Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Аргументы и факты, 27 апреля 2014 г.

Страхователи против страховщиков. Варианты развития закона об ОСАГО

К 1 июня должны быть внесены поправки в закон об ОСАГО. Грозят ли они повышением тарифов для всех или ограничатся увеличением коэффициентов для некоторых регионов? Закон об ОСАГО лежит в Госдуме уже второй год в [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Инвестиции в России, 21 августа 2000 г.

Иностранные инвестиции в российское страхование: новый взгляд на старую проблему
7261 просмотр

Инвестиции в отечественный страховой бизнес — не новый объект для иностранных инвесторов. С 1992 г. (с принятием закона о страховании и концом монополии Госстраха) по июнь 1999 г. иностранным инвесторам разрешалось участвовать в уставном капитале российского страхового общества не более чем на 49% и заниматься всеми видами страхования, на которые имелась лицензия Министерства финансов РФ.

Несмотря на это ограничение, в России действовало около 80 страховщиков с иностранным капиталом. С 27 октября 1999 г. 49%-й барьер снят. Теперь иностранные инвесторы могут вкладывать свои капиталы в российское страхование в больших объемах. В связи с этим отечественное страхование можно назвать относительно «новым» рынком для зарубежных инвестиций. Вокруг него формируется целый ряд законодательных норм, в которых иностранные становятся делом сложным и медленным.
Каковы же факторы развития страхового рынка в сложившихся условиях инвестирования в российское страхование? Чтобы ответить на этот вопрос, кратко рассмотрим состояние законодательства в области страхования в России.
С внесением изменений и дополнений в Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 октября 1999 г. существуют следующие основные ограничения деятельности страховых компаний с долей иностранных инвестиций в уставном капитале более 49%.
1. Совокупная квота участия иностранного капитала в российских страховых компаниях — 15% от совокупного уставного капитала российских страховщиков.
2. Минимальный размер оплаченного уставного капитала — не менее 250 тыс. МРОТ (для страховщика) и не менее 300 тыс. МРОТ (для перестраховщика).
3. Руководство компанией должно осуществляться гражданами России, в лице единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера.
4. Иностранный инвестор должен не менее 15 лет являться страховой организацией и не менее 2 лет участвовать в деятельности российского страховщика.
5. Запрещаются следующие виды страхования: жизни, обязательное государственное, имущественное (связанное с государственными нуждами и интересами муниципальных организаций).
6. Дополнительные требования относительно страховых резервов и нормативных соотношений между активами и обязательствами могут устанавливаться органом страхового надзора России.
Анализируя приведенные выше ограничения, хотелось бы с самого начала отметить, что они не столь жесткие, как ожидалось еще в июне 1999 г. Можно предположить, что российские законотворцы решили подойти к развитию отечественного страхования с позиций необходимого, но не чрезмерного протекционизма.
Согласно последним данным, доля участия иностранного капитала в российских страховых компаниях составляет уже 8% от совокупного уставного капитала российских страховщиков, таким образом, до предела ограничения — 15% — остается еще почти половина, то есть 7%. Для иностранных инвесторов самое время, пожалуй, задуматься о начале активных действий по проникновению на российский рынок.
Минимальный размер оплаченного уставного капитала для иностранных инвесторов значительно превосходит соответствующий показатель у отечественных страховщиков: 250 тыс. и 25 тыс. МРОТ соответственно. То же касается перестраховочных обществ: 300 тыс. и 50 тыс. МРОТ. Но для иностранной страховой компании даже десятикратное увеличение уставного капитала означает лишь 830 тыс. долл. для страховщиков и 1 млн. долл. для перестраховщиков, что по западным меркам — очень небольшая сумма.
Тот факт, что руководство страховой компанией с иностранным участием должно осуществляться непременно российским гражданином не является серьезным препятствием для иностранных инвесторов. За последние годы значительно повысилась квалификация персонала российских страховщиков и, не в последнюю очередь, благодаря иностранным компаниям, действующим на российском рынке.
Требование к иностранному инвестору являться страховой организацией не менее 15 лет, которое в более ранних проектах Государственной Думы имело ограничение — не менее 25 лет, не может быть барьером для работы на российском рынке, так как большинство страховых компаний высокоразвитых стран имеет полувековую и более долгую историю. Страхование на Западе успешно развивалось, тогда как в России оно было долгие годы полностью монополизировано государством и из-за отсутствия конкуренции не могло интенсивно расти. Требование об участии в деятельности российского страховщика не менее 2 лет является для иностранного инвестора более серьезным препятствием. С другой стороны, оно является поводом для начала долгосрочного сотрудничества с отечественными страховыми компаниями уже сейчас.
Запрещение проведения определенных видов страхования страховщикам с иностранным участием являлось бы безусловно справедливым с точки зрения здорового российского протекционизма. Но учитывая, что это требование не распространяется на «страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам... на день вступления в силу настоящего Федерального закона, если при этом осуществление соответствующих видов страхования разрешено им лицензиями, выданными до указанного дня», ситуация становится несправедливой по отношению к вновь создаваемым компаниям с иностранным участием. Существенные конкурентные преимущества на основании вышесказанного получают такие компании, как AIG, Zurich и Allianz.
Дополнительные требования относительно страховых резервов и нормативных соотношений между активами и страховыми обязательствами, устанавливаемые Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ, могут быть, безусловно, серьезным барьером для прихода на российский рынок иностранных страховщиков. Ситуация в настоящее время осложняется неясностью и непредсказуемостью таких требований, что является для иностранного инвестора большим фактором риска.
В целом хотелось бы отметить, что российское страховое законодательство стало более конкретным в вопросе регулирования иностранных инвестиций и можно ожидать, что тенденция разумного протекционизма будет продолжена и в будущем.

Основные показатели российского страхового рынка

Страхование в России переживает в настоящее время не самый удачный этап своего развития: организационные, конъюнктурные, финансовые и кадровые проблемы делают его уязвимым в отношении иностранной конкуренции.
Российский страховой рынок демонополизирован с 1992 г., но испытывает инвестиционный голод. Финансовый кризис 1998 г. ударил по крупнейшим страховым компаниям, вынужденным вкладывать большие суммы в ГКО. Из-за сложностей кризисного этапа развития российской экономики началась вынужденная концентрация страхового капитала, число страховщиков снизилось почти вдвое: с 2400 (1997 г.) до 1270 (1999 г.), из которых требования по оплаченному уставному капиталу выполнила только половина компаний.
Сбор премий в долларовом выражении упал почти на 30% в 1999 г. по сравнению с удачным 1997 г., но остался приблизительно на уровне 1998 г. При этом доля обязательного страхования в общем объеме премий постепенно уменьшается и в 1999 г. составила 22%. На долю добровольного страхования приходятся 78%, из которых 37% — на страхование жизни, 9% — на личное страхование, 27% — на имущественное страхование и 5% — на страхование ответственности.
Необходимо отметить, что из-за роста сбора премий по личному страхованию (в основном по страхованию жизни, которое, по сути, представляет собой финансовые зарплатные схемы, а не собственно накопительное страхование) можно ожидать, даже по самым пессимистичным прогнозам, валовой рост премий в 2000 г. на 10-12% от предыдущего года.
В целом поступления страховых премий всего российского страхового рынка в 1999 г. (около 4 млрд дол.) примерно равны годовым поступлениям таких немецких страховых компаний, как «Дебека», «Парион», «Ферзихерунгскаммер Байерн». При этом резервы даже самых крупных российских страховых компаний «Ингосстрах», «Инкорстрах», «Росно», «Спасские ворота») в десятки раз уступают резервам средних иностранных компаний.
Таким образом, российский страховой рынок является очень небольшим и легко поглощаемым (если бы не законодательные ограничения) для иностранных инвесторов.

Государственное регулирование страхования

Российское государство выступает одновременно как регулятор страхового рынка и как его участник (в виде страховых компаний с государственным участием).
Влияние страховых компаний с долей государства на российском рынке очень существенно и необходимо для развития социального страхования и низкоприбыльных видов коммерческого страхования. Объявление «Ингосстраха» о программе принятия на себя рисков других страховщиков по некоторым видам страхования привело только в 1997 г. более 40 страховых организаций в систему «Ингосстраха» в качестве дочерних структур и филиалов. Эта мера позволила обеспечить качественной страховой защитой страхователей и сохранить потенциал негосударственных страховых компаний в государственной системе страхования.
Формы, которые может принимать государственное регулирование страхования, различаются по следующим направлениям:
1. Регулирование страхового рынка с помощью законодательных и исполнительных органов власти (Государственная Дума, Президент, Правительство и др.). В этом направлении законодательно регулируется деятельность страховых компаний, в том числе государственных.
2. Регулирование деятельности страховых компаний, которое осуществляется через орган страхового надзора (Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ), Арбитраж и др.
3. Регламентация договоров страхования, которая осуществляется органом страхового надзора посредством утверждения правил страхования для каждой страховой компании.
Государственное регулирование в России относится к «системе концессий», которая подразумевает наличие государственного разрешения на страховую деятельность, обязательную информацию о деятельности страховых обществ, а также наблюдение за страховой деятельностью от начала и до конца существования страховой компании.
Таким образом, существующая в России система государственного регулирования страхования вполне отвечает мировой практике страхования.

Кадровые проблемы

Из-за многолетней монополии «Росгосстраха» и «Ингосстраха» подготовкой кадров занимался, практически, один вуз — Финансовая академия при Правительстве РФ, где существовало и по сей день функционирует кафедра страхования, выпустившая почти всех известных отечественных теоретиков и практиков страхования.
За последние несколько лет, в связи с возросшим спросом на свободном рынке, о страховании стали задумываться крупнейшие вузы страны. Появились, возродились, усилились кафедры страхования в МГУ, МГИМО, ГУУ, ВЗФЭИ, РЭА им.Г.В.Плеханова и других вузах.
Квалификацию российских страховщиков в среднем пока трудно назвать высокой, так как университеты еще не успели подготовить необходимое число специалистов для растущего рынка.
Недостаток квалификации сотрудников отечественных страховых компаний сказывается, но не оказывает решающего воздействия на уровень развития страхования, так как зачастую в страхование приходят специалисты из родственных областей: финансов, социологии, математики. Кроме того, положительным фактором является наличие значительного числа высококвалифицированных специалистов бывших государственных монополистов, имеющих, в том числе, практику работы за рубежом. При переходе в другие страховые компании их опыт распространяется по страховому рынку.
Кадровая проблема является, безусловно, одной из основополагающих для иностранного инвестора, но вполне решаемой в новых условиях действующей конкуренции на российском рынке труда.

