Chelfin.ru, Челябинск,
6 сентября 2011 г.
Кто возместит ущерб после утечки брома? 1226 просмотров
Опасный груз – партия жидкого брома в стеклянных пятилитровых банках, которая провозилась по железной дороге – не был застрахован, как и ответственность грузоотправителя. Это выяснилось уже после утечки брома, которая произошла при стыковке вагонов на станции «Челябинск-Главный» Южно-Уральской железной дороги. Украинская компания-производитель оформила договор страхования груза, но его действие закончилось после пересечения российской границы. Российская сторона не позаботилась о безопасности перевозки ядовитого груза – предприятие «Алтайхимпром» и РЖД оказались не готовыми к экологической аварии.
В четверг, 1 сентября, жителей Челябинска охватила паника: рано утром над путями железнодорожного вокзала поднялись ярко-бурые клубы дыма. Причиной задымления, как выяснилось позже, стал вагон, в котором перевозили бром в стеклянной таре. Именно утечка опасного вещества и вызвала появление ядовитых паров. В вагоне находилось более шести тысяч стеклянных банок с жидким бромом. Точное число разбившейся тары до сих пор неизвестно.
При формировании состава вагон спустили с горки своим ходом, что привело к удару с другим вагоном. Между тем, по правилам, вагоны с химическими веществами должны перевозиться только локомотивом. Именно удар привел к тому, что какое-то количество банок с жидким бромом в деревянных ящиках разбилось.
По данным ЮУЖД, вагон следовал со станции Красноперекопск Приднестровской железной дороги до станции Славгород-Яровое Алтайского края. Поставщиком опасного вещества был крупный украинский производитель хлорного железа ОАО «Бром». При отправлении ядовитого груза производитель застраховал товар в компании «Крымский страховой альянс». Однако действовал страховой полис только на территории Украины – таким образом, производитель полностью обезопасил себя от невыполнения договора поставки. После пересечения границы вся ответственность за доставку и сохранность груза ложилась на российскую сторону.
«Для оценки перспектив возмещения вреда потерпевшим неважно, был ли застрахован сам груз, важно – была ли застрахована ответственность, – говорит руководитель центра страхования ответственности компании «Росгосстрах» Алина Малышева. – Для понимания, чья ответственность наступает в данном случае, нужно точно знать причины аварии, чтобы установить, по чьей вине был причинен ущерб. Возможно, это перевозчик, владелец транспортной инфраструктуры или собственник груза – если упаковка была ненадлежащей».
Заказчиком партии ядовитого вещества оказался «Алтайхимпром». На предприятии очень ждали поставку брома, однако позаботиться о безопасности важного груза и предотвратить возможные потери не смогли. «Нам никто не предлагал оформить страховку, – говорит заместитель коммерческого директора, начальник отдела маркетинга предприятия «Алтайхимпром» Алексей Волков. – Украинская сторона перед нами все обязательства выполнила, к ним претензий нет. Может быть вагон застраховала железная дорога, но мы ничего не оформляли».
Как пояснили корреспонденту ChelFin.ru в страховой компании «ЮЖУРАЛЖАСО», сейчас страхование грузов является делом сугубо добровольным. А закон о введении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов вступит в силу только с 1 января 2012 года. Согласно новому закону, владельцы особо опасных объектов будут обязаны страховать гражданскую ответственность на весь срок эксплуатации. При заключении и в течение срока действия договора страховая компания может провести экспертизу объекта, чтобы оценить потенциальный ущерб в результате аварии, максимально возможное число пострадавших.
Основной целью данного законопроекта является необходимость обеспечить деньгами восстановление последствий техногенных аварий и катастроф, говорят участники рынка. Однако получить компенсацию можно только в случае, если производственный объект, где произошло экологическое ЧП, зарегистрирован как опасный в Ростехнадзоре. Так что, вероятно, даже после вступления закона в силу, предприятия, осуществляющие поставки опасных веществ, смогут сэкономить на страховом полисе при отправлении очередной партии.
«Если застрахован только груз, то страховая компания возмещает стоимость самого груза, – говорит Алина Малышева. – Чтобы по договору страхования происходило возмещение ущерба жизни и здоровью других лиц, а также их имуществу и окружающей среде, должен быть заключен договор страхования ответственности. Если данный объект не подпадает под закон об обязательном страховании, то такой договор может быть заключен в форме добровольного страхования».
Между тем, по оценкам экологов, даже быстро ликвидированная утечка брома может оказать существенное воздействие на окружающую природу и здоровье людей. Самыми страшными будут последствия, которые люди сразу почувствовать не могут.
«Бром – сильнейший окислитель, поэтому листва растений, скорее всего, сгорит, – говорит лидер движения «За ядерную безопасность» Наталья Миронова. – Пострадают их корневые системы. Но намного серьезнее, на мой взгляд, окажутся отдаленные последствия на здоровье человека. Пострадают почки и иммунная система, так как бром в организме вытесняет йод. Скорее всего, в регионе резко возрастет заболеваемость».
Как заверил в пятницу на пресс-конференции глава Челябинской транспортной прокуратуры Василий Лавров, пострадавшие из-за утечки брома смогут добиться возмещения вреда здоровью в судебном порядке. По его словам, проверка только началась, и прокуратура пока не может дать оценки действиям железнодорожников и сотрудников регионального ГУ МЧС. «Нам предстоит не только установить причину и виновных в утечке опасного химического вещества, – подчеркнул Василий Лавров, – но и дать оценку работе системы оповещения, отлаженности взаимодействия всех участвовавших в ликвидации происшествия служб».
По словам Василия Лаврова, заведено дело по факту административного нарушения – несоблюдения правил эксплуатации при перевозке опасных веществ. «Думаю, что как только будут точно установлены виновные в происшествии, все пострадавшие смогут подать иски в суд, – резюмировал прокурор. – Пока, до получения результатов проверки, говорить об этом более определенно невозможно. Помимо изучения всех обстоятельств утечки брома, мы должны проверить и грузоотправителя, и правильность соблюдения всех нормативов, которыми регламентируется перевозка химических веществ – а это, поверьте, тысячи документов».
Кто будет отвечать за последствия аварии, которая привела к утечке брома, – грузоотправитель, не позаботившийся о должной сохранности опасного вещества при транспортировке, или сотрудники железной дороги, грубо нарушившие внутренний регламент, – еще предстоит выяснить следствию.
Юлия ТРУДНЕВА, специально для Chelfin.ru
Вся пресса за 6 сентября 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Страхование ОПО
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
3 октября 2025 г.

|
|
АвтоВзгляд, 3 октября 2025 г.
Двое мужчин устраивали подставные ДТП, чтобы обманывать страховые компании

|
|
ТАСС, 3 октября 2025 г.
Генконсульство РФ сообщило о гибели россиянина у острова Пхукет

|
|
Медвестник, 3 октября 2025 г.
Минфин заявил о конфликте интересов при замене медицинских страховщиков на терфонды

|
|
Финмаркет, 3 октября 2025 г.
В январе-июне сборы страховщиков РФ по договорам НС снизились на 5,8%, выплаты выросли на 3,5%

|
|
РИА Дагестан, 3 октября 2025 г.
Три модели «АвтоВАЗа» стали самыми популярными в Дагестане при оформлении автостраховок

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2025 г.
Swiss Re и Bondaval запускают инновационные полисы кредитного страхования на основе данных

|
|
NEWS.ru, 3 октября 2025 г.
Аналитики подсчитали, какие авто чаще не подлежат восстановлению после ДТП

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2025 г.
Кадровый голод на страховом рынке: новые подходы к подбору персонала

|
|
Sputnik Таджикистан, 3 октября 2025 г.
В Таджикистане внедрят электронную систему страхования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2025 г.
Казахстан внедрит международные практики страхования катастрофических рисков

|
|
Новые Известия, 3 октября 2025 г.
Споры вокруг реформы ОМС: какова позиция Минздрава России

|
|
Forbes, 3 октября 2025 г.
Страховщики выступили против передачи их полномочий территориальным фондам ОМС

|
|
Эксперт Online, 3 октября 2025 г.
Страховые компании выступили против законопроекта о реформе системы ОМС

|
|
Медвестник, 3 октября 2025 г.
«В механизме экспертной работы мало что изменится»: мнения об отказе от страховых компаний в системе ОМС

|
|
Клопс.ru, Калининград, 3 октября 2025 г.
В России разгорелся скандал вокруг законопроекта, который может лишить страховщиков ОМС полномочий

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 3 октября 2025 г.
Гатчинская администрация потратит 15,8 млн на ДМС сотрудников

|
|
Газета.Ru, 3 октября 2025 г.
Мухлюют с расчетами: страховщики занизили цены на запчасти для выплат по ОСАГО

|
 Остальные материалы за 3 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|