Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Аргументы и факты, 27 апреля 2014 г.

Страхователи против страховщиков. Варианты развития закона об ОСАГО

К 1 июня должны быть внесены поправки в закон об ОСАГО. Грозят ли они повышением тарифов для всех или ограничатся увеличением коэффициентов для некоторых регионов? Закон об ОСАГО лежит в Госдуме уже второй год в [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Право и экономика, 30 сентября 2002 г.

Комментарий к Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
1234 просмотра

СТАТЬЯ 10. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

1. Срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора.
Договор обязательного страхования продлевается на следующий год, если страхователь не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия этого договора не уведомил страховщика об отказе от его продления. Действие продленного договора обязательного страхования не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии на следующий год не более чем на 30 дней. При продлении договора обязательного страхования страховая премия на новый срок его действия уплачивается в соответствии с действующими на момент ее уплаты страховыми тарифами.
2. Владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 15 дней.
3. При приобретении транспортного средства (покупке, наследовании, принятии в дар и тому подобном) его владелец вправе заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства обязан до его регистрации заключить договор обязательного страхования на один год в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.
1. К вопросам о сроке действия договора обязательного страхования.
1.1. Законодатель дает так называемый "общий" срок ДОС в 1 год, оговаривая, что исключением являются случаи, когда в исследуемом Законе предусмотрены иные сроки действия такого договора.
1.2. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи говорится о продлении срока действия ДОС. Такой договор автоматически продлевается на следующий год, если только страхователь не позднее, чем за два месяца до окончания срока действия ДОС не уведомляет страховщика об отказе от его продления. При этом действие ДОС не прекращается, в том числе и тогда, когда имел место случай просрочки уплаты страховой премии (со стороны страхователя) на следующий год, но не более чем на 30 дней. В этом варианте выплата страховой премии на новый срок действия ДОС производится согласно существующим на момент выплаты СТ.
2. Индивидуальная особенность страхования ТС, принадлежащих иностранному государству.
Эта особенность заключается в том, что хотя указанные ТС и зарегистрированы в другом государстве, но временно используются в РФ, и владельцы таких ТС обязаны заключать ДОС на срок временного пользования этих ТС, но не менее чем на 15 дней.
3. Другие вопросы приобретения ТС и случаи их страхования.
3.1. Законодатель раскрывает понятие "приобретение". Это не только покупка ТС, но и получение такого имущества в порядке наследования, дарения, а равно иным путем. Владелец данного ТС, приобретая его, вправе (а значит, не обязан) заключить ДОС на срок следования ТС к месту регистрации.
3.2. Однако до регистрации ТС его владелец обязан заключить ДОС на один год по правилам п. 1 комментируемой статьи. Указанная правовая конструкция создана на тот случай, если владелец ТС, вступив в право собственности ТС, временно застраховал его. Затеем, перегнав ТС, например, из Москвы в г. Мурманск, владелец оставил его в своем гараже (либо на автостоянке), собираясь застраховать ТС через определенный промежуток времени, т.е. с момента начала эксплуатации. (Правило здесь одно — владелец ТС обязан страховать его только с момента эксплуатации).

СТАТЬЯ 11. ДЕЙСТВИЯ СТРАХОВАТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ ПРИ НАСТУПЛЕНИИ СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ

1. В случае если страхователь является участником дорожно-транспортного происшествия, он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства.
Предусмотренная настоящим пунктом обязанность возлагается также на водителя, управляющего транспортным средством в отсутствие страхователя.
2. О случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом.
При этом страхователь до удовлетворения требований потерпевших о возмещении причиненного им вреда должен предупредить об этом страховщика и действовать в соответствии с его указаниями, а в случае, если страхователю предъявлен иск, привлечь страховщика к участию в деле. В противном случае страховщик имеет право выдвинуть в отношении требования о страховой выплате возражения, которые он имел в отношении требований о возмещении причиненного вреда.
3. Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховую выплату, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая.
4. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся потерпевших, применяются и в отношении лиц, понесших ущерб в результате смерти кормильца, наследников потерпевших и других лиц, которые в соответствии с гражданским законодательством имеют право на возмещение вреда, причиненного им при использовании транспортных средств иными лицами.
1. О действиях страхователей и потерпевших при ДТП.
1.1. Анализируемая статья, хотя и не является самой большой по объему в настоящем Законе, но, по моему убеждению, является одной из самых сложных. Сложной она будет считаться потому, что все жизненные ситуации при ДТП (именуемые в страховом деле как страховой случай), не "втиснешь" ни в рамки статьи, ни в рамки Закона. Имеется в виду множественное столкновение ТС в результате ДТП. В этих вариантах усложняются правоотношения между страхователями и страховщиками, между последними и ГИБДД. Однако мы постараемся в наиболее доступном виде рассмотреть отдельный вариант столкновения нескольких ТС, в смысле правоотношений как между страхователями, так и между страхователями и страховщиками и между последними и потерпевшими.
1.2. Самая простая схема правоотношений между страхователями при ДТП описана в п. 1 комментируемой статьи. Здесь один участник ДТП обязан сообщить другим соучастникам по их требованию (?) сведения о ДОС, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этих ТС. Такая же обязанность возлагается при ДТП и на водителя, управляющего ТС в отсутствие страхователя.
Рассмотрим указанные правоотношения в несколько упрощенной форме. Участники ДТП: № 1 и № 2, № 3 (условно) совершили ДТП (абстрагируемся от вины). По смыслу исследуемой правовой нормы любой из этих участников не только должен, но и обязан сообщить другому:
а) сведения (видимо, о своем ДОС);
б) показать (по моему мнению) другому участнику ДТП страховой полис (см. комментарий к п. 3 ст. 15 Закона);
в) все участники ДТП (№ 1, № 2, № 3) должны записать (либо запомнить) государственные номера ТС (иначе теряется смысл страхования, ибо истинный виновник может остаться неизвестным).
Но на этом, на мой взгляд, не исчерпываются обязанности страхователей еще и как участников дорожного движения и ДОС. Это сказано к тому, что в Законе фигурирует словосочетание: "по их требованию". Получается, что участник ДТП как страхователь может требовать от другого участника, к примеру, подтверждения наличия страхового полиса, а может и не требовать его (!). Надо полагать, что в Законе должно быть использовано слово "обязаны" вместо словосочетания "по их требованию". Такая замена фраз усилила бы значение обязанности страхователя при ДТП.
2. О пунктах 2, 3 и 4 ст. 11 Закона.
2.1. Основная объединяющая идея комментируемых пунктов данной статьи Закона сводится к правоотношениям в результате ДТП между страхователем и страховщиком. Так, страхователь обязан:
а) в случае причинения вреда своим ТС (владелец) сообщить страховщику о ДТП, причем в тот срок, который указан в ДОС;
б) сообщить страховщику тем способом о ДТП, который также обозначен в ДОС.
Умолчание о ДТП может привести к полной или частичной потере страхового возмещения.
2.2. Страхователь при ДТП также обязан:
а) до удовлетворения требований потерпевших о возмещении вреда предупредить страховщика о возможном иске и действовать согласно его указаниям;
б) если все-таки потерпевший заявил иск, то страхователь привлекает к участию в деле страховщика.
2.3. Невыполнение страхователем вышеупомянутых требований может привести его к невыгодным последствиям: страховщик вправе "выдвинуть в отношении требования о страховой выплате возражения, которые он имел в отношении требований о возмещении причиненного вреда". Такова "закрученная" формулировка второго предложения абз. 2 п. 2 ст. 11 Закона. Говоря проще, если страхователь не предупредил страховщика о причинении вреда при ДТП, не привлек его к участию в деле при заявленном иске, то страховщик все возражения, которые он имеет (имел бы) в отношении потерпевшего, вправе заявить против самого страхователя.
2.4. В вышеприведенном примере об участниках ДТП под № 1, 2 и 3, исходя из последовательности норм п. 2 комментируемой статьи, мы опустили общее правило о вине. Например, участник ДТП № 1 может быть виновником происшествия (одновременно и потерпевшим по своей вине), а участники № 2 и № 3 потерпевшими (вариант столкновения нескольких ТС). Потерпевшие, желая получить страховую выплату, обязаны при первой возможности уведомить об этом страховщика.
2.5. Пункт 4 ст. 11 Закона как бы трактует понятие потерпевших. К ним относятся лица, понесшие ущерб (вред) в результате смерти кормильца, наследники потерпевших. В Законе используется выражение "и других лиц". Это — самое широкое понятие потерпевших, которым согласно гражданскому законодательству возмещается вред в результате ДТП (пешеход, пассажир либо любой иной участник дорожного движения), но под воздействием именно ТС.

СТАТЬЯ 12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА СТРАХОВОЙ ВЫПЛАТЫ

1. Размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его жизни или здоровью, рассчитывается страховщиком в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. Потерпевший обязан предоставить страховщику все документы и доказательства, а также сообщить все известные сведения, подтверждающие объем и характер вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего.
2. При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.
Если осмотр и независимая экспертиза (оценка) представленных потерпевшим поврежденного имущества или его остатков не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования, для выяснения указанных обстоятельств страховщик вправе осмотреть транспортное средство страхователя, при использовании которого потерпевшему был причинен вред, и (или) организовать в отношении этого транспортного средства независимую экспертизу. Страхователь обязан представить это транспортное средство по требованию страховщика в порядке, предусмотренном договором обязательного страхования.
3. Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.
В случае если характер повреждений или особенности поврежденного имущества исключают его представление для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) по месту нахождения страховщика и (или) эксперта (например, повреждения транспортного средства, исключающие его участие в дорожном движении), указанные осмотр и независимая экспертиза (оценка) проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в установленный настоящим пунктом срок.
Договором обязательного страхования могут предусматриваться иные сроки, в течение которых страховщик обязан прибыть для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, с учетом территориальных особенностей их проведения в труднодоступных, отдаленных или малонаселенных местностях.
4. Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество и (или) не организовал его независимую экспертизу (оценку) в установленный пунктом 3 настоящей статьи срок, потерпевший вправе самостоятельно обратиться за такой экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра.
5. Стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.
6. Страховщик вправе отказать потерпевшему в страховой выплате или ее части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, проведенные до осмотра и независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящей статьи, не позволяет достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.
7. В целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства.
Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и порядок их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра экспертов-техников, утверждаются Правительством Российской Федерации или в установленном им порядке.
1. О вариантах определения размера страховой выплаты, в том числе с участием страховщика, эксперта и самого страхователя.
1.1. Статья определяет размеры страховой выплаты в зависимости от конкретной ситуации и должного поведения страхователя и (или) страховщика, включая осмотр и оценку ТС, поврежденных при ДТП, в том числе с проведением экспертизы.
1.2. Законодатель сразу делает оговорку о том, что размер страховой выплаты в пользу потерпевшего (но при причинении вреда жизни и здоровью, а не имуществу) определяется по правилам гл. 59 ГК РФ, которая включает в себя и нормы о страховании. Например, в ст. 1072 ГК РФ "Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность" имеются прямые отсылочные нормы к ст. 931 ГК "Страхование ответственности за причинение вреда" и к п. 1 ст. 935 ГК "Обязательное страхование". Это свидетельствует не только о бланкетности указанных правовых норм, но и об их взаимосвязи с отдельными статьями ГК РФ и положениями настоящего Закона. Правоприменение в данном случае основано именно на взаимосвязи данных и иных правовых актов.
1.3. К обязанности потерпевшего относится также предоставление всех документов и доказательств, всех известных сведений, которые прямо и (или) косвенно подтверждают объем и характер вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего.
2. Страховая выплата при причинении вреда имуществу потерпевшего, который намерен воспользоваться этой выплатой, также напрямую зависит от надлежащего "поведения" самого потерпевшего. Он обязан предоставить поврежденное имущество либо его остатки страховщику для осмотра и организации независимой экспертизы.
При этом страховщик преследует определенную цель: выяснение обстоятельств причиненного вреда и определение размера подлежащих возмещению убытков. Таковы основные идеи содержания абз. 1 п. 2 комментируемой статьи.
2.1. Второй абзац п. 2 данной статьи посвящен обязанностям страхователя предоставить страховщику ТС как для осмотра, так и для проведения экспертизы. Законодатель опирается в данной норме на общее положение: только наличие страхового случая ведет к выплате страхового возмещения. Исходя из этой посылки, а также для определения размера убытков, подлежащих возмещению по ДОС, с целью выяснения указанных выше обстоятельств страховщик имеет право осмотреть ТС страхователя, посредством которого был причинен вред потерпевшему. Страховщик также вправе организовать в отношении этого ТС независимую экспертизу (оценку).
2.2. Правам страховщика соответственно противостоят обязанности страхователя предоставить для осмотра (проведения независимой экспертизы) указанное ТС, в том числе по требованию страховщика согласно ДОС.
3. Другие особенности осмотра поврежденного имущества ТС и пресекательные сроки проведения независимой экспертизы (оценки).
Третий пункт ст. 12 Закона регулирует обязанности страховщика осмотреть ТС при определенных условиях и провести экспертизу (оценку), причем в определенный срок и в определенном месте.
3.1. Законодатель устанавливает общее правило об осмотре поврежденного ТС и его обязанности как страховщика организовать независимую экспертизу (оценку), но не более чем в 5-дневный срок со дня обращения потерпевшего, если иной срок не согласован между страховщиком и потерпевшим.
3.2. Независимую оценку (экспертизу) поврежденного ТС и (или) осмотр страховщик вправе проводить:
а) как по месту нахождения страховщика или эксперта;
б) так и по месту нахождения поврежденного имущества (ТС) и в срок, указанный выше (абз. 1 п. 3 ст. 12 Закона).
При этом выбор места осмотра или проведения экспертизы ТС (его оценки) зависит от "физической" возможности ТС с механическими повреждениями участвовать в дорожном движении.
3.3. В абзаце 3 п. 3 ст. 12 Закона говорится, что согласно ДОС могут устанавливаться иные сроки осмотра и организации независимой экспертизы поврежденного ТС. В этом случае учитывается так называемое географическое месторасположение поврежденного ТС.
4. Пункт 4 данной статьи наполнен демократическим содержанием. Так, если страховщик своевременно: а) не осмотрел поврежденное ТС; б) и (или) не организовал его независимую экспертизу (оценку) (причем в нарушение сроков, установленных п. 3 комментируемой статьи), то потерпевший вправе:
а) самостоятельно обратиться за такой экспертизой (оценкой);
б) при этом страхователь может не предоставлять поврежденное имущество (ТС) страховщику для осмотра.
Это очень важная норма права, позволяющая страхователю (при невыполнении своих обязательств страховщиком) действовать в своих интересах самостоятельно.
5. О стоимости независимой экспертизы. Законодатель не дает ее минимальной и (или) максимальной суммы, на основании которой осуществляется страховая выплата. Эта сумма включается в состав убытков, которые затем возмещает страховщик по ДОС.
6. О праве страховщика по отказу в выплате страхового возмещения. Страховщик вправе отказать потерпевшему в выплате страхового возмещения полностью или частично при следующих обстоятельствах:
а) если произведен ремонт поврежденного имущества (или ТС); б) а равно утилизация его остатков, и они проведены до осмотра ТС и проведения независимой экспертизы (оценки). Такое право будет оставаться за страховщиком в том случае, если указанный ремонт (утилизация) не позволяет достоверно установить факт ДТП, а точнее, наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению согласно ДОС.
7. В абзаце 7 ст. 12 Закона законодатель указывает на проведение экспертизы, причем именует ее так: "независимая техническая экспертиза транспортного средства (ТС)". При этом указывается, что экспертиза назначается в целях выяснения следующих обстоятельств:
а) наступления страхового случая;
б) установления повреждений ТС;
в) установления причин ДТП;
г) выявления технологии, методов и стоимости ремонта ТС.
Является ли перечень вопросов, которые решаются при проведении этой экспертизы, исчерпывающим или нет? В Законе не дается ответа на этот вопрос. Как быть, если без ответа на этот вопрос не может быть решено дело?
7.1. Законодатель уходит также и от прямого ответа на вопрос о круге обязанностей эксперта и указывает на это в абз. 2 п. 7 данной статьи.
Так, правила проведения независимой экспертизы ТС, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и порядок их профессиональной аттестации, ведение государственного реестра экспертов-техников, утверждаются Правительством РФ или в установленном им порядке.
7.2. Вопросы, которые правомочны решать эксперты-техники, не могут быть, по моему убеждению, ограничены рамками настоящего Закона.
7.3. Вопросы назначения и проведения экспертиз являются наиважнейшими. Во-первых, потому, что они подтверждают факт ДТП (страховой случай) или отрицают его. Во-вторых, потому, что подтверждение страхового случая — основание для выплаты страхового возмещения.
Учитывая вышеизложенное, вопросы назначения и проведения экспертиз следует рассмотреть подробнее. Кроме того, зачастую ДТП связаны с расследованием соответствующего уголовного дела (ст. 125, 264, 265 УК РФ), а по этим делам в подавляющем большинстве случаев проводится экспертиза, причем по правилам уголовного процесса. Таким образом, необходимость (хотя бы концептуального) краткого исследования вопросов экспертизы явно очевидна, а тем более в свете нового УПК РФ.
7.4. Экспертизу вправе назначить сам потерпевший (см. также п. 4 ст. 12 Закона), суд (АПК, ГПК и УПК РФ), а также дознаватель, лицо, производящее дознание, и соответствующий прокурор.
Но вначале отметим следующее. Во исполнение Федерального закона от 31 мая 2001 г. "О государственной судебной экспертной деятельности в Российской Федерации" (СЗ РФ. — 2001. — № 23. — Ст. 2291; 2002. — № 1. — Ч. 1. — Ст. 2) Минюст РФ приказом от 23 января 2002 г. № 20 утвердил "Положение об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации". Данное Положение устанавливает порядок аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях (СЭУ) Министерства юстиции РФ с целью соответствия их уровня профессиональной подготовленности для производства судебных экспертиз. Соответствующая комиссия правомочна выдать "Карточку судебного эксперта" (приложение 3) и свидетельство (приложение 4) (РГ, 12 февраля 2002 г.).
7.5. Согласно УПК РФ 2001г. экспертиза, проведенная по уголовному делу, является одним из основных способов сбора доказательств. В соответствии с ч. 2 ст. 74 УПК РФ заключения и показания эксперта допускаются в уголовном судопроизводстве в качестве доказательств.
Остановимся только на общих основаниях назначения экспертизы.
Экспертиза не может быть проведена по инициативе самого эксперта, вне рамок соответствующего уголовного процесса, а также лицом, не являющимся специалистом в области знаний, которой требуются ответы на интересующие следствие (дознание, суд) вопросы (абз. 1 и 2 ч. 4 ст. 57 УПК РФ).
Отныне в УПК РФ нет легального определения понятия экспертизы, как это было в ст. 78 УПК РСФСР. В статье 57 УПК РФ с названием "Эксперт" фигурирует лишь такое определение: "Эксперт — лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения" (ч. 1 ст. 57 УПК РФ).
Вызов эксперта, назначение и производство экспертизы регулируются ст. 195-207; 268; 282 и 283 УПК РФ.
Новеллой ст. 57 УПК РФ является правило о праве эксперта привлечь к проведению экспертизы других экспертов, а также положение о том, что отныне эксперт не только присутствует при производстве следственных действий, но и вправе участвовать в них, задавая вопросы участникам следственного действия, но лишь через следователя. Право эксперта давать заключение является и его обязанностью.
В части 3 ст. 57 УПК РФ перечисляются права эксперта, а в ч. 4 ст. 57 — его обязанности. За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность по ст. 307 УК РФ, а за разглашение данных предварительного расследования — по ст. 310 УК РФ (ч. 5 и ч. 6 ст. 57 УПК РФ).
Данные критерии с учетом положений ст. 196 УПК РФ, устанавливающей случаи, в которых проведение экспертизы является обязательным, позволяют сделать вывод о том, что в делах о нарушении ПДД по принципам ст. 264 УК РФ только следователь решает, необходимо проведение экспертизы или нет. Это правило вытекает также из ст. 195 УПК РФ.
Экспертизу можно условно разделить на три типа — специфическую, традиционную и комиссионную.
Специфическая экспертиза может называться иногда автороведческой.
Вышеобозначенная классификация экспертиз носит чисто научный или познавательный характер, т.к. УПК РФ официально дает правоприменителю только четыре вида экспертиз: комиссионную судебную (ст. 200 УПК, Приложение 63 к УПК РФ); комплексную судебную (ст. 201 УПК, Приложение 64 к УПК РФ); дополнительную (ч. 1 ст. 207 УПК) и повторную (ч. 2 ст. 207 УПК) судебные экспертизы (приложение 65 к УПК РФ).
Комиссионная судебная экспертиза производится не менее чем двумя экспертами одной специальности. Комиссионный характер экспертизы определяется следователем либо руководителем экспертного учреждения, которому поручено производство судебной экспертизы (ч. 1 ст. 200 УПК РФ).
Если по результатам проведенных исследований мнения экспертов по поставленным вопросам совпадают, то ими составляется единое заключение. В случае возникновения разногласий каждый из экспертов, участвовавших в производстве судебной экспертизы, дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласие (ч. 2 ст. 200 УПК РФ).
Судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной (ч. 1 ст. 201 УПК РФ).
В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной судебной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвовавший в производстве комплексной судебной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность (ч. 2 ст. 201 УПК РФ).
О дополнительных и повторных судебных экспертизах сказано соответственно в ч. 1 и 2 ст. 207 УПК РФ.
Дополнительная и повторная судебные экспертизы назначаются и производятся в соответствии со ст. 195-205 УПК РФ (ч. 3 ст. 207 УПК РФ).
Об общих процессуальных вопросах из области назначения и проведения экспертиз.
1) Следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы и получить разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий, что отражается в заключении эксперта (ст. 197 УПК РФ).
2) Расширены права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля при назначении и производстве судебной экспертизы (ст. 198 УПК РФ). При этом абсолютной новеллой является положение о праве потерпевшего знакомиться с постановлением о назначении экспертизы, заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве экспертизы в другом экспертном учреждении.
3) Судебная экспертиза может проводиться в экспертном учреждении и вне его (ст. 199 УПК РФ).
4) В заключении эксперта указываются: дата, время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; должностное лицо, назначившее судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении, а также фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность; сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объекты исследований и материалы, представленные для производства судебной экспертизы; данные о лицах, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методик; выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование (ч. 1 ст. 204 УПК РФ).
Если при производстве судебной экспертизы эксперт установит обстоятельства, которые имеют значение для уголовного дела, но по поводу которых ему не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении (ч. 2 ст. 204 УПК РФ).
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотографии, схемы, графики и т.п.), прилагаются к заключению и являются его составной частью (ч. 3 ст. 204 УПК РФ).
5) Следователь вправе по собственной инициативе либо по ходатайству лиц, указанных в части первой ст. 206 УПК РФ, допросить эксперта для разъяснения данного им заключения. Допрос эксперта до представления им заключения не допускается (ч. 1 ст. 205 УПК РФ).
6) Эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством судебной экспертизы, если они не относятся к предмету данной судебной экспертизы (ч. 2 ст. 205 УПК РФ).
7) Протокол допроса эксперта составляется в соответствии со ст. 166 и 167 УПК РФ (ч. 3 ст. 205 УПК РФ).
8) Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение, а также протокол допроса эксперта предъявляются следователем подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, которым разъясняется при этом право ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной экспертизы (ч. 1 ст. 206 УПК РФ).
9) Если судебная экспертиза производилась по ходатайству потерпевшего либо в отношении потерпевшего и (или) свидетеля, то им также предъявляется заключение эксперта (ч. 2 ст. 206 УПК РФ).
Об эксперте и экспертизе говорится также и в других статьях УПК РФ. Например, в гл. 36 УПК "Подготовительная часть судебного заседания" в ст. 269 УПК РФ.
В ходе товароведческой экспертизы зачастую решаются вопросы об определении стоимости ущерба, в том случае, если есть основания сомневаться в заявленной потерпевшим (страхователем) цифре.
Данная экспертиза может быть назначена как отделам товароведческих экспертиз экспертных учреждений Министерства юстиции РФ и МВД РФ, так и соответствующим специалистам, каковыми могут быть признаны представители фирм, профессионально занимающихся оценкой ТС в результате ДТП.
7.6. Методика проведения автороведческой экспертизы является не такой уж и простой. Подсчет имущественного вреда ТС осуществляется по формулам и по строго определенной методике. (11).

СТАТЬЯ 13. СТРАХОВАЯ ВЫПЛАТА

1. Потерпевший вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы. Заявление потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате, с приложенными к нему документами о наступлении страхового случая и размере подлежащего возмещению вреда направляется страховщику по месту нахождения страховщика или его представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат.
Место нахождения и почтовый адрес страховщика, а также всех его представителей в субъектах Российской Федерации, средства связи с ними и сведения о времени их работы должны быть указаны в страховом полисе.
2. Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и приложенные к нему документы в течение 15 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ.
До полного определения размера подлежащего возмещению вреда страховщик вправе по заявлению потерпевшего произвести часть страховой выплаты, соответствующую фактически определенной части указанного вреда.
По согласованию с потерпевшим и на условиях, предусмотренных договором обязательного страхования, страховщик вправе в счет страховой выплаты организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества.
3. Если при наступлении страхового случая страховые выплаты должны быть произведены нескольким потерпевшим и сумма их требований, предъявленных страховщику на день первой страховой выплаты по этому страховому случаю, превышает страховую сумму по обязательному страхованию (статья 7 настоящего Федерального закона), страховые выплаты производятся пропорционально отношению страховой суммы к сумме указанных требований потерпевших.
4. Страховщик освобождается от обязанности произвести страховую выплату в случаях, предусмотренных законом и (или) договором обязательного страхования.
1. Рассматриваемая статья регулирует не столько страховую выплату, сколько порядок и процесс такой выплаты потерпевшему.
1.1. Общее правило здесь таково: потерпевший вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда (жизни, здоровью и имуществу), но в пределах страховой суммы.
1.2. При этом потерпевший, подавший заявление о СВ, должен приложить к нему (помимо общих реквизитов, обычных требований к заявлению и документов):
а) документы о наступлении страхового случая;
б) документы о размере подлежащего возмещению вреда.
"Общим" документом следует считать справку о ДТП, а "реквизиты" включают в себя: почтовый индекс и юридический адрес страховщика, адрес и почтовый индекс отправителя — потерпевшего, а содержание текста должно обосновывать требование о возмещении вреда, включая последовательность наступления страхового случая.
1.3. Все сведения о страховании (адрес, местонахождение) указываются в страховом полисе (см. комментарий к п. 3 ст. 15 Закона).
2. Страховщик, получив заявление с приложенными к нему документами от потерпевшего, обязан рассмотреть его в течение 15 дней и принять одно из следующих решений:
а) произвести СВ потерпевшему;
б) либо отправить мотивированный отказ.
Заявление страховщику лучше всего направлять заказным письмом или сдавать его в приемную (канцелярию), где на копии письма будет подпись лица, принявшего письмо, и пометка: "1-й экземпляр заявления получен". Указанное правило надо соблюдать хотя бы для того, чтобы впоследствии сохранилось доказательство, подтверждающее факт направления (получения) страховщиком заявления.
2.1. Может произойти и так, что как потерпевший, так и страхователь не знают окончательной суммы вреда, причиненного потерпевшему. Как быть? В этом варианте страховщик вправе (но не обязан) в счет СВ организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества. 3. Пункт 3 составлен, конечно же, в интересах страховщиков, и предусматривает случай причинения вреда нескольким потерпевшим (столкновение нескольких ТС). В этом варианте наступает несколько страховых случаев, а значит, и несколько СВ в пользу потерпевших. Но, как это часто случается, сумма их требований, предъявленных к страховщику на день первой страховой выплаты по этому страховому случаю, оказывается больше страховой суммы по ДОС (см. комментарий к ст. 7 данного Закона), тогда страховые выплаты производятся пропорционально отношению страховой суммы к сумме требований потерпевших.
4. Страховщик освобождается от обязанности произвести СВ в двух случаях:
1) если это предусмотрено в Законе;
2) либо вытекает из ДОС.

(Продолжение следует.)

ЛИТЕРАТУРА
(1) См. Положение о Фонде социального страхования РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (САПП РФ. — 1994. — № 8. — Ст. 599); постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации" (СЗ РФ. — 1997. — № 48. — Ст. 5555); постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139 "Об Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах" (СЗ РФ. — 1998. — № 40. — Ст. 4968); постановление Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. № 907 "О внесении изменений в Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска" (РГ. — 31 декабря 2001 г.).
(2) См. Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. № 667 "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования" (САПП РФ. — 1994. — № 15. — Ст. 1174).
(3) См. письмо Министерства финансов РФ от 7 октября 1997 г. "О порядке лицензирования правил страхования граждан, выезжающих за границу" (Страховое дело. — 1998. — № 1. — С. 5-6).
(4) См. приказ Росстрахнадзора от 18 мая 1995 г. № 0202/13 "Об утверждении "Положения о страховом пуле" (Финансовая газета. — 1995. — № 28).
(5) Российская газета. — 2001. — 21 ноября.
(6) Российская газета. — 2002. — 18 января.
(7) Демидов И.Ф. Комментарий к ст. 2 УК РФ. Комментарий к УК РФ / Под общ. ред. Мозякова В.В. — М., Экзамен, 2002. — С. 11.
(8) Гусев О.Б., Завидов Б.Д., Слюсаренко И.М. Противоречия законодательства (Справочник юриста). — М., Экзамен. — 2001.
(9) См. Конвенция о дорожном движении. Конвенция о дорожных знаках и сигналах. — М., Транспорт. — 1971.
(10) См. Юридическая энциклопедия (Изд. г-на Тихомирова М.Ю.). — М., Юринформцентр. — 1997. — С. 386.
(11) См. Власов В.В. Параграф 2 главы 7 "Назначение и проведение автороведческой экспертизы по делам о ДТП. Вопросы БД". / Под общ. ред. В.А. Алферова и В.А. Федорова. — М., ИПК "Лига Разум" . — 1998. — С. 263-269.

Завидов Борис Дмитриевич, кандидат юридических наук, специалист по гражданскому и хозяйственному законодательству, по вопросам транспорта и дорожно-транспортных происшествий. Обладатель медали А.Ф.Кони, член Союза журналистов России.
Родился 9 июля 1948 г. в Пинске Брестской области. В 1975 г. окончил Харьковский юридический институт. Работал стажером городской прокуратуры, следователем, помощником прокурора, адвокатом, преподавателем гражданского права в коммерческой академии, начальником юридического отдела многопрофильной московской фирмы. В настоящее время — ст. научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ. Зам. главного редактора журнала "Российский следователь".
Автор более 150 различных работ (брошюры и книги).


  Вся пресса за 30 сентября 2002 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Текущая пресса

27 апреля 2024 г.

raexpert.ru, 27 апреля 2024 г.
«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг АО «Тинькофф Страхование» до уровня ruАА

Авто.ру, 27 апреля 2024 г.
Водители стали отказываться от европротокола

Владимирские ведомости, 27 апреля 2024 г.
Жители Владимирской области стали реже писать жалобы на работу банков

Газета.Ru, 27 апреля 2024 г.
В России второй год падает число оформлений ДТП по европротоколу

Правда.ru, 27 апреля 2024 г.
«Эксперт РА» предрёк замедление темпов роста страхового рынка

Мотор, 27 апреля 2024 г.
Российские водители отказываются оформлять аварии без ГИБДД

Правда.ru, 27 апреля 2024 г.
Агентство по страхованию вкладов вводит собственное страхование сотрудников

Ярославский регион, 27 апреля 2024 г.
Ярославцы стали чаще страховаться от несчастных случаев и болезней

Правда.ru, 27 апреля 2024 г.
Что делать, если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО

Интерфакс, 27 апреля 2024 г.
ЦБ хочет регулярно публиковать соотношение собственных средств страховщиков и обязательств

Правда.ru, 27 апреля 2024 г.
Махинации с полисами КАСКО и ОСАГО

РИА Курск, 27 апреля 2024 г.
Курянам рассказали о системе ОМС

Правда.ru, 27 апреля 2024 г.
Страховка от РЖД: специфика

Корабел.ру, Санкт-Петербург, 27 апреля 2024 г.
Индия выдала разрешение российским компаниям на морское страхование

Тарантас Ньюс, Брянск, 27 апреля 2024 г.
Водители в России стали отказываться от европротокола

Новые Известия, 27 апреля 2024 г.
Глава ИЭФ Громов про экспорт нефти в Индию: «Там уже создан механизм против санкций»

BFM.Ru, 27 апреля 2024 г.
На платформе Yandex Cloud организовано хранилище данных для «Ренессанс страхования»


  Остальные материалы за 27 апреля 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт