Российская газета,
12 мая 2000 г.
Без страха, но с упреком 619 просмотров
Если вместо договора о лечении в платной клинике вам предлагают оформить страховой полис — не спешите давать согласие. Получить бесплатную, но качественную медицинскую помощь у нас становится все более проблематичным. Но хуже всего то, что зачастую даже уплата кругленькой суммы не гарантирует нас от вольных или невольных ошибок, допускаемых медицинскими работниками при лечении.
А доказать свою правоту пациенту, не имеющему медицинского образования, если он сомневается в качестве оказанной ему помощи, неимоверно сложно. В какой-то мере защитой может служить договор на оказание медицинских услуг, заключенный до начала курса лечения, операции. Ведь в нем оговаривается и конкретная программа действий медицинского персонала, и конкретная сумма за лечение. Но далеко не все клиники, оказывающие платную медицинскую помощь, оформляют такие договоры правильно, с учетом интересов пациента. Нередко договор не заключается вовсе. Например, пациенту В., обратившемуся в известную столичную офтальмологическую клинику, было сказано, что ему будет произведена операция. Но когда дело дошло до оплаты — ему предложили оформить... страховку. Ему вручили полис и программу добровольного медицинского страхования, а также квитанцию за внесенные деньги. Самое интересное началось позже, когда после операции В. не почувствовал улучшения зрения. Тут-то и выяснилось, что клиника не принимает от него никаких претензий, и денег за неудачную операцию возвращать не собирается. Прокомментировать ситуацию мы попросили юриста КонфОП Светлану Завидову. — В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что лежит в основе договора страхования. "Программа добровольного медицинского страхования определяет перечень услуг, организацию и оплату которых в пределах страховой суммы Страховщик гарантирует Страхователю/Застрахованному, при возникновении страхового случая..." В то же время страховым случаем является обращение в медицинское учреждение при: 1) остром заболевании, обострении хронического заболевания и т.д.; 2) осложнениях, возникших в результате и/или как следствие медицинских услуг, полученных при подобном обращении. При этом любой заключаемый договор страхования предполагает наличие некоторого страхового риска (ст. 9 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. — В нашем случае, когда договор страхования заключается после того, как человек обратился за помощью и согласился на операцию, страховой случай уже наступил еще до того, как был заключен договор. Второе. Соотношение размеров страховой суммы (то есть стоимость услуг, на которые имеет право застрахованный в случае наступления страхового случая) и страховая премия (та сумма, что платит застрахованный страховой компании), мягко говоря, наводит на размышления. В полисе В. написано черным по белому: страховая сумма равна 3308 рублям, а страховая премия — 3150 рублей. При этом, хотя это и не зафиксировано, а значит, и трудно доказать, человек фактически платил не 3150 (размер страховой премии), а 3308 (размер страховой суммы). Естественно, что человек, пришедший на операцию, к тому же плохо видящий, вряд ли обратит внимание на то, что в квитанции стоит не та сумма. А если и заметит, то все можно объяснить непроизвольной ошибкой... Третье. Отношения с самим центром помимо записей в медицинских картах никаким образом не оформляются. По сути, заключается договор платной услуги, регулируемой Гражданским кодексом РФ и Законом РФ "О защите прав потребителей". Однако это никак не фиксируется, а оформляется договор "добровольного" медицинского страхования. Итак, если использовать юридическую терминологию, перед нами притворная сделка. То есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку (ст. 170 ГК РФ). Притворная сделка является ничтожной, то есть недействительной. Конечно же, основная цель оформления отношений с пациентом посредством выдачи страхового полиса — уход от налогов. Но нас больше интересует, что в результате получает пациент? Подменив природу заключаемой сделки, человека лишают возможности в случае неблагоприятного исхода операции предъявить клинике требования, предусмотренные Законом "О защите прав потребителей". Нет, конечно, он сможет предъявить требование о возмещении вреда здоровью, но возвратить уплаченную за операцию сумму уже сложно, ведь услуга-то оказывалась для него "бесплатно". Как же с этим бороться? В первую очередь, конечно, нужно еще и еще раз напоминать людям: внимательно читайте документы, которые предлагают вам подписать. А если уж попали в подобную ситуацию, то не бойтесь обращаться в суд. Самое главное — доказать, что вы исходили из того, что платите за операцию. Да и все признаки притворности заключенной сделки налицо. А еще не помешает обратиться с заявлением о недобросовестности поведения медицинского учреждения и страховой компании в налоговую полицию и в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.
Вся пресса за 12 мая 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Добровольное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 октября 2025 г.

|
|
Ведомости онлайн, 6 октября 2025 г.
В ЦБ спрогнозировали рост стоимости ОСАГО на 40% при отмене учета износа

|
|
Парламентская газета, 6 октября 2025 г.
Стоимость ремонта по ОСАГО предложили выплачивать без учета износа деталей

|
|
Парламентская газета, 6 октября 2025 г.
За самостоятельный ремонт машин по ОСАГО могут начать платить больше

|
|
Деловой Петербург, 6 октября 2025 г.
Петербург может стать пилотным регионом для контроля полисов ОСАГО по камерам

|
|
ТАСС, 6 октября 2025 г.
ЦБ: стоимость ОСАГО при отмене учета износа может вырасти на 40%

|
|
Адвокатская газета, 6 октября 2025 г.
Когда потерпевший в ДТП может принять решение о доплате за восстановительный ремонт его ТС?

|
|
Лента.Ру, 6 октября 2025 г.
В Госдуме прокомментировали идею сделать ОМС платным для некоторых граждан

|
|
BFM.Ru, 6 октября 2025 г.
Минфин предложил выплачивать стоимость ремонта по ОСАГО без учета износа деталей

|
|
E1.ru, Екатеринбург, 6 октября 2025 г.
Замминистра финансов РФ предложил изменения в ОСАГО

|
|
ПРАЙМ, 6 октября 2025 г.
В РСА объяснили высокую стоимость ремонта автомобилей

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 6 октября 2025 г.
«РСХБ-Страхование» добилось взыскания более 462 млн рублей с европейского партнера

|
|
Уральский меридиан, Екатеринбург, 6 октября 2025 г.
Суд взыскал с «Ренессанс Страхования» более 1,2 млн рублей в пользу инвалида

|
|
Моё!, Воронеж, 6 октября 2025 г.
200 тысяч воронежцев будут обязаны самостоятельно оплачивать медицинское страхование?

|
|
rtvi.com, 6 октября 2025 г.
«Денег не хватает»: почему Матвиенко предложила собирать по 45 тыс. с неработающих

|
|
Медвестник, 6 октября 2025 г.
В Совфеде предложили собирать с неработающих россиян за ОМС по 45 тыс. рублей в год

|
|
Дейта, Владивосток, 6 октября 2025 г.
Названы отрасли с самыми высокими зарплатами в 2025 году

|
|
РИА Воронеж (Воронежское информационное агентство), 6 октября 2025 г.
Эксперты предупредили об угрозах и рисках в связи с грядущим изменением системы ОМС

|
 Остальные материалы за 6 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|