Известия,
29 марта 2013 г.
Госдуму просят изменить законопроект о бенефициарах 981 просмотр
Об этом говорится в письме президента Национального платежного совета (НПС) Андрея Емелина, направленном главе комитета Госдумы по финансовому рынку Наталье Бурыкиной (есть у «Известий»).
Законопроект о бенефициарах подготовлен Росфинмониторингом по поручению премьера Дмитрия Медведева, которое он дал на совещании по развитию банковской системы 3 октября 2012 года. Законопроект принят Госдумой в первом чтении в феврале 2013 года и в настоящее время готовится ко второму.
В проекте закона определяются понятие бенефициарного владельца (п. 1 ст. 10) и обязанность клиентов предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, информацию о своих бенефициарных владельцах. В список таких организаций входят в первую очередь банки, брокерские компании, страховщики, риелторы, факторинговые компании и операторы по приему платежей.
Согласно проекту, бенефициарный владелец - это физическое лицо, которое прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с аффилированными лицами имеет возможность определять действия (решения) клиента. Банки будут обязаны «принимать обоснованные и доступные меры» по их идентификации. К таким мерам законопроект относит установление фамилии, имени, отчества, гражданства, даты рождения, реквизитов удостоверения личности, ИНН. В отношении юрлиц - ИНН, государственного регистрационного номера, места регистрации и адреса местонахождения. Критерии отнесения лица к бенефициарам и процедуре идентификации для банкиров установит Центробанк в отдельном документе.
Соответствующую информацию банки должны обновлять не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности сведений - в течение семи дней после возникновения этих сомнений, говорится в законопроекте. Документ также дает кредитным организациям право отказаться от исполнения договора банковского счета, если бенефициар предоставил недостоверные сведения или недействительные документы.
По словам юриста PwC Дмитрия Чиркина, законопроект направлен на борьбу с фирмами-однодневками, отмыванием средств и уклонением от уплаты налогов.
Однако у документа есть и слабые стороны.
Емелин в письме Бурыкиной указывает, что в законопроекте Росфинмониторинга не установлены «какие-либо средства и правовые механизмы получения от клиентов соответствующей информации о бенефициарах и ее последующей проверки». Также в проекте закона не предусмотрена обязанность компаний предоставлять сведения о физлицах-бенефициарах, в том числе при регистрации юрлица (ИП).
По мнению президента НПС, обязанность по восстановлению всей цепочки бенефициаров должна быть возложена на регистрационный орган - для дальнейшей передачи этих сведений банкам вместе с данными из ЕГРЮЛ.
Эксперты поддерживают предложение НПС передать идентификацию бенефициаров регистрационным органам.
- Для регулятивных требований - а не для внутренних процедур оценки финансового положения - банки хотели бы опираться на информацию регистрационных органов. То есть именно госорганы - как хотели бы банки - должны стать первоисточником такой информации и их функционал не должен перекладываться на бизнес-структуры (кредитные организации), - говорит начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева.
Замечания НПС вполне обоснованные, считает начальник управления финансового мониторинга банка «Стройкредит» Оксана Курганова.
- Само по себе требование раскрытия всей цепочки собственников компаний, обслуживающихся в финучреждениях, сомнений не вызывает, это общепризнанная международная практика, - поясняет она. - Причем законодательство должно предусматривать ответственность клиентов за предоставление недостоверной информации. Но и данные, раскрытые клиентом банку, должны быть законодательно защищены, необходимо сохранить принцип банковской тайны.
Проверка данных, предоставленных клиентом, для банков с широкой клиентской базой - дополнительная нагрузка, которую необходимо максимально оптимизировать и свести к минимуму, поскольку все-таки основная задача банка - предоставление финансовых услуг, а не контроль, добавляет Курганова.
На снижение дополнительной нагрузки направлено еще одно предложение НПС. Совет просит Бурыкину исключить обязанность банков сообщать налоговикам об открытии/закрытии/изменении реквизитов счетов граждан, как того требует законопроект Росфинмониторинга (п. 6 ст. 7).
- Логика введения такого требования понятна: усиление контроля за уплатой налогов физическими лицами, - говорит Емелин. - Однако она требует специального обсуждения и подробных расчетов, поскольку, по мнению ряда участников рынка, данная мера будет весьма затратна для банков, особенно для специализирующихся на обслуживании физлиц.
Учитывая, что на 1 января 2013 года юридическим лицам открыто 7 млн счетов, а физическим лицам - 663 млн счетов, введение такой обязанности приведет к существенному росту операционных расходов и, как следствие, удорожанию банковских услуг.
Стоимость банковских продуктов безусловно возрастет - на величину, сопоставимую с действующими в кредитных организациях тарифами на расчетно-кассовое обслуживание, считает Артемьева.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ
Вся пресса за 29 марта 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Учет и отчетность, Страховое право, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
10 октября 2025 г.

|
|
ГТРК Кубань, 10 октября 2025 г.
Больше страховых возмещений стали выплачивать на Кубани

|
|
РБК.Черноземье, 10 октября 2025 г.
Выплаты по агрострахованию в Черноземье достигли почти 500 млн руб.

|
|
ГТРК Кострома, 10 октября 2025 г.
Костромичка стала жертвой мошенников при попытке получить электронный полис ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 октября 2025 г.
Рынок коммерческого страхования становится все более благоприятным для покупателей

|
|
ЮГА.ру, Краснодар, 10 октября 2025 г.
Регионы Северного Кавказа вышли в лидеры по мошенничеству с ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 октября 2025 г.
Южнокорейские страховщики конкурируют за эксклюзивные ниши — от деменции до задержек метро

|
|
Российская газета онлайн, 10 октября 2025 г.
Основные различия между полисами ОМС и ДМС. Что нужно знать

|
|
auto.mail.ru, 10 октября 2025 г.
Названы регионы с повышенным риском мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
Business FM Кубань, 10 октября 2025 г.
На «Финополисе» рассказали о грядущих изменениях в ОСАГО

|
|
Реальное время, Казань, 10 октября 2025 г.
С шестикратным ростом рынка до 66 млрд рублей на пороге реформ ОСАГО и ОМС

|
|
ГТРК Татарстан, 10 октября 2025 г.
Объем страховых премий в Татарстане за 19 лет увеличился на 55 млрд рублей

|
|
Татар-информ, Казань, 10 октября 2025 г.
Татарстан лидирует в ПФО по страховым сборам за первое полугодие

|
|
Интерфакс, 10 октября 2025 г.
РСА отнес 10 регионов РФ к зоне повышенного риска мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
«От всех рисков»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
«Страховщики — амбассадоры превентивной медицины»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Страховка на час

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Радость клиента — боль страховщика

|
 Остальные материалы за 10 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|