Международная конкуренция по привлечению инвестиций в страхование

Благодаря недавно открывшимся для западных инвестиций восточноевропейским страховым рынкам существует естественная конкуренция по привлечению иностранных инвесторов среди восточноевропейских стран.
Чехия, Болгария, Польша, Венгрия и Румыния оспаривают наряду с Россией и Украиной право на интенсивность финансовых потоков с Запада.
Не только экономические показатели, такие, как объем валовой премии, доля страховых премий в ВВП страны или объем премий на человека, но и вопросы развитости страхового законодательства, в частности, по правилам инвестирования, играют для иностранного инвестора важную роль.
Так, в общих премиях восточноевропейских стран Россия имеет около 40%, Польша — 25%, Чехия — 10%, Венгрия — 7%. Доля страховой премии в ВВП самая большая в Чехии — около 3,4%, в Польше — 3%, в Венгрии — 2,4%, в России — 2%. В объеме премий на человека лидирует Польша (183 долл.), затем идут Чехия (114 долл.), Венгрия (108 долл.) и Россия (30 долл.).
Если по экономическим показателям Россия выглядит вполне конкурентоспособной по сравнению с другими восточноевропейскими странами, то в вопросах страхового законодательства существенно отстает от них.
Россия, как известно, пока не является членом ВТО, хотя и собирается присоединиться к этой уважаемой организации. А вот Чехия, Болгария и Польша ратифицировали соглашения с ВТО по торговле услугами и, в частности, по торговле страховыми услугами еще в декабре 1997 г.
Если обращаться к опыту Чешской Республики, то сначала необходимо отметить, что страховой бизнес в Чехии ранее был сосредоточен в руках крупных национальных страховых компаний. Исключение составляли лишь некоторые виды авиационного и морского страхования. Кроме того, существовали ограничения, касающиеся прямой деятельности иностранных страховых компаний, которые обязательно должны были иметь форму совместных акционерных обществ или дочерних компаний, причем большинство членов правления должны были быть людьми, постоянно проживающими в Чехии. Существовал также запрет на перевод денежных средств страховых компаний за границу. После ратификации соглашений с ВТО этот запрет был снят, и Чехия заявила об устранении монопольных прав национальных страховых компаний на обязательные виды авиационного страхования и страхование автогражданской ответственности.
В Болгарии способы оказания услуг с территории одной страны на территорию другой и на территории одной страны клиентам из любой другой (согласно классификации ВТО) были запрещены, вернее, вопрос оказания услуг по данной схеме, а также образования страховой компании с участием иностранного капитала, либо полностью контролируемой иностранным капиталом, решался правительством в каждом конкретном случае. Способ оказания услуг поставщиком путем присутствия физических лиц одной страны на территории другой страны был и остается запрещенным даже после ратификации соглашений с ВТО. Однако после декабря 1997 г. Болгария пошла на значительные уступки по отношению к иностранным партнерам, в частности, были сняты ограничения на оказание услуг иностранцам, международное сотрудничество и коммерческое присутствие. Значительно упрощена процедура лицензирования для иностранных страховых компаний.
Польша даже до вступления в ВТО имела очень незначительные по сравнению с другими европейскими развивающимися странами ограничения доступа на рынок иностранных партнеров. Для большинства видов страхования и смежных с ними услуг международное сотрудничество и оказание услуг иностранцам не ограничивались. Правда, существовало несколько специфических условий для прямого страхования, перестрахования и ретроцессии, а также брокерской деятельности. Иностранная страховая компания образовывалась только в форме акционерного общества или общества взаимного страхования, за исключением брокеров, ответственность которых могла быть ограничена; причем доля иностранного капитала в страховой компании не могла быть меньше, чем 50% от страховых резервов, гарантирующих выполнение обязательств перед страхователями. Так же, как и в Чехии, денежные средства страховой компании должны были храниться только в национальных банках и сберегательных учреждениях. Что касается оказания поставщиком услуг путем присутствия физических лиц одной страны на территории другой страны, то в Польше не существует никаких соглашений, препятствующих ему, но нет и разрешающих.
Вступление Польши в ВТО упростило доступ иностранных партнеров на ее внутренний страховой рынок. Подписанные соглашения устраняют один очень важный барьер в перестраховании и ретроцессии, касающийся того, что не менее 20% перестраховочной премии должно оставаться в Польше. С января 1999 г. устраняется ограничение участия иностранного капитала в капитале национальной страховой компании не менее 50% от минимального «гарантийного» фонда; отменяется обязательное разрешение правительства на приобретение акций любой компании, которая является держателем более чем 15% акций страховой компании; разрешаются зарубежные капиталовложения, но не более 5% от страховых фондов; снимается запрет на перевод денежных средств за границу.
Страховой рынок Венгрии полностью открыт для иностранных инвесторов. К сожалению, в этой стране практически не осталось отечественных страховщиков, а на смену им пришли западноевропейские страховые компании, во главе с немецкими.
Развивающиеся страны Европы, конечно, в значительной степени открыли свои рынки услуг, в том числе и страховых. Однако следует отметить, что каждая из стран сама выбрала степень открытости своего рынка в зависимости от готовности национального страхования к этому шагу.
Перед Россией в настоящее время серьезно встает вопрос о пределах открытости ее страхового рынка. Учитывая современный уровень международной конкуренции, можно ожидать ускорения развития необходимых предпосылок для улучшения инвестиционного климата в российском страховании.

Консалтинг для иностранного инвестора

В Западной Европе, особенно в Германии и Великобритании, у страховых компаний, желающих расширить свой бизнес в России, накопилось множество вопросов о путях и методах начала их деятельности. В связи с этим хотелось бы предложить следующий алгоритм исследования рынка для иностранных инвесторов.
Во-первых, анализ экономической ситуации в России, включающий кок исследование настоящего положения в народном хозяйстве страны, так и среднесрочный прогноз тенденций его развития. Дополнительным плюсом такого анализа может стать отраслевое или региональное исследование исходя из целевых групп клиентов, интересующих иностранного страховщика.
Во-вторых, анализ российского рынка страхования, включающий обзор законодательных норм, экономических показателей, инвестиционной активности и их сред несрочный прогноз. Важно при этом, чтобы исследование проводилось по интересующим иностранного инвестора отраслям страхования. Дополнить анализ можно «портретами» основных конкурентов или потенциальных партнеров, выбранных из общего числа российских страховых компаний по критериям, разработанным совместно с иностранным инвестором.
В-третьих, исследование соответствия и необходимой модификации страховых продуктов иностранного страховщика для использования на российском рынке Продукты проверяются на возможность их лицензирования в России с доработкой или без, а также на конкурентоспособность и потенциал их продвижения на рынке. При этом логичным продолжением такого исследования может стать поиск возможного российского партнера для сотрудничества в области продажи страховых полисов, рекламной кампании или более глубокой кооперации.
Такие исследования рынка предлагаются в настоящее время многими иностранными консалтинговыми фирмами, имеющими многолетний опыт работы на российском рынке. Обращение к ним значительно облегчает выход на отечественный страховой рынок иностранным инвесторам и служит сотрудничеству между российскими и иностранными страховыми компаниями.
В заключение хотелось бы отметить, что Россия становится привлекательным, хотя и довольно рискованным для иностранного инвестора рынком страхования. Разумный протекционизм в сочетании с экономико-политической стабилизацией должен сделать свое дело' не только привлечь западных инвесторов в отечественное страхование без тяжелых последствий для российских страховщиков, но и интенсифицировать развитие страхования и распространение положительного опыта иностранных страховщиков в России.

