Издание рассказывает о работе страховых брокеров в России и законодательстве, регулирующем их деятельность.
Финмаркет,
11 ноября 2004 г.
Проблемы страховых брокеров решаемы? 3262 просмотра
Институт страхового посредничества в развитых странах оказывает положительное воздействие на рынок труда, так как с утверждением брокерских услуг появляется большее количество рабочих мест, что способствует росту занятости населения. В разных странах в страховании работает от 1 до 4% населения. В эту цифру входят как независимые агенты, так и брокеры.
Правовые основы регулирования посреднической деятельности во всех развитых странах закладываются в специальном законодательстве, которое, естественно, имеет свои особенности. В нашем государстве такое законодательство еще находится на стадии разработки. Сегодня это основная проблема страховых брокеров. Единственный в России закон, относящийся к брокерам - это часть статьи 8 в законе "Об организации страховой деятельности". Там прописано, что страховой брокер - это посредник, регулирующий отношения между страховщиком и страхователем, указана обязательность лицензирования действий брокеров, порядок лицензирования, форма отчетности, порядок ее сдачи, а так же санкции, применяемые в случае каких-либо нарушений. Самое большое препятствие здесь - жесткое разделение посредников на агентов и брокеров. К тому же многие страховые компании отказываются заключать договора с брокерами, так как считают, что не имеют права выплачивать им комиссию, поскольку, по вполне понятной логике, утверждают, что посредник представляет интересы страхователя. Страхователь, в свою очередь, опасается пользоваться услугами агента, как раз по той причине, что услуга, оплаченная страховщиком, а значит, и заказанная им, внушает большие опасения в объективности. В общем-то брокеры говорят, что если строго толковать существующее законодательство, страховщики правы. И сейчас действительно очень остро стоит вопрос о том, кто должен платить. По утверждению СК, страховая премия едина и неделима. Внутри нее находится еще и страховая комиссия, если для объективности работы комиссию не отдавать посреднику, а вознаграждение брать с потребителя, получится, что потребитель платит дважды. Первый раз - комиссию (которую невозможно не взимать, потому что это положено по закону) второй - дополнительное вознаграждение. И в этот момент существование посредника снова натыкается на проблему. Как раз в европейских странах эта проблема, по словам председателя правления Ассоциации профессиональных страховых брокеров и консультантов Владимира Бирюкова, давно решена. Законодательство выровнено, и на брокеров и страховых агентов давно распространяются одинаковые директивы. Им предъявляются одинаковые требования к порядку лицензирования, к профессиональной подготовке, ответственности перед клиентом и страховщиком. Есть проблемы и с налоговым законодательством. Дело в том, что брокерская деятельность отдельно от комиссии в тарифе страховщика облагается НДС, что большинство компаний-брокеров считают двойным налогом, так как налоговые сборы уже вычитаются из страховой премии. По мнению Бирюкова, отмена НДС во многом бы поспособствовала развитию брокерской системы. В нашей стране законодательную базу исправить гораздо сложнее. Во-первых, страховой бизнес еще недостаточно развит, а доверие к рынку посредников часто подрывается мелкими, ненадежными брокерскими компаниями, а во-вторых, ассоциация брокеров еще не имеет представителя, который обладал бы полномочиями лоббировать закон в Думу. Кроме того, брокерскому сегменту значительно помогла бы заинтересованность населения в посредниках. По мнению Владимира Бирюкова, она невозможна, пока потребитель отличается общей страховой неграмотностью. Например, в нашем случае, страхователям необходимо понимать, что существуют совершенно разные виды страховых брокеров. Они отличаются на разных уровнях и обычно специализируются и на международных рынках. Существуют брокеры, которые специализируются на одном бизнесе. А также агенты, которые работают исключительно с авиацией или флотом, имуществом, автомобилями или перестрахованием. Есть, конечно, и специалисты-универсалы, но чаще всего они хорошо знают только определенный сегмент рынка. А, например, перестраховочные брокеры вообще не имеют дело со страхователем. Именно потому, что периодически население обращается к брокеру "не той специализации", возникает множество заминок и неточностей в работе специалистов. Что, естественно, пагубно отражается на общем имидже посредника. Исходя из всех перечисленных проблем, сегодня трудно прогнозировать развитие данного сегмента рынка. Ассоциация брокеров надеется на то, что изменения в законодательной базе появятся хотя бы к 2006 году. Опыт зарубежных стран показывает, что государственное регулирование деятельности как самих страховых компаний, так и страховых посредников является необходимым условием успешного развития страхового рынка, так как без этого невозможно гарантировать защиту интересов потребителей страховых услуг.
Екатерина СЕЛЕЗНЕВА
Вся пресса за 11 ноября 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Брокеры
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
3 октября 2025 г.

|
|
АвтоВзгляд, 3 октября 2025 г.
Двое мужчин устраивали подставные ДТП, чтобы обманывать страховые компании

|
|
ТАСС, 3 октября 2025 г.
Генконсульство РФ сообщило о гибели россиянина у острова Пхукет

|
|
Медвестник, 3 октября 2025 г.
Минфин заявил о конфликте интересов при замене медицинских страховщиков на терфонды

|
|
Финмаркет, 3 октября 2025 г.
В январе-июне сборы страховщиков РФ по договорам НС снизились на 5,8%, выплаты выросли на 3,5%

|
|
РИА Дагестан, 3 октября 2025 г.
Три модели «АвтоВАЗа» стали самыми популярными в Дагестане при оформлении автостраховок

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2025 г.
Swiss Re и Bondaval запускают инновационные полисы кредитного страхования на основе данных

|
|
NEWS.ru, 3 октября 2025 г.
Аналитики подсчитали, какие авто чаще не подлежат восстановлению после ДТП

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2025 г.
Кадровый голод на страховом рынке: новые подходы к подбору персонала

|
|
Sputnik Таджикистан, 3 октября 2025 г.
В Таджикистане внедрят электронную систему страхования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 октября 2025 г.
Казахстан внедрит международные практики страхования катастрофических рисков

|
|
Новые Известия, 3 октября 2025 г.
Споры вокруг реформы ОМС: какова позиция Минздрава России

|
|
Forbes, 3 октября 2025 г.
Страховщики выступили против передачи их полномочий территориальным фондам ОМС

|
|
Эксперт Online, 3 октября 2025 г.
Страховые компании выступили против законопроекта о реформе системы ОМС

|
|
Медвестник, 3 октября 2025 г.
«В механизме экспертной работы мало что изменится»: мнения об отказе от страховых компаний в системе ОМС

|
|
Клопс.ru, Калининград, 3 октября 2025 г.
В России разгорелся скандал вокруг законопроекта, который может лишить страховщиков ОМС полномочий

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 3 октября 2025 г.
Гатчинская администрация потратит 15,8 млн на ДМС сотрудников

|
|
Газета.Ru, 3 октября 2025 г.
Мухлюют с расчетами: страховщики занизили цены на запчасти для выплат по ОСАГО

|
 Остальные материалы за 3 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|