Издание рассказывает о контроле страховщиков за качеством лечения граждан, обладающих полисами медицинского страхования.
Город, Санкт-Петербург,
30 августа 2004 г.
Кто знает то, что доктор прописал 1033 просмотра
Как страхующие контролируют лечащих. И что из этого выходит
Контролировать качество лечения владеющих медицинскими полисами граждан должны страховые компании. Мы решили разобраться, как этот контроль осуществляется на практике.
Болеть в России -- дело хлопотное и нервное. Если, конечно, вы болеете бесплатно, а не за деньги. Клиента "с деньгами" любит каждый работник сферы услуг. Врачи не исключение. Пациента с полисом добровольного медицинского страхования они не просто любят -- они его уважают. И к системе добровольного страхования относятся исключительно положительно.
-- Сегодня в медицине много современных дорогостоящих технологий и методик, которые в системе обязательного медицинского страхования применяться не могут, так как у нашего государства нет денег на их финансирование, -- говорит главный врач Александровской больницы Юрий Павлов. -- А по ДМС эти методики применяются. Именно для того, чтобы человек мог пользоваться всеми современными достижениями медицины, чтобы он мог находиться в комфортных условиях и получать массу других услуг, и существует ДМС. Еe существование абсолютно оправдано, удовлетворяет потребности той части населения, которая предъявляет достаточно высокие требования к медицине. Это позволяет больницам развивать современные медицинские технологии, быть в курсе всех последних достижений медицины, осваивать что-то новое, заниматься научными исследованиями, оказывать помощь на самом современном уровне. ДМС выгодно и для больных, и для медиков, которым оно позволяет получать нормальную зарплату и выживать в условиях, когда бюджетное финансирование отвратительное.
Лечение по системе ДМС жестко контролируется страховыми компаниями. Руководители медицинских учреждений, понимая, что страховые компании приводят к ним клиентов, вынуждены сотрудничать с экспертами компаний. Известно немало случаев, когда по результатам страховой экспертизы врачей отправляли на курсы повышения квалификации, а некоторых даже увольняли.
Теоретически система обязательного медицинского страхования обладает такими же возможностями влияния на медицинские учреждения. Но на деле -- они гораздо более скромны.
Существующая у нас система ОМС основана на государственном контроле за денежными потоками, направляемыми в систему здравоохранения. В этой системе бюджетные деньги поступают в фонды обязательного медицинского страхования, которые затем перераспределяют их между страховыми компаниями, занимающимися ОМС. А страховщики, в свою очередь, заключают договоры с медицинскими учреждениями и оплачивают бесплатные для застрахованных медицинские услуги. Компании "пропускают" через себя средства из территориальных фондов ОМС, оставляя себе примерно 0,5% с оборота на ведение дел. Порой в таких компаниях работают всего несколько человек, а сами компании играют роль "выплатных центров".
Впрочем, по действующему Закону "О медицинском страховании граждан в РФ" компании, занимающиеся ОМС, должны не просто оплачивать счета, но и контролировать объем и качество услуг, отстаивая интересы владельцев полисов. В реальности же большинство небольших компаний, созданных специально под ОМС, держат в штате всего несколько сотрудников (разумеется, не врачей-экспертов). Они, как правило, не занимаются ни анализом страховых случаев, ни расчетом средств, необходимых для лечения. И поэтому, говорят некоторые специалисты в этой области, не каждая из них может доказать, что оплачивает реально оказанную медицинскую услугу, а не находится в сговоре с администрацией медучреждений.
Кстати, глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев признает: "Большинство компаний, занимающихся ОМС, не выполняет свои прямые функции". Поэтому, по его мнению, число компаний, занимающихся ОМС, должно быть значительно сокращено. В Петербурге в результате последнего тендера как раз и сделан первый шаг к этому.
Заниматься ОМС гораздо лучше получается у тех фирм, которые одновременно работают и с полисами ДМС. В таких компаниях всегда есть квалифицированные эксперты, которые задействованы в обеих системах -- и обязательного страхования, и добровольного.
"У страховых компаний, с одной стороны, задачи очень простые, а с другой -- очень сложные, -- говорит генеральный директор компании "АСК-Петербург" Лев Панеях. -- А именно защита прав застрахованных: чтобы не было поборов в медицинских учреждениях и чтобы помощь оказывалась вовремя. И еще от них требуется разумное управление деньгами, то есть налаживание экспертизы, отслеживание претензий, ведение баз данных -- чтобы не платить за чужих клиентов.
Без участия страховых компаний бюджет платил больницам просто по количеству коек. Заняты они или нет, два дня лечится человек или две недели -- бюджетные деньги шли. А страховая компания оплачивает больницам счета за выполненную работу и имеет право, и даже обязана, не оплачивать их, если человек, скажем, лежал в больнице, а ему несколько дней ничего не делали. Тогда мы отказываемся эти дни оплачивать, и со следующего платежа эта сумма снимается. Также страховая компания проверяет тарифы, по которым выставлены счета, на предмет их соответствия городскому тарифному соглашению".
Приходящий в страховую компанию счет из больницы, в котором указано, сколько дней пациент находился на лечении и какие за это время ему были сделаны процедуры, должен быть оплачен страховщиками в течение установленного нормативами срока. Потом с этим счетом начинается работа -- по закону минимум 5% историй болезни должны просматриваться специалистами компании, в оплате 10% сумм эксперты имеют право мотивированно отказать.
-- Как правило, компании проверяют истории болезни не случайным образом, -- рассказывает Лев Панеях. -- Они уже знают, что нужно смотреть. Например, человек 3 дня пролежал в больнице -- а ему не сделали ничего. У нас проверяемая цифра больше средней -- 7%.
Впрочем, нужно признать, врачи тоже научились грамотно оформлять бумаги, и "пустого" лечебного дня в истории болезни уже найти невозможно.
-- Мы отказываем в оплате по 15% счетов, -- говорит генеральный директор СК "Вирилис +" Сергей Кузнецов. -- Правда, из них только в 1,5% случаев отказы происходят по медицинским причинам, остальные -- так называемые технические: чаще всего это отказы платить за тех, кто не является клиентом нашей компании и просто запутался в своих полисах.
Нетрудно заметить, что страховщики прежде всего говорят о контроле за лечением с точки зрения экономии денег: они не лечат -- мы не платим. Конечно, такой контроль лучше, чем вовсе никакого, но как же с качеством лечения?
-- Контроль качества тоже ведется по истории болезни, а еще на основе жалоб самих застрахованных. Жалобы -- это вообще наш хлеб, -- объясняет Лев Панеях. -- Хотя они часто бывают необоснованными. Например, кто-то требует услуг, которые не входят в программу ОМС.
С жалобами на качество услуг по программе ОМС (понятно, что жаловаться можно не только на больницы, но и на поликлиники) в страховые компании гораздо чаще и организованнее обращаются застрахованные по производственному принципу. Застрахованные по территориальному принципу (чаще всего пенсионеры) обращаются в страховые компании гораздо реже. Возможно, невнимательно читают страховой полис, где этот номер обязательно указан. В августе в Петербурге в первый раз за 7,5 лет среди страховых компаний был проведен конкурс на право заключения договоров обязательного медицинского страхования (ОМС) неработающих петербуржцев. Всего в Петербурге должно быть застраховано 3 миллиона 27 тысяч неработающих горожан.
Вся пресса за 30 августа 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
2 октября 2025 г.

|
|
Лента.Ру, 2 октября 2025 г.
Лечение россиянина с разрывом аневризмы на отдыхе в Турции обошлось в миллионы рублей

|
|
Финмаркет, 2 октября 2025 г.
Число субъектов страхового дела в РФ по итогам 3-го квартала составило 204 - ЦБ

|
|
Автоновости дня, 2 октября 2025 г.
Названы самые надежные автомобили. Список из 10 моделей, которые вообще не ломаются

|
|
NEWS.ru, 2 октября 2025 г.
Россиянам объяснили, что изменится с новым законом об ОМС

|
|
АвтоВзгляд, 2 октября 2025 г.
Силовики пресекли деятельность банды автомобильных угонщиков в Подмосковье

|
|
Ингушетия, Назрань, 2 октября 2025 г.
Ситуацию на рынке автострахования обсудили в кабинете министров республики

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 2 октября 2025 г.
Как сэкономить на ОСАГО и каско: советы автоэксперта

|
|
Bizmedia.kz, 2 октября 2025 г.
Страхование для ТЦ стало обязательным в Казахстане

|
|
Business FM Челябинск, 2 октября 2025 г.
Аграрии Челябинской области стали чаще страховать посевы

|
|
Inbusiness.kz, 2 октября 2025 г.
Астанчанин с помощью ИИ добился повышенной страховой выплаты

|
|
korins.ru, 2 октября 2025 г.
НСА сформировал оперштаб для мониторинга ситуации по ЧС в Башкирии

|
|
Медиакорсеть, Уфа, 2 октября 2025 г.
Туристический кошмар в Аланье: кто поможет уфимцам, пострадавшим в ДТП за границей?

|
|
За рулем, 2 октября 2025 г.
Названы машины с самым дорогим ремонтом после аварии

|
|
korins.ru, 2 октября 2025 г.
ВСС обратился к ЦБ с просьбой о поддержке в вопросах ОМС

|
|
Лента.Ру, 2 октября 2025 г.
Минздрав подготовил законопроект об изменениях в работе ОМС. Как нововведения могут отразиться на россиянах?

|
|
Финам.Ru, 2 октября 2025 г.
Акции страховщика Neptune выросли на 16% после IPO в США

|
|
Парламентская газета, 2 октября 2025 г.
Депутат призвал страховать электросамокатчиков и ограничить им скорость

|
 Остальные материалы за 2 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|