Для справки

Страхование иностранных инвестиций

Страхование иностранных инвестиций проводится, как правило, от рисков политических и коммерческих (в том числе риска неплатежа).
Иностранные инвестиции обычно страхуются государственными структурами страны инвестора, в то время как частные страховые компании не рискуют брать на себя такой объем ответственности. Даже если некоторые крупные страховые компании начинают заниматься страхованием иностранных инвестиций, то они заручаются гарантиями государства либо интенсивно используют механизм перестрахования.
Самыми известными считаются государственные программы страхования инвестиций США, Германии и Японии. В России иностранные инвестиции могут страховаться в «Ингосстрахе», «Инкорстрахе» и др. Наиболее развитой признается система страхования политических и коммерческих рисков «Ингосстраха». Хотя следует отметить, что из-за отсутствия опыта страхования иностранных инвестиций в России (вследствие многолетней государственной монополии внешней торговли и, соответственно, отсутствия системы соответствующего страхования) отечественные страховщики вынуждены будут еще долгое время изучать иностранный опыт и стараться вовлечь государство в этот важный и очень капиталоемкий вид страхования — страхование иностранных инвестиций.

Наталия СМИРНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры страхования ВЗФЭИ


  Вся пресса за 21 августа 2000 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Тенденции, Кадры, За рубежом, Регулирование

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 5.00 (голосовало: 2 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Текущая пресса

28 апреля 2024 г.

Правда.ru, 28 апреля 2024 г.
Кое-кто из жителей Кургана не получит страховку после наводнения

Казинформ, Астана, 28 апреля 2024 г.
Реформы в ОСМС: чего ждать казахстанцам и повысится ли качество медуслуг

МК в Пензе, 28 апреля 2024 г.
Пензенцы узнали, в каких случаях страховка покрывает ущерб лобовому стеклу

Ставропольская правда, 28 апреля 2024 г.
Ставрополье стало лидером в стране по объёмам агрострахования за три года


27 апреля 2024 г.

МК в Донбассе, 27 апреля 2024 г.
Продажа полисов ОСАГО стартовала в ДНР

Секрет фирмы, 27 апреля 2024 г.
Ремонт за чужой счёт. Кто возместит ущерб, если машину побило градом или ударило деревом

Банки.ру, 27 апреля 2024 г.
Эксперты выяснили, от чего можно застраховать детей

cbr.ru, 27 апреля 2024 г.
Рассмотрение финансовых жалоб владимирцев станет оперативным

cbr.ru, 27 апреля 2024 г.
Решение Совета директоров Банка России о внесении изменений в решение Совета директоров Банка России о требованиях к деятельности страховых организаций и обществ взаимного страхования от 26 декабря 2023 года

cbr.ru, 27 апреля 2024 г.
Нормативное соотношение собственных средств (капитала) и принятых обязательств страховых организаций

Известия Мордовии, Саранск, 27 апреля 2024 г.
В Мордовии задержан руководитель саранского «СпецСервиса» Михаил Струенков

Экономика и жизнь, 27 апреля 2024 г.
Началась публичная проверка новых справочников

Autonews.ru, 27 апреля 2024 г.
Эксперты объяснили, почему снижается популярность европротокола при ДТП

РБК.Пермь, 27 апреля 2024 г.
Экс-глава «Адониса» Перхун назвал незаконными улики от главбуха Доминовой

CarsWeek, 27 апреля 2024 г.
Водители все чаще отказываются от оформления ДТП по европротоколу

Москва FM, 27 апреля 2024 г.
Популярность Европротокола среди автомобилистов снижается

BezFormata.Ru, 27 апреля 2024 г.
Виновник ДТП возместит расходы по страховой выплате


  Остальные материалы за 27 апреля 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт