Самарское обозрение,
18 октября 2000 г.
В начале взлета
327 просмотров
Первая половина 2000 года продемонстрировала сохраняющуюся тенденцию роста масштабов российского и самарского страховых рынков. В 2001 году, по прогнозам экспертов, рост продолжится и превзойдет наблюдавшиеся ранее показатели. Чем вызван этот процесс? Как будут жить страховщики дальше? Что они смогут предложить своим клиентам в новом веке? Об этом в интервью "СО" рассказывает руководитель межрегиональной инспекции страхового надзора Минфина РФ Виктор Лисин.
— Сегодня можно объективно говорить о том, что интерес к страховому рынку растет в буквальном смысле слова не по дням, а по часам. В течение 2000 года о своем интересе к нему заявили многие ведущие российские банки и финансово-промышленные группы — я имею в виду МДМ-банк, Альфа-банк и другие. Чем вызван этот процесс и какие перспективы в связи с этим появляются у страховщиков?
— Прежде всего показателями страхового рынка. Динамика роста его активов несопоставима ни с чем в России, и мне кажутся оправданными прогнозы, что рынок вскоре выйдет на показатель в 200 миллиардов рублей. Что сопоставимо с объемом привлеченных частных вкладов в банковской системе. Не считаться с этим трудно, если не сказать глупо. Поэтому интерес финансово-промышленных групп вполне обоснован: они хотят присутствовать на этом перспективном рынке. И кстати сказать, те группы, которые представлены в Самаре, поняли это достаточно давно и прочно застолбились в тех или иных секторах. Что же касается перспектив, то рынок ждет широкомасштабных инвестиций, причем западных. Это тоже все прекрасно сознают. Мне кажется весьма показательным тот факт, что бывший президент Мост-банка сегодня возглавляет страховую компанию "Спасские ворота".
— Стоит ли в связи со всеми происходящими событиями ожидать укрупнения рынка, поглощения одними страховыми компаниями других? И как в этой ситуации будут чувствовать себя региональные компании, которым, вероятно, придется столкнуться с более жесткой политикой своих московских конкурентов?
— Укрупнение на рынке, безусловно, будет происходить. Но это в первую очередь коснется компаний, работающих в рамках одних и тех же групп. Например, сегодня на примере "ЮКОСа" можно наблюдать попытку создания страховой группы, которая представляла бы собой некое единое целое и обслуживала интересы всех системных предприятий и их работников. Но я не думаю, что подобные процессы в обозримой перспективе как-то скажутся на самарских компаниях. Наоборот, в последние годы существует тенденция роста доли самарских компаний как в целом в объеме самарского страхового рынка, так и в объемах добровольного страхования. Соответственно, роль филиалов падает. И это неслучайно. Региональные страховщики более умело лоббируют свои интересы. Это с одной стороны. С другой стороны, профессионализм позволяет им сохранять свои позиции даже в том случае, если та или иная московская группа получила возможность влиять на их клиентов, учредителей и т.д. Регионалы уже давно не дилетанты. Пример — компания "Инвестфлот", ранее ориентировавшаяся на "Волготанкер", а теперь активно развивающая работу в других регионах страны, в новых секторах рынка.
— Возможно, вхождению москвичей мешает в том числе и то, что многие привлекательные для них клиенты имеют свои собственные кэптивные компании?
Да, на ситуацию объективно влияет наличие страховых компаний, в которых есть интересы крупных самарских и тольяттинских корпораций и групп. Но я бы не согласился с тем, что это основополагающий фактор. Регионалы составляют реальную конкуренцию практически во всех секторах рынка. И кэптив, точнее бывший кэптив, играет здесь большую роль.
— Т.е. тенденция превращения кэптивных страховых компаний в универсальные усиливается?
— Конечно. Компании развиваются. Посмотрите, например, на "Инкасстрах". По моей информации, в этой компании, имеющей федеральный размах и сеть филиалов по всей стране, четко поставлен вопрос о том, что директор филиала и весь филиал живет на средства, которые он заработал на добровольном рынке, минуя кэптив в лице управления инкассации. И как следствие, сегодня тот же "Инкасстрах" составляет реальную конкуренцию в Самаре по части автострахования. Это нормальный пример. Причем вопрос упирается не только и не столько в кэптивные компании. Дело в том, что все самарские страховщики, числившиеся в лидерах, демонстрируют постоянный рост показателей. Как правило, прирост по полугодию составляет 140%. Есть исключения: "Самара-АСКО" — 274%, "Самара-РОСНО" — 204%.
— Но это ведь по большей части цифры, связанные с обслуживанием юридических лиц. А растет ли интерес со стороны населения, и хотят ли сегодня, на ваш взгляд, сами страховщики идти в розницу?
— Рост, конечно, есть, увеличиваются объемы страхования жилья, машин. Но пока все не так гладко. В этом виноваты и сами страховщики. Многие из них просто не хотят заниматься розницей. Это ведь требует больших затрат как финансов, так и времени. А результаты начнут сказываться очень нескоро. Кстати, это можно наблюдать на примере страховых агентов. Как правило, с физическими лицами работает их старое поколение, еще то, что было в Госстрахе. А молодых интересуют исключительно предприятия — это выгоднее. Да и в официальных структурах пока желания создавать условия для возникновения такого массового на Западе продукта, как долгосрочное страхование жизни, пока не наблюдается. Хотя это могли бы быть огромные инвестиционные потоки, с учетом того, что в Германии, например, минимальные сроки такого страхования составляют 10-12 лет. Но тем не менее рост будет. И здесь есть хороший довод. Ведь страховщики не подвели своих клиентов в августе 1998 года, как это сделали многие банкиры. А это имеет большое значение.
— Но ведь были ситуации, когда клиенты страховых компаний испытывали серьезные проблемы с выплатами? Они не могут возникнуть в Самарском регионе?
— Таких случаев очень мало, и все они происходили в столице. Проблемы были с "Континент-полисом", "Народным резервом", и как правило, в области автострахования. В Самаре этого нет и не было. Хотя бы потому, что в регионе нет ярко выраженных случаев демпинга по тарифам, нет желания захватывать рынок любой ценой. У нас он цивилизовался. Есть широкий спектр услуг, вплоть до круглосуточной техпомощи. И есть стремление страховщиков сделать клиентов еще более защищенными. На сегодняшний день "Самара-АСКО" и "АстроВолга" вошли в перестраховочный пул по страхованию автотранспорта. Автомобили перестраховываются в американской компании, что позволило региональным компаниям снизить расценки и увеличить объемы привлекаемых средств.
— Какие направления страхования, по вашему мнению, будут активно развиваться в 2001 году?
— Я думаю, что это страхование автотранспорта, жилья, имущества, ДМС. Во многом на рынок повлияет майское решение о том, что в затраты можно включать страховые платежи в размере 3% от стоимости реализуемой продукции, т.е. в три раза больше, чем раньше. Это не означает, конечно, что предприниматели, руководители предприятий, узнав об этом, задрав штаны бросятся страховать все подряд. Но рост будет, и первые его признаки мы увидим уже в IV квартале этого года.
СОЛНЦЕВ Д.
Вся пресса за 18 октября 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 марта 2024 г.
|
|
Амител, Барнаул, 28 марта 2024 г.
250 тысяч полисов ипотечного страхования жилья оформили в прошлом году в Сибири
|
|
НИА Хакасия, 28 марта 2024 г.
В России пострадавшим при ЧС в торговых центрах будут выплачивать по 2 млн рублей
|
|
ТАСС, 28 марта 2024 г.
В ЦБ поддерживают идею обязательного страхования посетителей публичных мест
|
|
Московский комсомолец, 28 марта 2024 г.
Страховка от страха
|
|
Коммерсантъ, 28 марта 2024 г.
Такси до центра
|
|
ТагилСити, 28 марта 2024 г.
Ирбитская ЦГБ получила штраф за приписку медпомощи «пациентке» из Нижнего Тагила
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 28 марта 2024 г.
В Новосибирской области страховой агент присвоила почти полмиллиона
|
|
НТВ, 28 марта 2024 г.
Страховые выплаты по рухнувшему мосту в Балтиморе станут рекордными
|
|
Авторадио, 28 марта 2024 г.
Данные о полисах у перевозчиков включат в федеральную систему
|
|
Forbes Казахстан, 28 марта 2024 г.
В 2023 году казахстанцы стали чаще страховать свои жизни из-за возросших рисков
|
|
Российская газета, 28 марта 2024 г.
Единый полис ОСАГО России и Беларуси заработает с 1 октября
|
|
РБК.Черноземье, 28 марта 2024 г.
Эксперты оценили климатические риски для агробизнеса в Черноземье
|
|
Финмаркет, 28 марта 2024 г.
В 2023 году сборы страховщиков жизни выросли на 51,6%, выплаты - на 33,2% - ЦБ РФ
|
|
Деловой Казахстан, 28 марта 2024 г.
Система ОСМС: работа по принципу солидарности
|
|
РБК (RBC.ru), 28 марта 2024 г.
Минтранс введет систему проверки страховых полисов у такси
|
|
Интерфакс-Азербайджан, 28 марта 2024 г.
Азербайджан и Туркменистан договорились о налаживании сотрудничества в сфере страхования
|
|
Московский комсомолец, 28 марта 2024 г.
Обрушение моста в Балтиморе может стать крупнейшим страховым случаем
|
 Остальные материалы за 28 марта 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|