиально разных подхода к регулированию перестрахования:

1) там, где рынки перестрахования (Иран) полностью монополизированы государством, перестрахование проводится государственной перестраховочной компанией;

2) возможен и свободный доступ на рынок перестрахования, однако в ряде стран он сопряжен с выполнением установленных законодательством условий (Австралия);

3) рынки, на которых действуют национальные перестраховочные компании, предполагают обязательную цессию в этих последних определенной доли по договорам прямого страхования всех его видов.

Представляются интересными условия регулирования проведения перестраховочных операций и доступа на рынок перестрахования в Австралии:

1) доступ на национальный рынок перестрахования связан с учреждением на территории страны иностранным перестраховщиком дочерней компании, которой предъявляются четкие требования как по обеспечению финансовой устойчивости (маржа платежеспособности), так и по соблюдению юридических основ проведения перестрахования — контроль за условиями договоров перестрахования.

В случаях, если цеденты прибегают к перестрахованию в компаниях, не зарегистрированных в Австралии, штраф составляет 5% от суммы премии, передаваемой в перестрахование.

В Сингапуре наряду с налоговыми льготами, используемыми для привлечения инвестиций в страхование и перестрахование в части, связанной с налогообложением прибыли, приняты жесткие меры регулирования в области перестрахования. В стране действует национальная перестраховочная компания "Singapure Re", организованная на базе частного капитала, конкурирующая как с другими (всего 35) национальными перестраховочными компаниями, так и с международными перестраховщиками. Отсутствует обязательная цессия в отношениях между перестрахователями и перестраховщиками.

Проведение перестрахования иностранными перестраховщиками разрешено только при регистрации представительства или дочерней компании.

Финансовый контроль при проведении перестрахования даже в случае открытия представительства предполагает контроль за обоснованностью размера резерва незаработанной премии, резерва убытков и резерва по страхованию жизни, образуемых на территории страны по перестраховочным операциям.

В Индии существует четыре государственных компании прямого страхования и одна перестраховочная, главная цель которой — перестрахование на случай катастрофических событий.

В Латинской Америке в 70-е гг. в большинстве стран в целях контроля за оттоком твердой валюты государство монополизировало операции по перестрахованию и создало государственные перестраховочные компании, действующие в условиях обязательной цессии прямыми страховщиками 100% премии по договорам перестрахования или установления обязательной перестраховочной квоты по всем договорам прямого страхования. Однако развитие перестрахования, особенно в случаях обеспечения гарантий при наступлении национальных бедствий и крупных рисков, сталкивается с проблемой низкой финансовой емкости государственных перестраховочных компаний.

В Бразилии перестрахование полностью осуществляется государственной перестраховочной компанией, которой разрешено по рискам, связанным с обеспечением гарантий на случай землетрясений, наводнений и других стихийных бедствий, инвестировать средства страховых резервов за рубеж и прибегать к вторичному перестрахованию на международном перестраховочном рынке.

Аналогичная схема перестрахования использовалась долгое время в Чили. В настоящее время государственная перестраховочная компания находится в состоянии приватизации, осложняющейся неплатежеспособностью компании. В состоянии банкротства находится государственная перестраховочная компания в Аргентине.

В ряде латиноамериканских стран со свободными условиями доступа на рынки перестрахования приняты следующие ограничения:

— обязательная регистрация представительства (без регистрации дочернего предприятия) с указанием лица, уполномоченного вести дела зарубежного перестраховщика;

— предоставление годового отчета головной компании, в некоторых случаях официально подтвержденного.

Появление национальных перестраховочных компаний на рынке национального перестрахования преследовало следующие цели:

1) государственное регулирование рынка перестрахования,

2) сокращение оттока твердой валюты из страны-цедента,

3) создание финансовых гарантий внутри страны на случай наступления чрезвычайных стихийных бедствий и крупных аварий, катастроф.

Национальные перестраховочные компании могут быть организованы в следующих организационно-правовых формах:

1) государственная монополия на проведение перестрахования (100%-ный государственный капитал, 100% — проведение операций по перестрахованию на внутреннем рынке)

2) государственная перестраховочная компания в условиях конкуренции на внутреннем национальном рынке перестрахования (100%-ный государственный капитал, установлена обязательная цессия как в отношении договоров прямого страхования, так и в отношении договоров перестрахования, заключаемых с иными перестраховщиками, национальными и иностранными)

3) национальная перестраховочная компания (частичное участие государства в капитале, обязательная цессия может быть установлена, но исключительно по договорам прямого страхования в отношении рисков по чрезвычайным стихийным бедствиям и крупным промышленным и иным рискам).

(1) и (2) варианты организации перестраховочного рынка сталкиваются с трудностями обеспечения платежеспособности таких компаний.

Принятые меры контроля за проведением перестрахования сопровождаются адекватным финансовым контролем.

Можно выделить следующие основные системы контроля за финансовой устойчивостью перестрахования:

(а) так называемая "английская" система — контроль за финансовой устойчивостью перестраховщика обеспечивается по тем же показателям, что и у компании прямого страхования. При этом при расчете размеров технических резервов в качестве базового показателя используется чистая страховая премия, исчисляемая за вычетом премии, переданной в перестрахование;

(б) так называемая "германская" система — контроль за финансовой устойчивостью перестраховщика не проводится. Финансовый контроль сосредоточен на обеспечении платежеспособности прямого страховщика. При определении размеров технических резервов также используется показатель чистой премии, однако в функции страхового надзора входит контроль за тем, насколько компания — перестраховщик надежна с точки зрения ее финансовой устойчивости и готовности выполнять обязательства, а также контроль за условиями перестрахования. В соответствии со своими полномочиями страховой надзор имеет право потребовать изменить перестраховщика;

(в) так называемая "французская" система, при которой финансовый контроль сосредоточен исключительно на обеспечении платежеспособности страховщика прямого страхования, однако при определении размера страховых резервов используется показатель брутто-страховой премии за вычетом расходов на ведение дел, в том числе и та ее часть, которая передается в перестрахование.
Российское законодательство в вопросах регулирования перестрахования крайне ограничено, лишь в нескольких статьях закона Российской Федерации определены нормы, не регулирующие, а лишь обозначающие место перестраховочных операций на страховом рынке. В частности, установлено, что для проведения исключительно перестраховочных операций необходима специальная лицензия Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, размер уставного капитала специализированной перестраховочной компании установлен в размере 15 млн. руб.

Перестрахование рассматривается как элемент укрепления финансовой устойчивости страховщика: в случае принятия на страхование крупных рисков страховщик обязан передать их долю, превышающую собственные возможности, в перестрахование. Однако главный вопрос для российского рынка сегодня — низкие собственные возможности принимать на страхование значительные риски, что приводит к расширению перестраховочных операций с зарубежными перестраховщиками. Но чем обеспечено выполнение ими обязательств по перестраховочным договорам? Известностью и добрым именем, финансовыми активами, расположенными на территориях других государств, — это максимум того, на что может рассчитывать российский страховщик. Если принять во внимание, насколько бурными темпами развивается офшорный перестраховочный бизнес, общие ранее высказанные соображения о практической нерегулируемости деятельности перестраховщиков по национальным законодательствам даже в стране регистрации, то зыбкость таких гарантий иногда становится очевидной.

Однако решение вопроса о регулировании перестраховочных операций, особенно в режиме трансграничной торговли, требует известной осторожности. Ненужные барьеры на пути международного перестрахования станут тормозом и в развитии национального страхового рынка.

1 Автор благодарит Мюнхенское перестраховочное общество за предоставленную возможность ознакомиться с опытом его международной практики перестраховочных операций.

* При этом в качестве дополнительных мер финансового контроля используются:

а) обязательное депонирование перестраховщиком в компании-цеденте средств в денежной форме в размере резерва заявленных, но не оплаченных убытков по обязательствам, переданным в перестрахование, и, однако достаточно редко, резерва незаработанной премии;

б) "letter of credit" — гарантийное письмо банка, обслуживающего перестраховочную компанию, начинающую операции на внутреннем национальном рынке, которое предоставляет финансовые гарантии деятельности перестраховщика;

в) депонирование в залог (в компании-цеденте, или в государственном банке, или в органах государственного надзора за страхованием) высоколиквидных ценных бумаг, в том числе государственных облигаций страны, в которой расположена головная компания перестраховщика.

** Установлены обязательные условия регистрации (дочернего предприятия или представительства) и финансового контроля за платежеспособностью перестраховочных компаний.

К.Е. ТУРБИНА,
кандидат экономических наук


  Вся пресса за 1 февраля 1995 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Инструменты, Перестрахование, За рубежом
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 10.00 (голосовало: 2 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28          
Текущая пресса

28 марта 2024 г.

Амител, Барнаул, 28 марта 2024 г.
250 тысяч полисов ипотечного страхования жилья оформили в прошлом году в Сибири

НИА Хакасия, 28 марта 2024 г.
В России пострадавшим при ЧС в торговых центрах будут выплачивать по 2 млн рублей

ТАСС, 28 марта 2024 г.
В ЦБ поддерживают идею обязательного страхования посетителей публичных мест

Московский комсомолец, 28 марта 2024 г.
Страховка от страха

Коммерсантъ, 28 марта 2024 г.
Такси до центра

ТагилСити, 28 марта 2024 г.
Ирбитская ЦГБ получила штраф за приписку медпомощи «пациентке» из Нижнего Тагила

Комсомольская правда-Новосибирск, 28 марта 2024 г.
В Новосибирской области страховой агент присвоила почти полмиллиона

НТВ, 28 марта 2024 г.
Страховые выплаты по рухнувшему мосту в Балтиморе станут рекордными

Авторадио, 28 марта 2024 г.
Данные о полисах у перевозчиков включат в федеральную систему

Forbes Казахстан, 28 марта 2024 г.
В 2023 году казахстанцы стали чаще страховать свои жизни из-за возросших рисков

Российская газета, 28 марта 2024 г.
Единый полис ОСАГО России и Беларуси заработает с 1 октября

РБК.Черноземье, 28 марта 2024 г.
Эксперты оценили климатические риски для агробизнеса в Черноземье

Финмаркет, 28 марта 2024 г.
В 2023 году сборы страховщиков жизни выросли на 51,6%, выплаты - на 33,2% - ЦБ РФ

Деловой Казахстан, 28 марта 2024 г.
Система ОСМС: работа по принципу солидарности

РБК (RBC.ru), 28 марта 2024 г.
Минтранс введет систему проверки страховых полисов у такси

Интерфакс-Азербайджан, 28 марта 2024 г.
Азербайджан и Туркменистан договорились о налаживании сотрудничества в сфере страхования

Московский комсомолец, 28 марта 2024 г.
Обрушение моста в Балтиморе может стать крупнейшим страховым случаем


  Остальные материалы за 28 марта 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт